Робототехника в дошкольном образовании

Загитова А.А., старший воспитатель
МАДОУ «Детский сад №376 комбинированного вида» Московского района г.Казани


Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются фундаментальные компоненты становления личности ребенка.

Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, - вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных образовательных стандартов.

Центральная технология ФГОС – это развивающее взаимодействие ребенка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребенка. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребенка дошкольного возраста. Дошкольный ребенок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через «ворота детской игры». Отсюда ключевой принцип стандарта – поддержка разнообразия ребенка и, соответственно, переход от диагностики отбора к диагностике развития.

Образовательная робототехника получила широкое распространение на территории Российской Федерации и практически не существует ни одного региона, которое обошло стороной данное техническое направление. Применение робототехники как инновационный методики обеспечивает равный доступ детей всех социальных слоев к современным образовательным технологиям, таким образом, дает возможность на ранних шагах выявить технические наклонности детей и развивать их в этом направлении.

Внедрение робототехники в детском саду, используя конструкторы LEGO, не просто занятие по конструированию, а мощный инновационный образовательный инструмент. Робототехника уже показала высокую эффективность в воспитательном процессе, она успешно решает проблему социальной адаптации детей практически всех возрастных групп. Использование данных наборов помогает детям адаптироваться к учебной деятельности, делая переход от игры к учебе менее болезненным и более эффективным.

Занятия по робототехнике позволят юным исследователям освоить посильный общественный опыт в области технических знаний, проиграть ситуации, которые позволят формировать коммуникативные навыки, и на конец, научат моделировать жизненные ситуации. При этом будут закладываться основы формирования практического, познавательного, художественного (творческого), эмоционально-нравственного отношения к действительности (к предметам и явлениям внешнего мира, другим людям, самому себе). Занятия робототехникой стимулируют дошкольников творчески преобразовывать окружающую действительность, создавая что-то новое. Эти способности у детей ярко проявляются в конструктивных играх, техническом и художественном творчестве, что способствует развитию умений управлять и контролировать внимание, структурировать и запоминать материал.

Познание окружающего мира дошкольником происходит, в первую очередь, через практическую деятельность, оформленную в игру. В ней возможно использование конструирования как средства физического, чувственного и интеллектуального развития ребенка. Физическое развитие обусловлено развитием мелкой мускалатуры кистей рук при конструировании определенной модели и остроты зрения. Чувственное развитие определяется точностью цветовосприятия формы, величины, тактильных качеств. Интеллектуальное развитие выражается в расширении словарного запаса и социальной сферы.

Через игру ребенок познает окружающий мир, все, что его составляет, и пытается воссоздать свое окружение в игре. В основном, дети получают игрушки уже готовыми, могут с их помощью разыграть жизненные ситуации или имитировать жизнь взрослых. Одним из проявлений познавательного процесса является попытка разобрать игрушку, чтобы узнать, как она устроена. Предлагая ребенку самому собрать из конструктора игрушку, например крокодила, автоматически происходит смена разрушительного процесса на созидательный.

Примером развития когнитивных способностей творческого мышления и практических навыков можно рассмотреть на примере создания из конструктора модели крокодила. При сборке модели у детей появляется конкретное представление об анатомии животного.

Одновременно с представлением живой природы формируется первоначальное понимание механики и конструирования, таких понятий, как «подвижность» или «статичность», «высота», «масса», «прочность» и т.д.

Условно процесс обучения конструированию можно разделить на следующие этапы, позволяющие детям продвигаться вперед в собственном темпе, стимулируя желание учиться и решать новые, все более сложные задачи: знакомство с конструктором и инструкциями по сборке, изучение технологии соединения деталей; сборка простых конструкций по образцу; усовершенствование предложенных разработчиками моделей, создание моделей с более сложным соединением.

В процессе работы ребенок исследует, как изменяется модель с усложнением ее конструкции. Она заменяет детали, оценивает ее возможности, проводит презентацию, придумывает сюжеты задействованной в них модели. Несколько небольших изменений – и «статичный» крокодил превращается в «живого», с возможностью переставлять лапы, открывать пасть. В сою очередь, формируется представление о скелете животного, как основе предметной компетенции. Это необходимо для того, чтобы дети могли использовать и закреплять полученные знания при решении новой конструкторской задачи. Переход от конструрования по образцу к конструированию по замыслу. Ребенок самостоятельно, без образца, создает образ будущего крокодила и воплощает его в конструкторе. Будет ли этот крокодил только из стандартных кубиков или созданная при помощи шарниров, колесиков – решает сам ребенок. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности, помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлеченно работать, предвидя конечный результат.

Робототехника дает уникальную возможность получить дошкольникам сложные для их уровня технические знания и умения в увлекательной игровой форме, развивая интерес к науке с раннего возраста.

Оригинальная педагогическая технология позволяет сделать занятия яркими, насыщенными, запоминающимися, чем мотивирует детей к обучению. Дети получают мощный эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание действовать: создавать, экспериментировать, исследовать. При этом, чаще всего, им хочется вернуться к занятиям вновь.

Результатом комплексного внедрения робототехники в образовательный процесс дошкольного учреждения становится личностное и познавательное развитие ребенка, обеспечивающее формирование такой ключевой компетенции, как «умение учиться», с одной стороны, а с другой – у ребенка появляются первые навыки работы в области технического творчества.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций