Быков С.В., учитель физики
МБОУ «Лицей №35 – образовательный центр «Галактика» Приволжского района г.Казани
Подросток сегодня находится в достаточно непростой ситуации. Найти себя, определить свой жизненный путь и сделать правильный профессиональный выбор – вот главная задача молодого современника. Сегодня для значительной части отечественной молодежи характерна потребительская установка, как в решении вопросов о выборе будущей профессии, так и в дальнейшем трудоустройстве. К сожалению, у многих молодых людей отсутствует потребность в труде, вера в свои силы, а, главное, возможность самореализации в деле, значимом для общества, в полноценном утверждении себя в обществе труда и профессии.
Согласно исследованиям Т.М.Урутиной, Л.Г.Агеевой, обучающиеся при выборе профессии сталкиваются со следующими затруднениями:
1. НЕЗНАНИЕ ПРАВИЛ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ:
- выбор профессии за компанию;
- ориентация сразу на профессии высокой квалификации;
- неумение определить путь получения профессии.
2. НЕЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ:
- незнание или недооценка своих физических особенностей;
- незнание или недооценка своих психологических особенностей;
- неумение соотнести свои способности с требованиями профессии;
3. НЕЗНАНИЕ МИРА ПРОФЕССИЙ:
- увлечение только внешней стороной профессии;
- предубеждение в отношении престижности профессии;
- незнание требований профессии к человеку.
Для решения выявленных затруднений предлагается внедрить в образовательный процесс компетенцию рабочих профессий с элементами соревнований JuniorSkills. JuniorSkills – программа ранней профориентации, основ профессиональной подготовки и состязаний школьников в профессиональном мастерстве. Каждый школьник имеет возможность попробовать себя в разных профессиях и сферах, в том числе профессиях будущего, обучаясь у профессионалов; а также углубленно освоить и даже получить к окончанию школы профессию.
Формирование компетенции рабочих профессий осуществляется через реализацию элективных курсов для 7-9 классов и специальных курсов 10-11 классов в виде профессиональных проб на основе инструментов движения WorldSkills с опорой на передовой отечественный и международный опыт.
В процессе профессиональных проб учащиеся получают опыт конкретной профессиональной деятельности и пытаются определить, соответствует ли ее характер их предпочтениям, способностям и умениям. Таким образом, основой организации и содержания курса является побуждение учащихся к деятельности, ее регуляция по достижению поставленных личностью целей, наполнение ее конкретным содержанием и, в результате, осознание школьником себя в качестве субъекта трудовой профессиональной деятельности. Данные таблицы 1 демонстрируют связь различных предметов с профессиями, в рамках которых учащийся может получить опыт профессиональной деятельности.
Таблица 1
Взаимосвязь предметов и профессий
Класс | Предмет | Профессия |
7-9,10-11 | Физика | Электромонтажник |
7-9,10-11 | Химия | Химик технолог |
7-9 | Математика | Бухгалтер |
7-9,10-11 | Биология | Ландшафтный дизайнер |
7-9 | ОБЖ | Спасатель (МЧС) |
7-9 | География | Геодезист |
7-9,10-11 | Информатика | Системный администратор |
7-9 | Технология | Повар-кондитер, каменщик, сантехник |
В рамках этой программы мной проводятся специальные и элективные курсы по электромонтажу.
Содержание программы «Электромонтаж»
Категория слушателей – учащиеся 7-11 классов
Срок обучения – 20 час.
Таблица 2
Содержание программы «Электромонтаж»
№ | Наименование разделов, дисциплин и тем | Всего часов | В том числе | Формы контроля | ||
лекции | Выездные занятия, стажировка, деловые игры и др. | Практические, лабораторные, семинары | ||||
1 | Вводная часть, общий инструктаж по технике безопасности (ТБ). | 1 | 1 | | | |
2 | Вводное занятие. Организация рабочего места | 2 | 1 | | 1 | |
3 | Освоение различных способов соединения алюминиевых и медных проводов | 2 | 1 | 1 | | |
4 | Оконцевание и опрессовка проводов. Лужение проводов, Пайка проводов под болтовое соединение | 2 | 1 | | 1 | |
5 | Разметка трасс электропроводок, прокладка электропроводок. Выполнение гнезд, отверстий, борозд с помощью электрифицированного инструмента | 2 | 1 | | 1 | |
6 | Проверочная работа: Соединение проводов под пайку. Разделка концов кабелей. Разбор электрических схем | 2 | 1 | | 1 | |
7 | Монтаж электроустановочных изделий: штепсельных розеток, выключателей, ламп, распределительных коробок | 2 | 1 | 1 | | |
8 | Монтаж системы управления электродвигателем «Прямой пуск» | 2 | 1 | | 1 | |
9 | Система управления освещением | 2 | 1 | | 1 | |
10 | Техническое обслуживание и ремонт пускорегулирующей аппаратуры: контакторы, магнитные пускатели | 2 | 1 | | 1 | |
11 | Итоговая аттестация | 1 | | | | (зачет) |
| ИТОГО | 20 | 10 | 2 | 7 | 1 |
Таблица 3
Материально-технические условия реализации программы
Наименование специализированных аудиторий кабинетов, лабораторий (адрес) | Вид занятий | Наименование оборудования/программного обеспечения |
1 | 2 | 3 |
Электромонтаж | Лекции | компьютер, мультимедийный проектор, экран, доска |
Рабочая зона | лабораторные работы и практические лабораторные занятия | магнитный пускатель, контактор, электрический щит, двигатель, аварийная кнопка-грибок «стоп , лампа-индикатор красного цвета , кнопка стоп без цветовой индикации и кнопку «пуск», лампа индикатором зеленого цвета, Шины нуля и заземления. Модуль 2. «Система управления освещением»: Лампа с настенным патроном; проходной выключатель; двух кнопчатый выключатель; электрическая розетка; автоматический выключатель; распределительная коробка; наконечники для обжимки проводов 2,5 и 1,5кв; клеммы ваго для 2,5 и 1,5 кв; Вилки разборные Проводники: ПВ -1 1,5; ВВГ- 3 2,5; ВВГ- 2 1,5; ВВГ- 3 1,5; кабель канал 15х10, 25х25 Набор электрика для работы с проводами (зачистка итд. ), мульти амперметр, отвёртки. |
|
Оценка качества освоения программы проводится в виде аттестации, по каждому разделу пройденного материала. Аттестация включает в себя: ответ на теоретические вопросы, выполнение практических заданий.
Подведем итог. В рамках курса кружка проб профессий предоставляются уникальные возможности обмена опытом и сравнения стандартов компетенций по рабочим профессиям в различных секторах глобальной экономики.
Ввиду того, что каждый учащийся в рамках курса проходит каждый вид профессии, он начинает осознавать для себя, какая профессия ему по душе и может раскрыть его навыки.
Благодаря этим курсам учащиеся более глубоко начинают изучать те предметы, которые раскрывают ту профессию, которая их заинтересовала.