К вопросу об экологическом воспитании и образовании

Игнашева Юлия Геннадьевна, начальник Информационо-методического отдела
Управления образования г.Казани


«Научный и технологический прогресс XX столетия привёл к тому, что природные ресурсы стали истощаться, широкое развитие автомобильной и дру-гой промышленности провоцирует загрязнение почвы, воды и атмосферы. Пла-нета нуждается в защите» – всё чаще и чаще подобные утверждения звучат в нашем обществе, означая в известной мере квинтэссенцию экологического воспитания и образования.

Если обратиться к широко распространённым мнениям, то можно без труда выявить, что понятие «экологическое воспитание» включает в себя:

1) воспитание нравственного, гуманного отношения к природе;

2) интеллектуальное развитие (формирование системы экологических зна-ний и представлений, развитие экологической эрудиции и мышления);

3) развитие речи (обогащение и активизация словаря детей);

4) воспитание эстетического чувства (умение увидеть и почувствовать кра-соту природы, восхититься ею, захотеть её сохранить);

5) трудовое воспитание (участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными).

Цели экологического воспитания, соответственно, формулируются как: сформировать положительное отношение к природе, воспитать защитников природы, научить детей быть милосердными, беречь природу (землю, воду, воздух, животный и растительный мир), по-хозяйски бережно распоряжаться богатствами планеты.

Какими средствами можно достичь этого в возрастной категории, напри-мер, до 7 лет?

На наш взгляд, пути успешного продвижения в экологическом воспитании и образовании малолетних жителей планеты следующие:

- экологические занятия;

- экологические экскурсии;

- уроки доброты, уроки мышления;

- экологические кружки;

- экологические конкурсы;

- экологические игры, викторины, состязания;

- экологические акции;

- трудовые задания;

- «зелёное» патрулирование местности;

- лаборатории юных экологов;

- составление экологических карт;

- создание экологического музея;

- экологические сказки;

- экологические театрализованные представления;

- экологическая газета.

При этом вести такую работу необходимо в тесном взаимодействии с родителями, поскольку воспитание происходит главным образом в семье. Здесь мыслимы такие формы работы, как:

- экологические беседы;

- выполнение совместно с детьми тематических домашних заданий;

- анкетирование;

- экологические праздники, подготовленные и проведённые детьми и роди-телями;

- художественные конкурсы и конкурсы поделок на заданную тему («Моё любимое дерево», «Осенний лес», «Моя планета», «Животные моей страны», «Полезные травы» и т. п.).

Учитывая специфику возраста, для экологического воспитания и образова-ния дошкольников следует выбирать преимущественно наглядные и практиче-ские методы, из которых основным является метод наблюдения. Безусловно, дополнять его дóлжно методами словесными, как то: рассказ воспитате-ля/педагога, беседа, чтение художественной и научно-популярной литературы.

Наблюдение – это специально организованное воспитателем/педагогом це-ленаправленное более или менее длительное и планомерное, активное воспри-ятие детьми объектов и явлений природы. Отсюда предполагает три обязатель-ных этапа:

1) подготовка воспитателя/педагога и детей;

2) проведение наблюдения;

3) закрепление полученных знаний.

При этом важно ответственно подойти к выбору объекта наблюдения, ор-ганизации наблюдения, отбору приёмов, вызывающих интерес у детей. Главное, чего нужно добиться воспитателю/педагогу, – это вызвать у маленького челове-ка интерес к той живой жизни, которая его окружает, помочь ему увидеть, что он есть часть и одна из движущих сил этой жизни и то, какой выбор он сделает и какие действия предпримет, имеет значение в масштабе человечества (и ши-ре – Вселенной). Одной борьбы и пропаганды мало, только созидание противо-поставлено энтропии! Результатами экологического воспитания, таким образом, будут:

- способность понимать и любить окружающий мир;

- физическое и душевное здоровье как следствие пребывания на свежем воздухе и контакта с живой природой;

- полноценная, сбалансированная личность ребёнка;

- умение взаимодействовать в команде;

- способность сопереживать и сорадоваться другим, ощущение себя частью мира, осознание ответственности за свою жизнь;

- патриотическое отношение к своему дому, местности, городу, стране;

- обогащение духовной сферы, формирование моральных качеств.


Литература

1. Анцыперова, Т.А. Экологические проекты как средство формирования познавательного интереса дошкольников к природе / Т.А. Анцыперова // Дет-ский сад от А до Я. – 2009. – № 1. – С. 152-158.

2. Бобылева, Л. К природе – с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками / Л. Бобылева, О. Бобылева // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 4. – С. 38-43.

3. Бодракова, Н.И. Экологическое воспитание дошкольников / Н.И. Бодракова // Детский сад от А до Я. – 2008. – № 6. – С. 104-109.

4. Вдовиченко, С. Экологические модели / С. Вдовиченко, Т. Воробьева // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 12. – С. 121-122.

5. Веревкин, И. Активные формы и методы воспитания экологической культуры дошкольников / И. Веревкин, Н. Чиженко // Детский сад от А до Я. – 2008. – № 6. – С. 101-103.

6. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников / Т.В. Волосникова // Дошкольная педагогика. – 2005. – № 6. – С. 16-20.

7. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» – современная техно-логия экологического образования дошкольников / О.А. Воронкевич // Дошко-льная педагогика. – 2006. – № 3. – С. 23-27.

8. Гирусов, Э.В. Экологическая культура как высшая форма гуманизма [Электронный ресурс] / Э.В. Гирусов // Библиотеки и экология: прошлое, на-стоящее, перспективы: в 2 ч. – М.: Всерос. библ. н.-м. центр экол. культуры, 2007. – Ч. 2: Победители и лауреаты четвертого Всероссийского смотра-конкурса работы библиотек по экологическому просвещению населения. – Ре-жим доступа: http://www.ecoculture.ru/ecolibrary/eco_lib2_03.php, свободный (да-та обращения: 06.02.2018).

9. Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников / Г.А. Горбунова // Дошкольная педагогика. – 2005. – № 6. – С. 10-15.

10. Григорьева, А.И. Формирование экологической культуры дошкольника / А.И. Григорьева // Детский сад от А до Я. – 2008. – №6. – С. 44-45.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций