Метод проектов как основа технологической компетентности

Кондрашкин Михаил Викторович учитель технологии,
Поляков Владимир Николаевич учитель технологии.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №98 (татарско - русская)» Вахитовского района


Главная цель образования на сегодняшний день - это повышение подготовки учащихся к продуктивному функционированию в существующих социально-экономических условиях. Существенную роль в достижении цели должно сыграть введение в учебную программу школ страны образовательной области «Технология».

Инновационным в преподавании дисциплины можно отнести направленность на:

- формирование воображения, инициативы, самостоятельности учащихся;

- на развитие основ проектной, технологической культуры;

- на освоение основ экономики и предпринимательства.

В конечном итоге изучения технологии выпускникам средней школы необходимо уметь разумно оценивать потребности и существующие резервы, делать целесообразный выбор вариантов решения на уровнях разработки технологий, кроме того важна подготовленность к адекватному профессиональному самоопределению.

Результативность по образованию на сегодняшний день направлена на повышение не только знаний, но и умений применения их на практике, умений ориентироваться в неординарных ситуациях, повышения «компетентности» обучающихся.

Несмотря на то, что «компетентность» на сегодняшний день еще не имеет в литературе педагогики конкретного определения, данное понятие уже заняло определённое место в современной образовательной системе. «Компетентностью» принято называть готовность субъекта продуктивно организовывать внутренние и внешние резервы для достижения выбранной цели. В основе становления компетентной личности лежит такой результат образования, который выражается в освоении обучающимися определенным набором знаний. Обучающийся получает опыт объединения различных результатов образования (знаний, умений, навыков, ценностей и т.д.), и достижения цели. Таким образом, складывается понимание управления своей деятельностью – «компетентностью».

Современному образованию необходимы новые методы обучения. На ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и российской практике педагогики, может претендовать метод проектов.

В основе данного метода лежит принцип направленности учеб­но-познавательной деятельности обучаемых на результат, получаемый при решении той или иной практически или теоре­тически важной проблемы. Исходный, внешний результат, можно увидеть, осмыслить, применить в практике, а внутренний выражается в полученном опыте, объединяющим в себе знания, умения, компетентность и ценности. Когда речь идёт о компетентности использование метода проектов позволяет сформировать следующие способности:

- во-первых, информационную, которая позволяет грамотно выполнять все необходимые действия с информацией: поиск данных, организация, обработка, анализ и их оценка, а также продуцирование и распространение информации;

- во-вторых, коммуникативную, способствующую вступлению в общение с целью быть понятым;

- в-третьих, социальную, которая способствует действию в социуме с учетом позиций людей;

- в-четвёртых, предметную, способствующую применению полученных знаний на практике.

Использование проектного метода даёт возможность развития технологической компетентности учащихся. Это связано и с тем, что данный метод стимулирует самостоятельное овладение обучающимися инновационных и интеграцию существующих знаний, направлен на интеллектуальное развитие, рост самостоятельности, творческой активности, инициативности учеников и, конечно, формированию технологической компетентности.

Необходимость использования методики проекта в современном технологическом образовании обусловлена очевидными тенденциями в системе образования к более полному развитию личности школьника, его подготовки к реальной деятельности. Использование проектного метода даёт результаты на всех уровнях обучения средней школы, т.к. сущность данной методики отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития.

Применение методики проекта в школе показал эффективность инновационной технологии, заметное повышение уровня технологической грамотности, внутреннюю мотивацию, а также уровень самостоятельности обучающихся, их толерантность, общий интеллектуальный рост. Всё вышеперечисленное направлено на достижение формирования различных аспектов компетентности в технологической области учащихся.

На сегодняшний день в школе активно внедряется межпрофильная интеграция технологических проектов. Интегрируются предмет технология и информационно-коммуникационные технологии. За текущий учебный год обучающимися выполнено несколько таких творческих проектов. Так, проект учащихся гимназии № 3 г. Казани «Коллекция шалей» (учитель технологии – Оганезова К.Х., учитель ИКТ – Салимова З.В.) занял первое место в районной олимпиаде, в числе призёров городской олимпиады и прошёл отборочный тур зональной олимпиады. Активно используют интеграционную методику проектов учителя технологии Илюшина Г.А., Ханеева Н.П., Чижова С.А. Хуснутдинова Л.М., Хусаинова Р.А.

Таким образом, цели образовательной области «Технология» будут достигнуты, если учащиеся будут выполнять проекты, которые включают усвоение информации, овладение рабочими приемами, технологическими операциями и, что не менее важно, оценочным соотношением к планируемым и достигнутым результатам трудовой деятельности. Образно этот процесс можно представить как «расширяющуюся воронку», в которую вовлекаются новые знания, образы действий, приобретенный опыт, что позволяет считать проектное обучение методом развивающего обучения, позволяющим сформировать технологическую компетентность учащихся.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций