Андреева А.В., заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Лицей 145»
Валиуллина Н.В., Заместитель директора по учебной работе МБОУ «Лицей 145»
Корчагина Р.Р., Инженер по подготовке кадров Учебно-производственного центра АО «КМПО»
Содержание программы профессиональной ориентации лицеистов направлено на развитие способности учащихся к адекватному и ответственному выбору будущей технической профессии.
Основными механизмами реализации программы являются:
· организационное обеспечение возможности выстраивать учащимся образовательные коммуникации в рамках учебных занятий и вне их со своими сверстниками и в разновозрастных группах;
· системное выстраивание рефлексии учащимися собственной деятельности в ретраспекции учебного занятия и (или) цикла учебных занятий;
· выстраивание взаимосвязи академических знаний с технологиями их использования;
· отслеживание собственных успехов и неудач, корректировка в связи с этим собственных индивидуальных образовательных программ;
Основные формы работы (определяются в соответствии с возрастными особенностями):
Ø в рамках учебных занятий (программа учебного курса становится инструментарием, а учебная дисциплина - материалом, на котором реализуется программа профессиональной ориентации школьников);
Ø работа с учебными материалами вне учебных занятий – исследовательские и социальные проекты, эксперименты, практики и практикумы, стажировки, экскурсии и др.;
Ø работа в метапредметной или надпредметной области – исследовательские и социальные проекты, кружки, занятия на АО «КМПО».
АО «КМПО» совместно с МБОУ «Лицей 145» в 2013 году создали кружок технического творчества для учащихся 7-9 классов. По информации Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан, АО «КМПО» – единственное промышленное предприятие в республике, на базе которого функционирует технический кружок по специальностям, соответствующим профилю основных видов деятельности курирующего предприятия.
Кружки работают по трем направлениям: газодинамика, автоматизация и механизация, 3D моделирование.
«Автоматизация и механизация»
Во время занятий преподаются теоретические основы автоматизации и механизации, основы электричества, элементной базы электроники. Учащиеся составляют схемы, сначала в компьютерной среде создают программы, потом переносят их на роботы. Ребята сами осуществляют сборку и запуск роботов.
«Газодинамика и ГТД»
Во время занятий у учащихся формируются первичные компетенции в сфере основ и законов газодинамики. Проводятся эксперименты по газодинамике на простейших доступных средствах.
Преподавателями представляется информация об особенностях конструкции двигателя, его основных узлов. Даются понятия о турбине двигателя, узлах двигателя, их предназначении.
Ребята под руководством преподавателей производят демонтаж элементов конструкции компрессора, турбины, камеры сгорания и реактивного сопла, для раскрытия особенностей работы каждого узла.
Направление кружка «Автоматизация и механизация»- демонстрация в действии модели собранных ими собственноручно роботов (запуск роботов)
Кружок 3D моделирование
На занятиях кружка по направлению «3D моделирование» технология составления управляющих программ для станков с ЧПУ ребятам даются основные понятия:
системы автоматизированного проектирования;
автоматизация подготовки управляющих программ для станков с ЧПУ;
определения компьютерных графических программ CAD/САМ/САЕ/РDМ;
история создания и развития систем автоматического проектирования;
автоматизация подготовки управляющих программ для станков с ЧПУ.
В целях формирования у подрастающего поколения мотивации к работе в сфере промышленности, базовых теоретических знаний с 2015 года реализуется проект «Целевой класс КНИТУ-КАИ». В проект включены учащиеся 10-11 классов нашего лицея.
Основным направлением подготовки в целевом классе является получение углубленных знаний для сдачи ЕГЭ по таким общеобразовательным предметам, как математика, физика, информатика. Так же школьники изучают инженерную графику (черчение), получают навыки работы в инновационных компьютерных программах. Обучение ведется преподавателями КНИТУ-КАИ. По окончании обучения в целевом классе выпускники получают целевое направление от объединения для поступления в КНИТУ-КАИ. При зачислении на первый курс вуза сотрудниками учебного центра за ними ведется контроль по успеваемости, и с третьего курса они зачисляются в целевые группы студентов АО «КМПО» с последующим трудоустройством в объединении.
Ожидаемые результаты освоения программы профориентации
Реализация данной программы позволит:
· расширить представления обучающихся о мире профессий,
· повысить мотивацию молодых людей к труду;
· оказать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессии;
· обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
· сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.
Выпускник сможет:
- устанавливать образовательную коммуникацию со сверстниками и взрослыми носителями необходимой информации;
- работать с открытыми источниками информации (находить информационные ресурсы, выбирать и анализировать необходимую информацию) о рынке труда, перспективах его развития и потребностях экономики региона проживания учащегося и страны в целом;
- совместно с педагогами составить индивидуальную образовательную программу в соответствии с требованиями, определяемыми выбором будущей профессии; проектировать с помощью тьютора или подготовленного педагога собственную индивидуальную образовательную траекторию (маршрут).