Программа формирования экологической культуры обучающихся

Андреева Анна Владимировна - заместитель директора по воспитательной работе,
учитель биологии МБОУ «Лицей 145» Авиастроительного района


« ...Природа становится могучим источником
воспитания лишь тогда, когда человек
познает ее, проникает мыслью в причинно-
следственные связи ...
Чем больше деятельности, связанной с
активным познанием природы, тем глубже и
осмысленнее становится видение
окружающего мира ...»
В.А. Сухомлинский


Экологическое образование носит непрерывный характер. Оно охватывает все уровни обучения: дошкольное, школьное, вузовское и послевузовское. Реализация экологичеcкого образования является частью гуманизации и гуманитаризации учебно-воcпитательного процесса, способствует формированию особой – экологическойкультуры человека, которая проявляется в его cпоcобности и готовности к оптимальному взаимодействию с природой.

Один из этапов непрерывного экологического образования реализуем мы – лицей. В МБОУ «Лицей 145» в средней школе выделяются два этапа экологического образования. В основной школе ( с седьмого по девятый класс), обучение в лицее ведется с 7 класса, формируется система основных экологических понятий, система умений рационального природопользования и навыки экологичеcки компетентного поведения в природе. Развивается также cиcтема нравственно-ценноcтных отношений к живому, к биологическому разнообразию, к окружающей среде, роли человека и общества в существовании нашей планеты и своего родного края. Реализуем работу через урочные и внеурочные занятия различных форм, с учетом возрастных особенностей обучающихся: беседы, классные часы, круглые столы, диспуты, квесты, игры, всевозможные конкурсы рисунков, плакатов, молний и поделок. Стараемся приобщать родителей к совместной работе с обучающимися, что делает процесс еще более интересным. Родители совместно с детьми выполняют проектные и практические работы. Ведут уход за пришкольной территорией. А на линейке, 1 сентября, торжественно награждаем победителей. В полной средней школе (с девятого по одиннадцатый класс) знания по основам экологии углубляются с учетом профильного направления нашего физико-математического лицея.

В лицее организован факультатив по развитию экологической инженерной деятельности – научно-техническое общество лицеистов. НТОЛ (научно-техническое общество лицеистов) является одной из основных форм выявления и работы с одаренными детьми; средой для развития и выявления интеллектуально-творческого потенциала лицеистов, способом мотивации поисково-исследовательского интереса, творческого становления и развития учащихся, а также любви к науке. Работа общества реализуется в 2 этапа. На первом этапе для всех желающих проводятся общие занятия в виде лекций и бесед по основам инженерного творчества, патентоведению, экологии, проблемам энергетики и энергоресурсосбережения. В процессе бесед выявляются вопросы, интересующие слушателей, и далее сотрудничество переходит в форму индивидуальной работы с каждым по вопросу, представляющему интерес для конкретного лицеиста. Секция экологии и техники возглавляется преподавателями КНИТУ-КАИ профессором Мингазетдиновым И.Х., доцентом Смирновой С.В. Участники секции добились высоких результатов в научно-практических конференциях и конкурсах, проектах для старшеклассников на Всероссийском и Республиканском уровнях. На настоящий момент лицеисты являются авторами 12 изобретений, на которые получены патенты. По результатам индивидуальной работы с ученицей 10 класса Лиманской Е. были изучены вопросы состояния сточных вод на конкретном предприятии ЗАО «Агротехмашсервис». Логическим итогом проведенной работы явилось оформление и подача заявки в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) на изобретение «Тарельчатый сепаратор для очистки сточных вод», на которое получен патент. Другой участник научно-технического общества лицеистов, учащийся 10 класса РубиновскийД., разработал в устройство «Ручной тренажер», которое было оформлено в виде заявки в Роспатент с последующим получением патента. Предложение по решению проблемы очистки сточных вод было сформулировано в работе учениц 10 класса Чекменевой И. и Махотиной Н. Целью данного проекта была разработка рациональной схемы механической очистки с использованием в одном агрегате нескольких факторов разделения для получения эффективной степени очистки. Решение этой задачи реализовано в устройстве «Тонкослойный отстойник». Для решения проблемы очистки выбросов теплоэнергетических установок учеником 11 класса Юнусовым И. предложено и запатентовано устройство для каталитического дожига газовых выбросов. Работа в направлении дельнейшего развития изобретательства была продолжена Буровой И. Ею было предложено устройство для гашения колебаний – комбинированный гидравлический демпфер. Разработанная полезная модель была представлена и отмечена дипломами победителя на Международной конференции «Туполевские чтения», Межрегиональном конкурсе «Перспектива», была удостоена диплома конкурса «50 лучших инновационных идей для Республики Татарстан». Федеральной службой по интеллектуальной собственности выдан патент на полезную модель «Комбинированный гидравлический демпфер» Бурова Инна стала победителем VI республиканской олимпиады юных изобретателей «Кулибины XXIвека». Казаковой Марией, ученицей 11 класса разработана конструкция устройства для выработки экологически чистой энергии. Составлена схема комбинированного ветродвигателя, в которой используются несколько факторов энергии ветра. Проведен анализ методов и конструкций для получения экологически чистой энергии. Получен патент на полезную модель.Работа научно-технического общества лицеистов по направлению экологии продолжается. С начала учебного года на занятия приходят новые учащиеся, расширяется спектр обсуждаемых вопросов и разрабатываемых моделей. Уже сегодня НТОЛ объединяет учащихся не только 9-10 классов, но вновь поступивших в лицей семиклассников, делающих первые шаги в области решения творческих задач.

На занятиях анализируются глобальные, региональные и местные экологические проблемы, обсуждаются причины негативных процессов в природе и пути их устранения, рассматриваются позитивные примеры компетентного принятия решений выхода из трудных экологических ситуаций, ведется поиск новых технологий природопользования, моделируются условия перехода к устойчивому развитию. Наряду с расширением социально-экологических понятий (окружающая среда, антропогенный фактор, экологическая проблема, ресурс, природопользование, мониторинг, охрана окружающей среды) особое внимание на этом этапе уделяется развитию ценностно-нормативных знаний и практической деятельности учащихся.

Эта ступень завершает общеобразовательную подготовку учащихся и ставит задачу выбора профессии, поэтому экологическое образование должно быть глубоко дифференцированным и наиболее полно отражающим интересы обучающихся.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций