Использование активных методов на уроках технологии

Аминов Рафаэль Назимович,
Илюшина Гульсина Алимбековна
учителя технологии МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №98 (татарско-русская)" Вахитовского района города Казани.




Предмет технология, как учебный урок, обладает большим потенциалом для создания всех условий культурного и личностного становления учащихся. Главная особенность здоровой психики учеников – это познавательная активность. Применение познавательной деятельности без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически не возможна. Вследствие чего в процессе обучения важно регулярно развивать и укреплять познавательный интерес обучающегося и как значимый мотив учения и как сильное средство воспитывающего обучения, способствующее увеличению качества обученности.

Все мы знаем, что снижение уровня знаний учащихся в большей степени объясняется качеством уроков: формализмом, однообразием и просто обычной скукой. Основная причина – для активизации мыслительной деятельности учеников необходимы нестандартные, оригинальные приемы. Важно сказать, что это не исключение традиционных уроков, а их дополнения и переработка, внесение разнообразия, которые повышают интерес, помогая улучшению учебного процесса.

Использование активных методов обучения позволяет значительно активизировать познавательную деятельность учащихся. В центре такого процесса обучения стоит обучающийся, обучение максимально практико-ориентированное и позволяет не просто получать знания, а, главное, приобретать умения, реализовывать свой потенциал, обмениваться опытом, ставить задачи и находить их решения.

Методика активного обучения – это подготовка учебного процесса, при которой нет возможности не участвовать в познавательном процессе: или каждый ученик имеет свое ролевое задание, о котором он должен предоставить отчет, или от его действий зависит результат задачи поставленный перед группой. Важная часть методики активного обучения состоит из методов активного обучения. Активные методы обучения – методы, активизирующие познавательную деятельность учеников. Состоят в основном из диалога, подразумевающего не ограниченный обмен мнениями о способах решения той или иной проблемы. Методы активного обучения определяются высоким уровнем активности учеников. Отличительной чертой методов активного обучения являются:

- вынужденная активизация мышления, когда ученик обязан быть активным в независимости от его желания;

- необходимое по длительности время вовлечения учащихся в учебный процесс, т.к. их активность не может быть кратковременной и эпизодической, а должна быть в большей степени стабильной и длительной (т.е. на протяжении всего занятия);

- самостоятельное принятие решений, высокая степень мотивации и эмоциональности учеников.

Важным методом активного обучения является мозговой штурм (метод мозговой атаки), дающий возможность подготовить процесс коллек­тивного обдумывания для поиска не банальных способов решения проблем. Применение этого метода в процессе обучения позволяет решить следующие задачи:

- творческое усвоение учебного материала;

- синергия теории и практики;

- усиление учебно-познавательной деятельности учеников;

- вырабатывание умения концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;

- создание опыта коллективной интеллектуальной деятельности.

Метод групповой полемики дает возможность организовать работу коллектива учащихся для решения конкретных задач. Это метод, позволяет в процессе общения делать логические выводы, воздействовать на мнения, роли и установки участников полемики. На занятиях методика используется в виде беседы, которая формируется педагогом с учетом знаний и мнений учеников в каком-либо вопросе.

Не банальным и действенным является метод театрализации теа­тральные постановки различных жанров по учебной программе во внеклассное время с большим числом участников, длительные по времени, с декорациями и другими необходимыми реквизитами. Данный метод требует серьезной подготовки, но это, несомненно, стоит того: эмоционально насыщенные, красочные и запоминающиеся мероприятия остаются в памяти детей. Драматизация – это метод изображения, разыгрывания по ролям содержания учебного материала на уроках. Героями могут выступать не только одушевленные персонажи, но и любые неживые предметы, и феномены из области технологии.

Применение методов технологии активного обучения дает возможность заменить пассивный монолог (который так не любят ученики) на активный взаимообмен мнениями всех участников образовательного процесса, вынуждая учеников и педагогов из пассивных слушателей преобразоваться в энергичных, целеустремленных, творческих игроков. Эти методы привлекают и используют для обучения все допустимые виды вербальной и невербальной коммуникации, раскрывая скрытый при традиционном подходе потенциал участников. На таких уроках обучающиеся увлечены, их работоспособность, и отдача в разы повышается, эффективность урока возрастает.

Способность анализировать, сопоставлять, выделять главное, стремление к самосовершенствованию и желание дать адекватную самооценку, быть ответственным, самоорганизованным, обладать способностью творить и взаимодействовать - вот с какими навыками выпускник должен закончить школу. И задача педагога так организовать процесс обучения, чтобы была возможность раскрыться духовным силам его учащихся. А этому способствуют применение активных методов обучения, и вследствие чего их следует максимально использовать в педагогическом процессе.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций