Экологическое образование и воспитание школьников в г. Казани

Карпунина Л.Н., методист
Борисова С.А., методист
Информационно-методического отдела Управления образования г. Казани


Проблемы взаимодействия людей с окружающей природной средой в наше время актуальны. Воспитание экологически грамотного нового поколения является важным условием для развития общества. Одним из направлений социализации детей является экологизация его личности. Важной задачей образовательных учреждений является формирование экологической культуры ребенка через экологическое образование и воспитание.

Экологическое воспитание выступает сегодня в качестве приоритетного направления развития современной школы и системы образования в целом. Одними из эффективных мер экологического воспитания являются проведение экологических слетов и конференций, походов и выездов в заповедные места, конкурсы и экскурсии, экологические игры и практические акции, тематические экологические праздники, что способствует повышению экологической культуры.

Экологизация воспитательной работы в школах города стала одним из главных направлений развития системы школьного образования. Оно осуществляется в учебной деятельности, внеклассной и внешкольной работе, включающих в себя систему уроков, внеурочных практических и познавательных занятий. Особая роль уделяется использованию интерактивных форм образования.

Интерактивные методы как нельзя лучше позволяют решать поставленные перед экообразованием задачи: через активное включение детей в совместное обсуждение экологических проблем, участие в деловых играх они приобретают опыт и учатся его анализировать. Дети не только повышают знания в области экологии, но и учатся конкретным способам, методам, технологиям решения тех или иных экологических проблем.

Важной составляющей для формирования экологического образования школьников является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, ставшей методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. В ФГОС предусмотрены два основных результата: экологическая культура («Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни» для учащихся 1-11 классов) и экологическая грамотность (предмет «Окружающий мир» для учащихся начальной школы; естественно-научные предметы для учащихся основной школы).

В образовательных организациях города уделяется большое внимание экологическому образованию и воспитанию подрастающего поколения.

Знаковым стал старт «Года экологии и общественных пространств» в Республике Татарстан. 1 марта 2017 года состоялся Урок экологии, с участием Президента РТ Рустама Нургалеевича Минниханова, где школьники представили свои исследования: «Проект благоустройства озера «Лебяжье», «Экологический ГИД по г. Казани» и др. Проекты школьников получили одобрение и поддержку у руководства города и республики.

В 2017 году сборная юных экологов республики, выступив на заключительном этапе Всероссийской олимпиады по экологии в г. Санкт- Петербурге, в очередной раз подтвердила статус лучшей в России, сохранив за собой лидирующую позицию по предмету. Республиканская сборная заняла 22 призовых места, в том числе 12 юных казанцев стали призерами, 5 - победителями.

Казанские школьники получают признание не только на олимпиаде, но и на всероссийских и международных конкурсах и конференциях: международный конкурс научно-практических и прикладных разработок «Биотоп», всероссийский конкурс «Будущее сильной России - в высоких технологиях» и «Юные исследователи окружающей среды», Республиканская олимпиада «Эконаследие», Поволжская научно-практическая конференция школьников по экологии. Завоевали абсолютное первое место на конкурсе «Кубок экологических кейсов EcoSolutionCup» МГИМО МИД России, Гран-при Межрегионального слета юных экологов Республики Крым.

Более 50 тысяч школьников приняли активное участие в акции «Всероссийский экологический урок «Сделаем вместе!», организованной Федеральным партийным проектом «Экология России» партии «Единая Россия». Победители и участники были награждены дипломами, поездкой в Артек.

Особую роль в формировании экологической культуры школьников выполняют учреждения дополнительного образования детей, особенно городской эколого-биологический центр, Центр экологического образования Центра детского творчества «Танкодром». В 2016-2017 учебном году учреждения дополнительного образования г.Казани работали по 54 общеобразовательным общеразвивающим программам естественнонаучной (эколого-биологической) направленности с общим охватом учащихся 2552 чел.

Младшие школьники и дошкольники Казани вовлекаются в детское движение юных Эколят, объединенные самыми разнообразными формами работы: «День открытых дверей», «День леса», «День защиты животных», «Осень и Урожай», «Птица года», «День воды», «День птиц», «День Земли», «День Солнца». Дети активно участвуют в фестивалях «Радужная сцена», «Солнечный мост», экофорумах «Зилант» и «Зилантёнок», мероприятиях в рамках проекта «СтрИЖ» («СтремлюсьИнтересноЖить») по пропаганде здорового образа жизни, в реализации орнитологического проекта «Феникс».

В Городском эколого-биологическом центре создана детская общественная организация «Зелёная страна», являющаяся активным участником всероссийского движения школьников (РДШ).

В рамках экологического направления всероссийского движения в сентябре-декабре 2017 года были проведены следующие мероприятия: региональный этап Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды (ЮИОС) (по Казани 32 участника), региональный этап акции в рамках Всемирных дней учета птиц (более 2000 участников), региональный этап Всероссийского конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос». В апреле 2017 года состоялся региональный этап Международной акции Марш парков, который собрал более 7000 участников. Свыше 200 школьников города Казани приняли участие в мероприятиях Дня юннатского движения.

Успех экологического воспитания детей зависит от экологической культуры, компетентности педагогов, занимающихся этой деятельностью. В идеале экологическое воспитание должны осуществлять все педагоги, вне зависимости от предметной специализации. Тем более что экологическая культура определяет не только широкую эрудицию, высокий уровень общей культуры учителя, но и способствует эффективному осуществлению педагогической деятельности. Требования ФГОС к образованию и, следовательно, к учителю включают и формирование образовательной среды, развиваемой и самоорганизующейся на основе системы экологических средовых принципов устойчивого функционирования антропных сред и артесред.

В 2017 году была проведена городская открытая научно-практическая конференция педагогических работников «Экологическое образование и воспитание подрастающего поколения в интересах устойчивого развития и экологической безопасности. Формирование основ экологической культуры и мировоззрения» с целью определения направления развития экологического образования и воспитания детей в г. Казани, выявления и диссеминации успешного инновационного опыта работы городского педагогического сообщества. В мероприятии приняли участие педагоги дошкольных образовательных учреждений, школ, дополнительного образования детей, высшей школы. Педагоги делились опытом своей работы, планами на будущее.

Безусловно, формирование у подрастающего поколения адекватного

отношения к окружающей среде, навыков продуктивного взаимодействия с ней эффективнее может быть осуществлено в педагогических условиях, интерпретируемых как современная образовательная среда, соответствующая требованиям ФГОС. Важно, чтобы педагоги находились в постоянном поиске современных эффективных приемов обучения и воспитания, целенаправленно пополняя свои знания.

Велика роль педагога в экологическом просвещении не только подрастающего поколения, но и в просвещение родителей. Экологическая культура должна быть потребностью в каждой семье. Ребёнок, как известно, «учится всему, что видит у себя в дому». Экологическая проблематика способствует сближению важнейших социальных институтов семьи и школы.

Экологическое образование школьников не просто одна из острых задач современного общества, это его залог на будущее, его сегодняшнее осуществление.





Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций