Деятельность методической службы – как фактор роста профессионального мастерства педагогов

Замалдинов Азит Талипович,
директор МБОУ «СОШ №98 (татарско-русская)» Вахитовского района г. Казани


Качество образования зависит от состояния факторов, которые обеспечивают высокий уровень обученности и воспитанности личности. А именно:

· содержание образования;

· организации учебного процесса;

· педагогические технологии;

· подготовка и переподготовка кадров;

· мотивация деятельности;

· инфраструктура учреждений.

МБОУ «Межшкольный учебно–производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся» с января 2016 года был присоединен к МБОУ «Школа №98».

Главные направления деятельности – реализация образовательной предметной области «технология», «информатика», проведение профориентационной работы.

Педагогический коллектив состоит в основном из учителей технологии.

Учитель – основная фигура учебного процесса. Он и есть проводник содержания образования, является корректирующим и адаптирующим к определенным условиям, возрастным и психофизическим особенностям школьников. Он – автор конкретной педагогической технологии, которая индивидуализирует обучение-учение, повышает качество. Учитель руководит коллективом учащихся в процессе обучения, расширяет их знания о мире профессий, подводит к осознанному выбору профессии, образовательного учреждения для получения профессии, но главным является то, что:

у ч и т е л ь – г а р а н т и я к а ч е с т в а обучения

Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, подготовка высококвалифицированного учителя, который сможет заложить основы новой педагогической практики, реализовать новую концепцию образования – является одной из главных задач современной системы педагогического образования. Сегодня все выпускники педагогического вуза – знатоки своего преподаваемого предмета. Но они как методисты, активные пользователи или авторы педагогической технологии, как управленцы подготовлены слабо.

В связи с этим на первый план выходит профессиональная подготовка учителя,способность к изучению всего нового, его стремление к совершенствованию, саморазвитию, самопознанию. Учитель технологии должен быть многосторонним человеком, знать основы многих предметных областей (физики, математики, черчения, биологии, химии, иностранных языков), ориентироваться в основах психологии и знать конкретную методику. Без этих знаний и умений теряются профессионально - значимые качества, и самые главные из них — способность к творчеству, заинтересованность в своем мастерстве.

Результаты работы с учащимися нашей школы зависят от педагогической деятельности каждого учителя. Большинство наших педагогов активно участвуют в работе педсоветов, методических советов, семинаров, конференций и постоянно движутся вперед, но есть и стремящиеся делать минимум возможного.

Руководитель должен не только уметь понимать свой коллектив, но и разбираться в причинах того, почему одни члены коллектива «могут» и «хотят», а у других ничего не получается, а также должен найти способ, как повлиять на эти поведенческие установки. В условиях вхождения и реализации ФГОС в каждой школе возникает необходимость в учителе нового стандарта - способном к изменению самого себя, к сотворчеству со своими школьниками и коллегами.

Хорошо отлаженная методическая работа способствует продуманной работе по управлению педагогическим коллективом и улучшению его качества. Социологами выделяются типологические проявления особенностей личности педагога и определяются существование трех степеней становления учителя:

· I-ступень - готовность учителя к овладению профессиональной деятельностью,

· II-ступень - учителя, находящиеся на репродуктивном уровне, у которых отсутствует стимул в повышении квалификации и завышенная самооценка,

· III-ступень - учителя, достигшие профессионального мастерства.

Эти ступени подвержены постоянной ротации, т.к. происходят изменения в самом образовании, педагоги становятся более активными в прохождении аттестации. В целях обеспечения разностороннего подхода к повышению профессиональных качеств внутри каждой ступени учителей, развития их особого стиля деятельности, в школе необходимо вести дифференцированную, планомерную методическую работу, а именно:

Школа молодого педагога, которая оказывает им методическую помощь с учетом индивидуальных особенностей каждого педагога.

Школа совершенствования педагогического мастерства, которая помогает проанализировать затруднения в планировании, проведении уроков, создании дидактической системы.

Оказывая помощь учителям, обеспечивая их развитие, администрация школы приглашает для обучения специалистов ИРО РТ, слушателей курсов ПМЦ ПК и ПП РО, специалистов Центра занятости населения. Такое сотрудничество обеспечивает полноценную помощь учителям в удовлетворении их методических запросов.

Реальная действительность такова, что при стандартных подходах к формированию профессионального становления учителя, если оно пущено на самотек, то этот процесс затягивается на многие годы, а у отдельных учителей не завершается до их ухода на пенсию.

Методическая работа проводится через педсовет, на котором обсуждаются образовательные методики на основе анализа педагогической деятельности каждого участника образовательного процесса. Деятельность всех методических советов, объединений и самообразование учителей тематически связаны с вопросами, обсуждаемыми педагогическим советом.

Каждый учитель, принимая участие в работе постоянно действующих семинаров, мастер - классов, стажировочных площадок ИРО РТ, ФГАОУ ВО КФУ ПМЦ ПК и ПП РО, повышает свой потенциал практических умений и навыков, делится педагогическим опытом, самосовершенствуется.

Педагогический коллектив школы активно осваивают ИКТ технологии, зарегистрированы в различных Интернет – сообществах (Сеть творческих учителей, Мой университет, Открытый класс, Педагогическая копилка, 1сентября, Завучинфо, Педсовет, Учмаг, Redкафе, Учмедпортал, Радуга, Bebiart, Инфоурок, Профориентация), что также способствует повышению педагогического уровня.

Таким образом, взаимодействие всех структур методической службы дает возможность педагогу вырасти профессионально, повысить свою квалификацию, что гарантирует улучшение качества образования.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций