Лаптева Наталия Николаевна, учитель технологии
высшей квалификационной категории МБОУ «Лицей №110» Советского района г.Казани
Если человек с ранних лет
усвоил привычку к труду, труд ему приятен.
Если же у него этой привычки нет,
то лень делает труд ненавистным.
(Гельвеций К.- французский писатель и философ)
Все учителя стараются развить у школьников интерес к своему предмету, привить желание к самостоятельному, более углублённому его изучению. Но это вполне объяснимое стремление всех предметников не всегда выполнимо со стороны учащихся, потому, что в их возрасте «объять необъятное» невозможно.
Необходимо разобраться, нужно ли требовать от подростка 100-процентного знания каждого предмета или первостепенной задачей «школы» является развитие узконаправленного профессионального интереса к отдельно взятым предметам?
К сожалению, не все ребята, находясь в предвыпускном периоде школьной жизни (9-11 классы), могут чётко сформулировать свои профессиональные приоритеты. Как же быть?
Работая учителем технологии, я могу с уверенностью сказать, что изучение предмета «Технология» в проектных формах детского творчества даёт возможность учащимся реализовать знания многих школьных дисциплин, а исследовательские работы стимулируют их для широкого самопознания. Не зря говориться, что творческий человек – это энергетический сплав фантазии, изобретательства, ума и гениальности.
Какие же необходимы условия, влияющие на развитие детских творческих задатков? В первую очередь это:
· мотивация;
· развитие воображения;
· активация творческого мышления;
· приобретение собственного опыта.
Для успешного выполнения вышеперечисленных условий от педагога потребуется распознать типы детского воображения:
· логическое (способность выводить «будущее» из «настоящего» путём логических умозаключений);
· критическое (способность к поиску «несовершенного» и его исправлению);
· творческое (способность к выработке новых идей и представлений, опираясь на элементы действительности).
Какие же факторы могут тормозить развитие творческого мышления подростка? Это:
· отсутствие гибкости мышления;
· влияние авторитетов;
· страх перед неудачей;
· боязнь критики;
· закомплексованность;
· лень.
Какой выход находят учителя нашего лицея №110 на уроках технологии?
Опытным путём мы сообща нашли много интересных способов преодоления природных и сопутствующих факторов, тормозящих раскрытию детских творческих задатков:
· масштабное проектирование и моделирование (по чертежам в масштабе);
· выполнение проектных работ «для дома, для семьи»;
· свобода выбора подручного материала при выполнении творческих работ;
· доверие «на качество» детской Арт-фантазии;
· широкая тематическая направленность творческих работ, приуроченная к памятным датам, великим праздникам, дням рождения;
· расширение элементов исследовательской деятельности;
· использование увлечённости и фанатных пристрастий в творчестве (изготовление сувениров и символик, например, на спортивную тематику...);
· индивидуализация проектных работ по профессиональному приоритету (в случае сложившейся у ребёнка устойчивой проф.заинтересованности);
· использование различных артистических элементов в заключительный период защиты творческих проектов (дефиле показов одежды, выставки кулинарных изысков...);
· творческая активность на развитие детских просветительских качеств (выступление с творческими проектами на аудитории различной возрастной и численной направленности);
· творческая межподростковая благотворительная деятельность (реализация Проекта «Дети-детям» в плане социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учащихся школы-интерната №11 города Казани).
Мы надеемся, что из учащихся, нашедших в умелых руках педагогов предметную заинтересованность, обязательно получаться настоящие мастера и специалисты своего дела.