Творчество - стремление к самосовершенствованию

Королевская О.И., зав.организационно-массовым отделом
Маслова А.П., зав.методическим отделом
МБУДО ЦДТТ «Факел» г. Казань


Важным условием реализации сущности учреждений дополнительного образования является разработка концептуальных основ деятельности с учетом специфики конкретного учреждения и его воспитательной среды. Специфика воспитательной среды УДО формируется с момента его создания. Сложившиеся традиции, которое имеет каждое учреждения, откладывают отпечаток на всю педагогическую деятельность.

Центр детского технического творчества начал свою деятельность в 1967 году как юношеская планерная школа и вошел в состав профсоюзного клуба юных техников. В 1981 г. клуб юных техников был переименован в межсоюзный клуб технического творчества «Факел». В 1967 – 1987 совместно с РК ВЛКСМ клуб технического творчества организовал военно-спортивный лагерь «Факел» для трудновоспитуемых подростков, который находился в Балтасинском районе, рядом с аэродромом Обкома ДОСААФ. В военно-спортивный лагерь выезжали ребята для прохождения практики вождения багги, мотоциклов. На аэродроме проходили занятия планерной школы – курсанты учились летать на планерах. Велась военно-патриотическая работа. Кроме того, ребята помогали лесному хозяйству прореживать лес, сажали новые, деревья, расчищали лесные завалы, удаляли сухостой. Об этом лагере в 1985 г. сняли фильм «Взвейтесь кострами» о проблемах юношеского досуга, о проблемах доверия между взрослыми и ребятами, о перестройке всей системы летнего отдыха подростков. И не случайно кинематографисты увидели в «Факеле» прообраз лагеря будущего, лагерь по интересам. С 1994 г. на базе межсоюзного клуба технического профсоюзов был открыт Центр детского технического творчества «Факел». Клубу была присвоена премия им. Мусы Джалиля и звание лауреатов различного уровня.

Центр детского технического творчества «Факел» Вахитовского района г. Казани за свои 50 лет собрал богатый исторический опыт в педагогической деятельности.

Основное содержание дополнительного образования детей - практико-ориентированное. Здесь ребенок действует сам в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т. д.; создаются ситуации, когда ребенку нужно самому извлечь знания из окружающего мира. Дополнительное образование детей — исключительно творческое, потому что побуждает ребенка находить свой собственный путь.

Целью работы Центра «Факел» является подготовка обучающегося к самостоятельной работе, к осознанному профессиональному самоопределению путем формирования качеств, творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся в современном обществе личности.

Развитие технического творчества – это сложный, многосторонний, многоплановый процесс, предполагающий развитие системы дополнительного образования через институционные структуры, развитие содержания и технологий обучения, программно-методического обеспечения, развитие интегральной культуры субъектов технического творчества.

Наиболее важным представляется обеспечение системности в формировании универсальных познавательных компетенций, обеспечивающих интеграцию знаний в целостное гуманистическое мировоззрение и помогающих обучающимся в самореализации в течение всего периода обучения в Центре. Образовательные общеразвивающие программы составленные педагогами, рассчитаны на срок обучения от двух и более лет, с учетом создания условий, направленных на достижения метапредметных и личностных результатов обучающихся

Актуальность программ технической направленности определяется стремительным развитием технической и информационной культуры. Республика Татарстан, как регион, ступивший на путь инновационного развития, нуждается в обучении и воспитании кадрового потенциала в области инженерии. Очевидно, что конструкторские навыки закладываются с детства. Программы «Багги (автоконструирование)», «Юный водитель», «Картинг», «Мото» сочетают инженерное обучение с включение модулей по автоспорту. Многовариативность конструкторских решений позволяет обучающимся с юных лет совершенствовать способности в области проектирования и технического развития.

Программы, направленные на развитие технического туризма: «Спортивно-техническое снаряжение» и «Спортивно-технический туризм». Данные программы разработаны на стыке программ двух направлений: спортивно-технического и туристско-краеведческого. Реализация программ позволяет совместить в себе необходимые знания о характеристиках и технических приемах использования специального туристского снаряжения с приобретением обучающимися навыков и умений их применения при ориентировании на местности, преодолении различных видов препятствий, организации 7 спасательных работ в условиях соревнований и спортивных походов по различным видам туризма.

Программы: «Программирование и Робототехника» и «Легокоструирование», определенны тем, что стремительный прогресс инфокоммуникационных технологий, телеуправления и радиоэлектроники во всем мире – особенно в таких областях как роботостроение, радиоуправление, компьютерные технологии, делают необходимым создать современную образовательную программу по обучению детей этим областям знаний.

Программа «Раннее техническое развитие» занимает особое место в воспитании и развитии детей. Приобретая практические умения и навыки в области технического творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами. Занятия детей в данном направление совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное.

Программа "Начальное техническое моделирование" направлена на развитие интереса к техническому моделированию, на развитие образного и логического мышления, на освоение учащимися навыков работы с различными материалами, инструментами и приспособлениями ручного труда. Стремление научиться самому строить модели из различных материалов, научиться пользоваться ручным инструментом, изучить основы машиностроения, участие в соревнованиях и конкурсах по моделизму с построенными своими руками моделями способно увлечь ребят, отвлечь от пагубного влияния улицы и асоциального поведения.

Актуальность программы художественной направленности «Дизайн (художественное конструирование)» в том, что ее реализация подразумевает не только техническое, но и эстетическое образование. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Программа «Технический дизайн «Сувенир» формирует у детей практические трудовые навыки, творческую активность, в воспитании художественного вкуса. Занятия по изготовлению игрушек-сувениров открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несѐт в себе многовековые представления о красоте и гармонии.

Программа «Театра моды и стиля «Славянка» ориентирована на получение учащимися профильной подготовки в области конструирования и моделирования одежды. Программа создаѐт благоприятные условия для знакомства учащихся с основными вопросами теории моды, приобщает детей к саморазвитию творческих способностей посредством расширения кругозора в области дизайна современной одежды.

Актуальность программ физкультурно-спортивной направленности обуславливается тем, что занятия спортом и спортивными направлениями повышает общую физическую подготовку, скорость и концентрацию движений, улучшается координация и ориентация в пространстве, повышается гибкость тела и выносливость. Программа «Каратэ Киокусинкай» относится к категории контактных стилей и предполагает серьезную физическую подготовку и дисциплину.

В основе программы «Брейк-данс» лежит привитие особой культуры «уличного» танца. Брейк-данс (от англ. break – ломаный танец) - является ярким, зажигательным и энергичным танцем с элементами акробатики, гимнастики, легкой и тяжелой атлетики.

Программа «Детский фитнес» - это комплексные занятия, соединяющие в себе элементы хореографии, гимнастики, йоги, танца.

Весь объём знаний и процесс овладения универсальными способностями обучающихся разбит на две категории: знания, которые должны быть закреплены практикой, и знания, которые могут остаться на уровне эрудиции.

В условиях дополнительного образования подготовка детей и молодёжи становится не только массовой, но и индивидуальной, реализуется по индивидуальному образовательному маршруту.

«Дремлющие» способности детей могут вспыхнуть и разгореться только при удачном подходе и особо благоприятных обстоятельствах. Систематические занятия в объединениях, где осуществляются такие формы работы, как проведение самостоятельных исследований, создание проектов, выступления с докладами, участие в фестивалях, конкурсах, выставках, соревнованиях могут в большей степени способствовать удовлетворению интересов, развитию дарований обучающихся.

Это конкретно было продемонстрировано юными дарованиями нашего Центра в масштабных мероприятиях, проводимых в рамках городской научно-практической конференции школьников и педагогов «Петровские чтения». Защита действующих моделей-роботов на школьной научно-практической конференции «Петровские чтения» стала очередной победой обучающихся Львова Андрея и братьев Антоновых Иоанн и Ильи. Антонов Иоанн стал студентом Автотранспортного колледжа по направлению «Программист».

На международной выставке «Машиностроение. Металлообработка. Казань» продемонстрировали виртуозное мастерство действующих моделей роботов «SNAKEбот», «DOCbot», «Rilabot» обучающихся Терихов Иван и Волков Артур. В настоящее время Волков Артур поступил в IT-лицей, решив связать с робототехникой свою будущую профессию. На 1-ом всероссийском «Инженерном фестивале» обучающиеся Миникаев Эмиль и Кузнецов Иван представили спортивную технику «Карт» на которой неоднократно завоевывали призовые места на республиканских чемпионатах по картингу.

Центра «Факел» стремятся создать оптимальные условия для дальнейшего их развития. Наука, с её обязательными процедурами: решением проблемной ситуации, проектированием и моделированием, выдвижением и защитой гипотез, является тем образовательным пространством, которое соответствует характеру интеллектуальной и познавательной активности современного подростка. Так, например, обучающийся объединения «Автоконструирование «Багги» Васильев Максим и Лунгу Никита стали победителями регионального конкурса «ИНТЕЛЛЕКТ-2009». Защита проекта «Пневмоход BIG-FUT» на Фестивале интеллектуального творчества в КГТУ им. А.Н.Туполева получил высокую оценку. После окончания ГАОУСПО «Казанский техникум наземного и подземного электрического транспорта», Васильев Максим, получил дополнительно профессию педагога дополнительного образования и работает в нашем Центре педагогом объединения «Юный водитель». На V республиканском молодёжном форуме был удостоен Дипломом II степени за проект «Безопасность на дорогах».

Научно-образовательное пространство, сотрудничество ЦДТТ «Факел» с КНИТУ (КАИ) им. А.Н.Туполева, КНИТУ, Автодорожным колледжем, обладает реальными и потенциальными возможностями для обогащения содержания образования обучающихся. Знакомит их с разными областями научного знания, лабораториями, мастерскими. Совместная деятельность с ВУЗами города позволяет выстраивать модели пошаговой подготовки в профессиональном становлении выпускников Центра. Золотой призер Чемпионатов РТ по картингу в классе «Ротакс Макс-Юниор» Николаев Константин закончил Автодорожный колледж. Лунгу Никита является студентом 4-го курса КНИТУ (КАИ) заочного отделения ИАНТЭ где успешно осваивает специальность «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов».

На ежегодных городских командных соревнованиях учащихся общеобразовательных школ г.Казани «Юный спасатель», «Школа безопасности» особо отличились Евдокимов Александр и Романова Елизавета. Участники команды Республики Татарстан Павлов Максим, Юровская Татьяна стали призерами Туристического слёта учащихся Союзного государства. В Открытом личном Чемпионате г.Казани по ледолазанию на комбинированном рельефе «Драйтулинг», ежегодном Первенстве РТ по альпинизму на естественном рельефе - «Мемориал Зои Даутовой» мастерски выступила Понамарева Олеся. На Чемпионат РТ по организации спасательных работ на сложном рельефе слаженность действий нашей пары спортсменов Миндубаева Аделя и Понамаревой Олеси принесла им заслуженную победу.

В международном фестивале «Живой родник», в межрегиональном конкурсе «Русская народная игрушка», в республиканском конкурсе «Стремлюсь интересно жить» стали победителями дипломантами обучающиеся объединений «Дизайн» и «Сувенир». Участие в них способствовали в большей степени удовлетворению интересов, развитию дарований к художественной деятельности к сознательному профессиональному самоопределению. Каршева Яна, Данилова Юлия, Кудрявцева Екатерина, Злыдинь Дмитрий, Ахметзянова Римма, Егорова Полина поступили в художественные школы, что наглядно показывает на обеспечение преемственности образования в условиях перехода к непрерывной системе образования.

Коллектив «Театра моды и стиля «Славянка» неоднократно становился лауреатами и дипломантами городских, республиканских, всероссийских конкурсов: экологической социальной рекламы «Город под защитой детства», «Жемчужная капель», «Волшебная булавка», «Жемчужная Булгаоия», «Осенняя неделя стиля и моды». Хайрутдинова Ляйсан, сестры Хасая Натия и Хатия, Хоткина Регина стали студентками Казанского колледжа технологии и дизайна», КХТИ.

В Центр приходят «гадкие утята»: дети со слабым здоровьем, физически неразвитые, неуклюжие в спорте, они готовы работать вопреки боли и усталости, готовы отказаться от маленьких радостей ради достижения цели - быть такими, как все, а затем и лучше всех. Чувство удовлетворения от достигнутых результатов, получаемое начинающими спортсменами при знакомстве с различными сторонами спортивной жизни, придает им сильную мотивационную значимость. В объединениях физкультурно-спортивной направленности «Каратэ» достигли высоких результатов в соревнованиях различных уровней: Мкртчян Самвел и его сестра Мкртчян Мариам, Рязапова Ляйсан, Филиппова Яна, Торсуков Адель; «Брейк-данс» в танцевальных фестивалях - Роза Мария, Файзуллин Камран и Лебедев Федор.

Важную роль в развитии технического, художественного творчества и спортивного мастерства обучающихся играет личность педагога. В Центре работают специалисты с широким общенаучным и техническим кругозором, имеющие высокий уровень профессионализма, готовые к личностно-ориентированному педагогическому взаимодействию с обучающимися, видящие свой предмет в контексте культуры. Наши педагоги ведут за собой детей, добиваясь высоких результатов в воспитании творческой личности.

Руководят объединениями технической направленности педагоги влюбленные в технику, «Кулибины» своего рода, Гараев Альберт Сафович («Картинг»), Васильев Максим Олегович («Юный водитель»), Фалин Всеволод Геннадьевич («Программирование и Робототехника»).

Спортивный туризм имеет ярко выраженное военно-прикладное значение. Педагоги Дерзаев Сергей Владимирович («Спортивно-техническое снаряжение») и Кудряшова Римма Файзиевна («Спортивно-технический туризм») воспитывают в молодежи патриотизм, мужество, гражданственность.

Главнейший основополагающий принцип работы педагогов художественной направленности Графовой Фариды Ривгатовны «Дизайн (художественное конструирование)» Масловой Антонины Петровны «Технический дизайн «Сувенир», Григорович Аллы Дмитриевны («Театра моды и стиля «Славянка») - исходить из интересов самого ребенка, детских интересов сегодняшнего дня, непосредственно связанных с текущими практическими и духовными нуждами самих детей, их близких, общества.

Тренеры Даренков Александр Александрович («Каратэ»), Веселова Любовь Александровна («Брейк-данс») являются профессионалами в спорте, всемерно поддерживают желание подростка заниматься избранным видом спорта, чтобы оно переросло впоследствии в устойчивый интерес.

Конечно, мы знаем, что лишь единицы станут профессиональными конструкторами, инженерами, дизайнерами, художниками, модельерами, профессиональными спортсменами, тренерами, педагогами, но все приобретут знания и опыт.

Современная система дополнительного образования открывает новые возможности перед молодежью, чтобы «завтра» общественное сознание к творчеству, к науке, изменилось к лучшему, необходимо «сегодня» начать работу с учениками, так как именно от них в скором будущем будет зависеть реализация социальных, экономических и политических программ и решений.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций