STEAM-проекты как один из инструментов экологического воспитания младших школьников

Ахматова Татьяна Вячеславовна, директор школы АНО «Бала-Сити», учитель русского языка и литературы
Хотеева Евгения Игоревна, педагог-наставник, руководитель Laboratory of natural sciences


Состояние окружающей нас среды во многом определяет актуальность экологического воспитания в современной школе. Сформировать экологическую грамотность ученика невозможно только в рамках одного предмета, так как решение экологических задач носит межпредметный характер.Поэтому STEAM-проекты могут стать одной из форм интеграции предметных областей естественно-научного познания мира.

Говоря о STEAM-образовании, следует отметить, что оно основано на применении междисциплинарного и прикладного подхода, а также на интеграции пяти дисциплин в единую схему обучения. Данные технологии включают S - science, T - technology, E - engineering, A – art, M – mathematics. Таким образом, STEAM-образование в условиях школы позволяет создать смешанную среду, в которой ученики начинают понимать, как можно применить научные методы на практике. Поэтому реализация STEAM-проектов в образовательном процессе позволяет сделать теоретический материал аргументированным, жизненным и менее академичным. Особенно данный аспект важен в процессе реализации экологических проектов, когда ученик, применяя метапредметные универсальные учебные действия и невольно становясь сопричастным к проблемам охраны и защиты окружающей среды, получает реальную возможность использовать приобретенные знания в жизни.

В условиях школы АНО «Бала-Сити» экологические STEAM-проекты реализуются в рамках деятельности Laboratory of natural sciences. Формат школьной лаборатории позволяет создать единое междисциплинарное дидактическое пространство, где знания по биологии формируют у обучающихся целостное представление о месте человека в биосфере, дают возможность установить взаимосвязи между процессами, обусловленными действием экологических факторов; элементарные знания по химии помогают детям раскрыть механизмы биогеохимических процессов; физика показывает угрожающие масштабы воздействия человека на природу; географические знания дают возможность судить об изменениях, происходящих в природе.

Таким образом, каждый предмет интегрированного курса Science вносит свой вклад в экологическое воспитание младших школьников. А инженерное мышление, навыки моделирования позволяют детям создать нестандартные проекты.

Одним из ярких примеров подобных STEAM-проектов является создание макетов различных экосистем. Школьник, знающий устройство и принцип функционирования экосистемы озера, никогда не выбросит в него стеклянную бутылку.



Данный проект предполагает реализацию STEAM-задачи в следующих направлениях.

S – science : Понимание роли производителей, потребителей и разрушителей в экосистеме. Знание биоразнообразия флоры и фауны пресных и солёных водоёмов и их особенностей.

T – technology: Инструменты: Аквариумы, грунт, морская соль, картон, карандаши, фломастеры, ножницы, клей.

E – engineering: Приготовление среды обитания. Изготовление и адаптация обитателей.

A – art :Выбор материала и техники исполнения стоит за детьми

M – mathematics : Расчет пропорций и концентраций солей для пресного и солёного водоёма. Расчёт популяции того или иного вида растений и/или животных.

Отдельной миссией можно считать обучение ребенка жизни в гармонии с окружающей средой, уважительному и бережному отношению к природе. В рамках этой проблематики можно использовать проект по созданию собственных экологических знаков, носящих характер не запретительный, а побуждающий.


Для познания природы родного края и формирования у детей культуры взаимодействия с ней был организован исследовательский проект «Турпоход». Проведение детских научно-исследовательских экспедиций с целью овладения навыками ориентирования, поведения в экстремальных условиях и сбору информации об окружающем мире эмпирическим путём.






Походы дают возможность детям в естественной обстановке получать знания, информацию о природных объектах и явлениях. Дети постигают мир природы во всем его богатстве и многообразии, видят и учатся осознавать те естественные процессы, которые в природе протекают.

Таким образом, STEAM-образование позволяет реализовать новые методические приемы, направленные на формирование экологической культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций