Инновационные решения в преподавании технологии

Сайранова Марина Борисовна, учитель технологии
высшей квалификационной категории МБОУ «Школа №32» Кировского района г.Казани


Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогают подросткам не только овладевать определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, где важная роль отводится урокам технологии.

Практика показывает, что для учителя задача развития творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему креативно подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают мне определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.

В своей работе я руководствуюсь современными программными требованиями по построению процесса обучения. В педагогической практике использую множество педагогических технологий, уделяя особое внимание информационным технологиям, ориентированным на саморазвитие личности, продвижение учащихся в зависимости от познавательных способностей. Любой урок включает в себя объединение нескольких технологий. В классах учатся дети с разными интеллектуальными, психофизическими и социальными возможностями, поэтому учитель выстраивает мотивацию для каждого ученика. Как повысить интерес к уроку, к предмету, к данной теме? Как сделать урок ярким и незабываемым? Задумываясь над этим вопросами, учитель ставит главную цель: найти место на уроке для каждого, повысить эффективность процесса обучения за счет индивидуальных возможностей учащихся. Для того чтобы ученик смог достичь высокого уровня самостоятельной творческой деятельности, руководствуюсь системой организации обучения, свойством которой является гарантированность положительного результата на всех этапах организации учебного процесса.

Радость познания делает ученика активным, а знания, полученные таким путем, более глубокими и прочными. Меняя формы и методы ведения урока, стараюсь сделать ученика активным участником учебного процесса. Совместная работа учителя и ученика на уроке делает этот урок интерактивным.

В течение нескольких лет я накапливала различный материал к урокам с использованием ИКТ. Мною разработан учебно-методический комплект для учащихся 5-6 классов к разделу «Кулинария». Имея опыт работы проведения занятий по технологии с использованием и без использования компьютера, могу утверждать, что хороших результатов можно достичь, применяя игровые методики. Игровые технологии я использую в основном в 5-6 классах. Это связано с тем, что пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новых предметов.

Такие задания не только делают разнообразным учебный процесс, не только привлекают внимание ребят к изучаемым темам и способствуют лучшему усвоению и запоминанию необходимой информации, но и постоянно раскрывают творческие силы учеников и мощно развивают их познавательный потенциал, активизируют их интеллектуальные способности. Типы заданий не повторяются и меняются от урока к уроку.

I. Впиши в пустые клетки слова-ответы

1. Как называется правильная, в определенном порядке, расстановка всех необходимых, соответствующих кушаньям предметов – посуды, приборов, салфеток и т.д.

2. Кастрюли, сковородки, тарелки, миски- это...

3. Вилка — с двумя зубцами это ......... прибор

Ответ. Сервировка, посуда, фруктовый.

II. Анаграмма. Все буквы у слова перемешаны, что это за слово.

ЕРКАТАЛ Ответ. Тарелка

III. Метаграммы

1. С буквы С – необходима для сервировки стола.

2. С буквы Н – столовый прибор.

3. С буквы Т – приспособление для нарезки овощей

Ответ. Салфетка, нож, терка.


На уроке, посвященном приготовлению блюд из молока, учащимся необходимо с помощью ключа расшифровать знаки и узнать, какие питательные вещества содержатся в молоке.

Практическая работа «Шифровка»

۳

۩

*

¥

а

б

в

е

и

н

о

р

т

у

ш

л

к

п

с

ж

ы

м

э



۩


۳


¥

е


Ответ. Жиры, белки, витамины, микроэлементы.

При изучении темы «Приготовление блюд из круп» также используются разнообразные дидактические игры.

Практическая работа «Шифровка»

С помощью ключа расшифруйте знаки, и вы узнаете:

1. Какая каша была любимым блюдом Петра I.

2. Какая крупа необходима для приготовления знаменитой Гурьевской каши.


۳

۩

*

¥

а

б

в

е

и

н

о

р

у

ш

л

к

п

с

ж

ы

м

э

я

1.

۩









2.








Анаграмма.

Обрядовую кашу хозяйки готовили в честь многих праздников. Все буквы у слов перемешаны, что это за слова? Разгадай и впиши в текст.

1. У каши даже был свой праздник – День ____________ -гречишницы (26 июня) покровительницу и пособницу урожая гречихи.

ныАиукл Ответ. Акулины

2. На праздник Аграфены Купальницы (23 июня) проводили обряд выкатывания ржи: для этого выходили в поле и катались по колоскам, придавая зерну особую крепость, а земле - плодородие.

На завтрак 6 июля хозяйки готовили обетную кашу из толченого ______________. Для этого в складчину всей деревней покупали ______________, варили в общем котле, а потом такой кашей угощали нищих и странников.

мяеянч Ответ. Ячменя, ячмень

3. 7 октября День Феклы- заревницы. Начинают по утрам молотить хлеб. Варили молотильщикам кашу, обычно _____________________ Садясь за завтрак, молотильщики говорили: «На заревницу хозяину хлеба ворошок, а молотильщикам — каши горшок».

еренгуювч Ответ. гречневую

При прохождении темы «Приготовление блюд из сырых овощей» на доске прикрепляю картинки с разными овощами. Необходимо вспомнить как можно больше блюд, которые можно из них приготовить.

Изучая тему «Приготовление блюд из вареных овощей» необходимо заполнить кроссворд, отгадывая загадки. В результате отгадывания учащиеся узнают, какие ингредиенты необходимы для приготовления винегрета. Очень хороший результат дает задание составить кроссворд во внеурочное время.

Конечно, на занятиях используются возможности существующих учебников, т.е. наиболее полезная информация, таблицы и т.п. В итоге, разработанное пособие хорошо дополняется уже имеющимися.

Стараюсь подобрать интересные вопросы для домашнего задания, на которые учащиеся с интересом ищут ответы.

Например, найти ответы на следующие вопросы:

1. Какой писатель работал в пекарне.

2. Какой овощ сначала выращивали ради цветов.

3. Кто носил цветки картофеля в волосах.

4. Где отмечается «омлетный» праздник.

5. Как определить «женский» или «мужской» сладкий перец и для чего это нужно.

6. Какой остров на Дальнем Востоке своим очертанием напоминает рыбу.


Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: использование презентации на уроке есть применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать мышление учащихся и активизировать их познавательную деятельность.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций