Программа «IT-технологии» как средство формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся в условиях учреждения дополнительного образования

Морозова Г.Н., заведующая техническим отделом, кандидат педагогических наук,
Боброва Г.Г., педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
МБУ ДО «ЦВР» Авиастроительного района г.Казани


Сегодня, в условиях массового внедрения компьютерных технологий, когда знания, умения и навыки, составляющие информационно-коммуникационную компетентность подрастающего поколения, приобретают характер сверхнеобходимых, разработка образовательных программ, соответствующих требованиям инновационного развития экономики, является актуальной.

В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 № 1726-р, одним из принципов проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ является разноуровневость, т.е. соблюдение требований, позволяющих учитывать разный уровень развития учащихся и разную степень освоения ими содержания. Все это определяет одну из проблем содержания современного образования: как развить познавательные, интеллектуальные, творческие способности детей средствами IT-технологий в условиях учреждения дополнительного образования? Результатом поиска ответа на данный вопрос и явилась авторская программа «IT-технологии», разработанная в техническом отделе МБУ ДО «Центр внешкольной работы» Авиастроительного района г.Казани авторами настоящей статьи.

Содержание программы организовано по принципу дифференциации в соответствии с определенными уровнями сложности: «стартовым», «базовым» и «продвинутым». Каждый уровень – это образовательный модуль, предполагающий использование и реализацию определенных форм организации учебного материала и приобретение конкретных знаний, умений и навыков. Образовательный модуль «Мир информатики» («стартовый уровень») предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации учебного материала, минимальную сложность предлагаемых заданий, направленных на формирование начальных знаний в области информатики и информационно-коммуникационных технологий. Образовательный модуль «Компьютерный дизайн» («базовый уровень») предполагает освоение специализированных программ, изучение основ языка программирования html, формирование умения применять полученные знания и комбинировать их при выполнении творческих проектов. Образовательный модуль «Web-дизайн» («продвинутый уровень») предполагает помимо углубленного изучения специализированных программ «базового уровня», доступ к начальным профессиональным знаниям в области IT-технологий, формирование и развитие основных навыков проектирования, конструирования, отладки разрабатываемых учащимися творческих компьютерных продуктов. Программа ориентирует учащихся на выбор определенных профессий, таких как IT-специалист, web-программист, front-end разработчик или backend разработчик, а также на смежные специальности дизайнера, контент-менеджера, интернет-маркетолога, руководителя проектов.

Особенностью программы является доступность освоения любого модуля для детей с любым видом и типом психофизиологических особенностей. Сроки реализации образовательных модулей программы «IT-технологии» в соответствии с возрастными особенностями учащихся и «уровнями» сложности. К отличительным особенностям относится также включение характеристик «групп влияния» (стейкхолдеров) программы, заинтересованных в результатах ее реализации. К их числу относятся дети, обучающиеся в объединении «IT-технологии», родители, администрация образовательного учреждения, государственные и негосударственные организации. Впервые разработана собственная матрица разноуровневой программы, описывающая систему разных уровней сложности и соответствующие им достижения участников программы, а также критерии, на основании которых ведется индивидуальное оценивание деятельности учащихся. Программа предусматривает участие подростков в обсуждении процесса и совместном анализе результатов деятельности, как группы, так и каждого, с целью формирования адекватной самооценки, умения договариваться друг с другом, обосновывать свое мнение и суждение. Участие в выставках, конкурсах, олимпиадах, научно-исследовательских проектах способствует повышению самооценки и интереса учащихся к выбранному виду деятельности.

В программе заложены следующие формы подведения итогов ее освоения: на «базовом» и «стартовом» уровнях – итоговое тестирование, на «продвинутом» – защита творческого проекта. По результатам итоговой аттестации выпускники объединения «IT-технологии» получают свидетельства о дополнительном образовании с учетом соответствующего «уровня» освоенности содержания программы («стартовый», «базовый» или «продвинутый»). Каждому участнику программы предоставляется право на стартовый доступ к любому из «уровней», которое реализуется через организацию условий и процедур оценки изначальной степени готовности к освоению содержания заявленного участником «уровня»: на «стартовый» — без вступительных испытаний; на «базовый» и «продвинутый» — по результатам входной диагностики уровня их информированности и эрудиции в области IT-технологий по тестам итоговой аттестации за предшествующий «уровень» сложности освоения программы.

Программа рекомендована рецензентами к внедрению в практику работы педагогов дополнительного образования г.Казани и Республики Татарстан. Авторы программы «IT-технологии» награждены Дипломом победителя Республиканского конкурса дополнительных общеобразовательных программ технической направленности в номинации «Лучшая разноуровневая дополнительная общеобразовательная программа технической направленности».

Литература:

1. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №1726-р)

2. План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей (утверждён распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 №729-р)

3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утверждён Приказом Министерства образования и науки России от 29.08.2013 №1008).

4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (направлены письмом Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242).

5. Методические рекомендации по разработке разноуровневых программ дополнительного образования,-Москва, ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование», 2016.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций