Развитие научно-технического творчества учащихся

Лаптева Наталия Николаевна, учитель технологии
высшей квалификационной категории МБОУ «Лицей №110» Советского района г.Казани


Если человек с ранних лет

усвоил привычку к труду, труд ему приятен.

Если же у него этой привычки нет,

то лень делает труд ненавистным.

(Гельвеций К.- французский писатель и философ)


Все учителя стараются развить у школьников интерес к своему предмету, привить желание к самостоятельному, более углублённому его изучению. Но это вполне объяснимое стремление всех предметников не всегда выполнимо со стороны учащихся, потому, что в их возрасте «объять необъятное» невозможно.

Необходимо разобраться, нужно ли требовать от подростка 100-процентного знания каждого предмета или первостепенной задачей «школы» является развитие узконаправленного профессионального интереса к отдельно взятым предметам?

К сожалению, не все ребята, находясь в предвыпускном периоде школьной жизни (9-11 классы), могут чётко сформулировать свои профессиональные приоритеты. Как же быть?

Работая учителем технологии, я могу с уверенностью сказать, что изучение предмета «Технология» в проектных формах детского творчества даёт возможность учащимся реализовать знания многих школьных дисциплин, а исследовательские работы стимулируют их для широкого самопознания. Не зря говориться, что творческий человек – это энергетический сплав фантазии, изобретательства, ума и гениальности.

Какие же необходимы условия, влияющие на развитие детских творческих задатков? В первую очередь это:

· мотивация;

· развитие воображения;

· активация творческого мышления;

· приобретение собственного опыта.

Для успешного выполнения вышеперечисленных условий от педагога потребуется распознать типы детского воображения:

· логическое (способность выводить «будущее» из «настоящего» путём логических умозаключений);

· критическое (способность к поиску «несовершенного» и его исправлению);

· творческое (способность к выработке новых идей и представлений, опираясь на элементы действительности).

Какие же факторы могут тормозить развитие творческого мышления подростка? Это:

· отсутствие гибкости мышления;

· влияние авторитетов;

· страх перед неудачей;

· боязнь критики;

· закомплексованность;

· лень.

Какой выход находят учителя нашего лицея №110 на уроках технологии?

Опытным путём мы сообща нашли много интересных способов преодоления природных и сопутствующих факторов, тормозящих раскрытию детских творческих задатков:

· масштабное проектирование и моделирование (по чертежам в масштабе);

· выполнение проектных работ «для дома, для семьи»;

· свобода выбора подручного материала при выполнении творческих работ;

· доверие «на качество» детской Арт-фантазии;

· широкая тематическая направленность творческих работ, приуроченная к памятным датам, великим праздникам, дням рождения;

· расширение элементов исследовательской деятельности;

· использование увлечённости и фанатных пристрастий в творчестве (изготовление сувениров и символик, например, на спортивную тематику...);

· индивидуализация проектных работ по профессиональному приоритету (в случае сложившейся у ребёнка устойчивой проф.заинтересованности);

· использование различных артистических элементов в заключительный период защиты творческих проектов (дефиле показов одежды, выставки кулинарных изысков...);

· творческая активность на развитие детских просветительских качеств (выступление с творческими проектами на аудитории различной возрастной и численной направленности);

· творческая межподростковая благотворительная деятельность (реализация Проекта «Дети-детям» в плане социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учащихся школы-интерната №11 города Казани).

Мы надеемся, что из учащихся, нашедших в умелых руках педагогов предметную заинтересованность, обязательно получаться настоящие мастера и специалисты своего дела.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций