Устойчивое развитие общества - условие воспитания экологической культуры школьников

Багапова Айсылу Ряшитовна, учитель биологии
МАОУ «Гимназия №139» Приволжского района г. Казани


С первого вздоха между человеком и окружающей средой возникает тесная взаимосвязь. В далекие времена представления человечества об окружающем мире не носили научного характера, но являлись нравственными устоями, правилами этики и морали, и с течением времени они стали источниками накопления экологических знаний о мире природы. По мнению многих авторов одних только знаний недостаточно для решения экологических проблем, необходимо повысить уровень экологического сознания и экологической культуры личности, начиная с дошкольного возраста.

Воспитание нового экологически образованного поколения, обладающего высокой степенью мобильности, большой социальной ответственностью, зависит от подготовки педагогических кадров, способных привить основы экономических, экологических, биологических знаний. Образовательную деятельность по становлению экологической культуры именуют «экологическим просвещением». Эту деятельность складывают из распространения экологических знаний, навыков рационального использования природных ресурсов, воспитания бережного отношения к окружающей природной среде. Природоохранные проекты модернизации, в том числе и образовательные, должны обеспечить осуществление подходов к формированию такого уровня экологической культуры, который будет способствовать достижению равновесного состояния во взаимодействии «человек-природа»[1].

Школьнику необходимо овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценностные ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий окружающей природной среды. Д. С. Лихачев утверждал, что «экология — проблема нравственная», так как и отношение к природе, и к культуре требует общих правил нравственности, осознания человеком себя как неотъемлемой части природы и части культуры [2].

Концепция устойчивого развития (УР)Р – одна из наиболее современных, распространенных и поддерживаемых в мире концепций взаимодействия системы «человек - природа». Устойчивое развитие - это новый путь развития, пересмотра взаимоотношений природы и человека. Академик Н.Н. Моисеев считал, что термин «устойчивое развитие» следует интерпретировать как стратегию переходного периода к такому состоянию природы и человека, которое мы можем характеризовать термином «коэволюция» или «эпоха ноосферы». «Самое главное, должна быть изменена шкала ценностей – переход от общества потребления к «обществу творчества», к «экологическому социализму» [3].

Становление экологической культуры в условиях устойчивого развития направлено на формирование способностей школьников прогнозировать результаты воздействия на природный мир; нести ответственность за свое поведение. Воспитать нравственность в отношении учеников к людям и природе – значит, внести свой вклад в решении экологической проблемы. Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество[1]. Возрождение культуры предков будет способствовать формированию экологической культуры личности. Экологические проблемы возникают из-за нехватки знаний как от недостатка экологических знаний, экологических норм и правил поведения, так и от незнания основ традиционной культуры.

Таким образом, УР - это новый путь развития, пересмотра взаимоотношений природы и человека, который предполагает гармонизацию отношений «человек-природа» в согласии с законами природы, что станет возможным при условии осознанных ограничений потребления ресурсов исходя из возможностей биосферы.

Формирование нравственных качеств личности учащегося – основная цель педагогического эксперимента, которая подчиняет себе функции и действия всех компонентов, разрабатываемого эколого - образовательного проекта «Становление экологической культуры школьников в условиях устойчивого развития общества». Проект предполагает разработку и организацию эколого-педагогических мероприятий, направленных на формирование экологической культуры, интерес к экологическим проблемам в условиях устойчивого развития через различные формы и методы работы со школьниками: уроки – лекции, игровые обучающие ситуации, фото и - видео выставки и конкурсы, проекты, эссе, лабораторные работы и т.д.

Тип проекта:

• По доминирующему методу: практико – ориентированный;

• По характеру содержанию: ребенок + семья + природа;

• По характеру участию ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата;

• По характеру контактов: внутри одной возрастной группы;

• По количеству участников: фронтальный, групповой;

• По продолжительности: долгосрочный.

Проект осуществляется через следующие педагогические условия:

-становление экологической культуры в образовательном пространстве школы;

-реализация эколого-образовательного проекта как условие УР образования;

-экологический вектор в исследовательской и творческой деятельности в процессе внеклассной деятельности.

Проект «Становление экологической культуры школьников в условиях устойчивого развития общества» состоит из 4 модулей:

1) Когнитивно – мотивационный. Модуль включает в себя первичное тестирование, лекции: «История развития экологии», «Экология и культура предков», просмотр и анализ экологических фильмов «Home», «Век глупцов», просветительская работа со сказками и мифами. Цель модуля- выявление экологического значения древних мифов, легенд, сказок с позиции культуры предков (прозаического фольклора), раскрытие смысла олицетворения природы и ее очеловечивания. Результатом этого модуля является формирование экологического мировоззрения, усвоение содержания нравственных ценностей и нравственных качеств; а также оценивание состояния природного мира.

2) Культурно – познавательный – проведение экологического брейн- ринга «Юные экологи», классные часы: «Давайте с природой дружить», «Думай по-зеленому»; круглый стол «Экологические проблемы мира», позволяющие развить нравственное, ценностное восприятие природного мира и умение оценивать его.

3)Творческо-деятельностный - конкурс фотографий «Визуальная среда» -сбор информации о положительных, отрицательных проявлениях в природе антропогенного характера; конкурс стенгазет «Защити природу», «Город будущего», ведение рубрики «Живая газета», лабораторные работы «Принцип золотого сечения», «Оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха» и т.д. Ряд других мероприятий проводится в онлайн режиме. Итогом работы данного модуля является – усвоение экологических знаний, умений, навыков, обеспечивающих освоение научных методик по изучению экологических проблем социума, организовывать экологическую работу вне школы и передавать полученный опыт младшим учащимся.

4) Контрольно – оценочный ( контрольное тестирование).

По итогам реализации эколого-образовательного проекта проводится констатирующее тестирование с целью выявления динамики уровня экологической культуры участников эксперимента.

Данный эксперимент проводится на базе МАОУ «Гимназия №139» второй год, за это время педагогический эксперимент был проведен во многих классах, так как проект, видоизменяясь в наборе мероприятий, применим к различным возрастным группам. Выявленная динамика (в течении двух лет работы) дает основание утверждать, что данный проект может эффективно использоваться в общеобразовательных школах.



Список использованной литературы:

1) Абдрашитова И.В. Формирование нравственного и эстетического компонентов экологической культуры студентов педвуза / Автореф. канд. пед. наук. - Казань, 2004- 22с

2) Лихачев Д. С. Экология культуры. Прошлое - будущему. М.: Наука, 1985

3) Моисеев Н.Н, Фролов И. Т. Высокое соприкосновение: общество, человек и природа в век микроэлектроники, информатики и биотехники. Вопросы философии. 1984. № 9. 351с



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций