Социализация и профессиональная ориентация обучающихся МБОУ «Лицей 145»

Андреева А.В., заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Лицей 145»
Валиуллина Н.В., Заместитель директора по учебной работе МБОУ «Лицей 145»
Корчагина Р.Р., Инженер по подготовке кадров Учебно-производственного центра АО «КМПО»


Содержание программы профессиональной ориентации лицеистов направлено на развитие способности учащихся к адекватному и ответственному выбору будущей технической профессии.

Основными механизмами реализации программы являются:

· организационное обеспечение возможности выстраивать учащимся образовательные коммуникации в рамках учебных занятий и вне их со своими сверстниками и в разновозрастных группах;

· системное выстраивание рефлексии учащимися собственной деятельности в ретраспекции учебного занятия и (или) цикла учебных занятий;

· выстраивание взаимосвязи академических знаний с технологиями их использования;

· отслеживание собственных успехов и неудач, корректировка в связи с этим собственных индивидуальных образовательных программ;

Основные формы работы (определяются в соответствии с возрастными особенностями):

Ø в рамках учебных занятий (программа учебного курса становится инструментарием, а учебная дисциплина - материалом, на котором реализуется программа профессиональной ориентации школьников);

Ø работа с учебными материалами вне учебных занятий – исследовательские и социальные проекты, эксперименты, практики и практикумы, стажировки, экскурсии и др.;

Ø работа в метапредметной или надпредметной области – исследовательские и социальные проекты, кружки, занятия на АО «КМПО».

АО «КМПО» совместно с МБОУ «Лицей 145» в 2013 году создали кружок технического творчества для учащихся 7-9 классов. По информации Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан, АО «КМПО» – единственное промышленное предприятие в республике, на базе которого функционирует технический кружок по специальностям, соответствующим профилю основных видов деятельности курирующего предприятия.

Кружки работают по трем направлениям: газодинамика, автоматизация и механизация, 3D моделирование.

«Автоматизация и механизация»

Во время занятий преподаются теоретические основы автоматизации и механизации, основы электричества, элементной базы электроники. Учащиеся составляют схемы, сначала в компьютерной среде создают программы, потом переносят их на роботы. Ребята сами осуществляют сборку и запуск роботов.

«Газодинамика и ГТД»


Во время занятий у учащихся формируются первичные компетенции в сфере основ и законов газодинамики. Проводятся эксперименты по газодинамике на простейших доступных средствах.

Преподавателями представляется информация об особенностях конструкции двигателя, его основных узлов. Даются понятия о турбине двигателя, узлах двигателя, их предназначении.

Ребята под руководством преподавателей производят демонтаж элементов конструкции компрессора, турбины, камеры сгорания и реактивного сопла, для раскрытия особенностей работы каждого узла.













Направление кружка «Автоматизация и механизация»- демонстрация в действии модели собранных ими собственноручно роботов (запуск роботов)

Кружок 3D моделирование

На занятиях кружка по направлению «3D моделирование» технология составления управляющих программ для станков с ЧПУ ребятам даются основные понятия:

системы автоматизированного проектирования;

автоматизация подготовки управляющих программ для станков с ЧПУ;

определения компьютерных графических программ CAD/САМ/САЕ/РDМ;

история создания и развития систем автоматического проектирования;

автоматизация подготовки управляющих программ для станков с ЧПУ.


В целях формирования у подрастающего поколения мотивации к работе в сфере промышленности, базовых теоретических знаний с 2015 года реализуется проект «Целевой класс КНИТУ-КАИ». В проект включены учащиеся 10-11 классов нашего лицея.

Основным направлением подготовки в целевом классе является получение углубленных знаний для сдачи ЕГЭ по таким общеобразовательным предметам, как математика, физика, информатика. Так же школьники изучают инженерную графику (черчение), получают навыки работы в инновационных компьютерных программах. Обучение ведется преподавателями КНИТУ-КАИ. По окончании обучения в целевом классе выпускники получают целевое направление от объединения для поступления в КНИТУ-КАИ. При зачислении на первый курс вуза сотрудниками учебного центра за ними ведется контроль по успеваемости, и с третьего курса они зачисляются в целевые группы студентов АО «КМПО» с последующим трудоустройством в объединении.

Ожидаемые результаты освоения программы профориентации


Реализация данной программы позволит:

· расширить представления обучающихся о мире профессий,

· повысить мотивацию молодых людей к труду;

· оказать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессии;

· обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

· сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.

Выпускник сможет:

- устанавливать образовательную коммуникацию со сверстниками и взрослыми носителями необходимой информации;

- работать с открытыми источниками информации (находить информационные ресурсы, выбирать и анализировать необходимую информацию) о рынке труда, перспективах его развития и потребностях экономики региона проживания учащегося и страны в целом;

- совместно с педагогами составить индивидуальную образовательную программу в соответствии с требованиями, определяемыми выбором будущей профессии; проектировать с помощью тьютора или подготовленного педагога собственную индивидуальную образовательную траекторию (маршрут).


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций