Профориентация школьников на основе реализации программы «Электромонтаж»

Быков С.В., учитель физики
МБОУ «Лицей №35 – образовательный центр «Галактика» Приволжского района г.Казани


Подросток сегодня находится в достаточно непростой ситуации. Найти себя, определить свой жизненный путь и сделать правильный профессиональный выбор – вот главная задача молодого современника. Сегодня для значительной части отечественной молодежи характерна потребительская установка, как в решении вопросов о выборе будущей профессии, так и в дальнейшем трудоустройстве. К сожалению, у многих молодых людей отсутствует потребность в труде, вера в свои силы, а, главное, возможность самореализации в деле, значимом для общества, в полноценном утверждении себя в обществе труда и профессии.

Согласно исследованиям Т.М.Урутиной, Л.Г.Агеевой, обучающиеся при выборе профессии сталкиваются со следующими затруднениями:

1. НЕЗНАНИЕ ПРАВИЛ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ:

- выбор профессии за компанию;

- ориентация сразу на профессии высокой квалификации;

- неумение определить путь получения профессии.

2. НЕЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ:

- незнание или недооценка своих физических особенностей;

- незнание или недооценка своих психологических особенностей;

- неумение соотнести свои способности с требованиями профессии;

3. НЕЗНАНИЕ МИРА ПРОФЕССИЙ:

- увлечение только внешней стороной профессии;

- предубеждение в отношении престижности профессии;

- незнание требований профессии к человеку.

Для решения выявленных затруднений предлагается внедрить в образовательный процесс компетенцию рабочих профессий с элементами соревнований JuniorSkills. JuniorSkills – программа ранней профориентации, основ профессиональной подготовки и состязаний школьников в профессиональном мастерстве. Каждый школьник имеет возможность попробовать себя в разных профессиях и сферах, в том числе профессиях будущего, обучаясь у профессионалов; а также углубленно освоить и даже получить к окончанию школы профессию.

Формирование компетенции рабочих профессий осуществляется через реализацию элективных курсов для 7-9 классов и специальных курсов 10-11 классов в виде профессиональных проб на основе инструментов движения WorldSkills с опорой на передовой отечественный и международный опыт.

В процессе профессиональных проб учащиеся получают опыт конкретной профессиональной деятельности и пытаются определить, соответствует ли ее характер их предпочтениям, способностям и умениям. Таким образом, основой организации и содержания курса является побуждение учащихся к деятельности, ее регуляция по достижению поставленных личностью целей, наполнение ее конкретным содержанием и, в результате, осознание школьником себя в качестве субъекта трудовой профессиональной деятельности. Данные таблицы 1 демонстрируют связь различных предметов с профессиями, в рамках которых учащийся может получить опыт профессиональной деятельности.

Таблица 1

Взаимосвязь предметов и профессий

Класс

Предмет

Профессия

7-9,10-11

Физика

Электромонтажник

7-9,10-11

Химия

Химик технолог

7-9

Математика

Бухгалтер

7-9,10-11

Биология

Ландшафтный дизайнер

7-9

ОБЖ

Спасатель (МЧС)

7-9

География

Геодезист

7-9,10-11

Информатика

Системный администратор

7-9

Технология

Повар-кондитер, каменщик, сантехник


В рамках этой программы мной проводятся специальные и элективные курсы по электромонтажу.



Содержание программы «Электромонтаж»

Категория слушателей – учащиеся 7-11 классов

Срок обучения – 20 час.

Таблица 2

Содержание программы «Электромонтаж»

Наименование разделов, дисциплин и тем

Всего часов

В том числе

Формы контроля

лекции

Выездные занятия, стажировка, деловые игры и др.

Практические, лабораторные, семинары

1

Вводная часть, общий инструктаж по технике безопасности (ТБ).

1

1




2

Вводное занятие. Организация рабочего места

2

1


1


3

Освоение различных способов соединения алюминиевых и медных проводов

2

1

1



4

Оконцевание и опрессовка проводов. Лужение проводов, Пайка проводов под болтовое соединение

2

1


1


5

Разметка трасс электропроводок, прокладка электропроводок. Выполнение гнезд, отверстий, борозд с помощью электрифицированного инструмента

2

1


1


6

Проверочная работа: Соединение проводов под пайку. Разделка концов кабелей. Разбор электрических схем

2

1


1


7

Монтаж электроустановочных изделий: штепсельных розеток, выключателей, ламп, распределительных коробок

2

1

1



8

Монтаж системы управления электродвигателем «Прямой пуск»

2

1


1


9

Система управления освещением


2

1


1


10

Техническое обслуживание и ремонт пускорегулирующей аппаратуры: контакторы, магнитные пускатели

2

1


1


11

Итоговая аттестация

1




(зачет)


ИТОГО

20

10

2

7

1


Таблица 3

Материально-технические условия реализации программы

Наименование специализированных аудиторий кабинетов, лабораторий (адрес)

Вид занятий

Наименование оборудования/программного обеспечения

1

2

3

Электромонтаж

Лекции


компьютер, мультимедийный проектор, экран, доска

Рабочая зона

лабораторные работы и практические лабораторные занятия

магнитный пускатель, контактор, электрический щит, двигатель, аварийная кнопка-грибок «стоп , лампа-индикатор красного цвета , кнопка стоп без цветовой индикации и кнопку «пуск», лампа индикатором зеленого цвета, Шины нуля и заземления. Модуль 2. «Система управления освещением»: Лампа с настенным патроном; проходной выключатель; двух кнопчатый выключатель; электрическая розетка; автоматический выключатель; распределительная коробка; наконечники для обжимки проводов 2,5 и 1,5кв; клеммы ваго для 2,5 и 1,5 кв; Вилки разборные

Проводники: ПВ -1 1,5; ВВГ- 3 2,5; ВВГ- 2 1,5; ВВГ- 3 1,5; кабель канал 15х10, 25х25

Набор электрика для работы с проводами (зачистка итд. ), мульти амперметр, отвёртки.



Оценка качества освоения программы проводится в виде аттестации, по каждому разделу пройденного материала. Аттестация включает в себя: ответ на теоретические вопросы, выполнение практических заданий.

Подведем итог. В рамках курса кружка проб профессий предоставляются уникальные возможности обмена опытом и сравнения стандартов компетенций по рабочим профессиям в различных секторах глобальной экономики.

Ввиду того, что каждый учащийся в рамках курса проходит каждый вид профессии, он начинает осознавать для себя, какая профессия ему по душе и может раскрыть его навыки.

Благодаря этим курсам учащиеся более глубоко начинают изучать те предметы, которые раскрывают ту профессию, которая их заинтересовала.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций