Формирование регулятивных УУД на уроках технологии с элементами проблемного обучения

Королёва О.Г., учитель технологии
МБОУ «Гимназия №102 им. М.С.Устиновой» Московского района г.Казани


Реалии современной жизни таковы, что сегодняшнему информационному обществу необходим новый гражданин. Квалифицированный исполнитель сменяется на человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей своей жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный. [1]

Проблемное обучение - это организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно представленным содержанием обучения в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания. [2] В основе проблемного обучения лежит система создания проблемных ситуаций со стороны учителя и систематическая самостоятельная учебно-познавательная деятельность обучающихся по усвоению новых знаний и способов действия путём решения учебных проблем. Педагогические возможности проблемного обучения состоят в следующем:

-создание возможностей для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления и познавательной деятельности школьников;

-развитие самостоятельности, ответственности, критичности, инициативности. [3]

Проблемное обучение позволяет формировать все виды УУД, в том числе регулятивные

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

​ ·целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

​ ·планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

​ ·прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

​ ·контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

​ ·коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

​ ·оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

​ ·саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. [1]

Вышеперечисленные универсальные учебные действия с успехом можно развивать у учащихся на уроках технологии. В частности при изучении раздела «Технология обработки ткани». Поясню на примерах из своего опыта работы. Для того чтобы человек был успешен в жизни, он должен уметь ставить перед собой цели. Учитель технологии может научить учащихся ставить цели, то есть развивать регулятивные УУД в целеполагании. Целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Для этого, при разработке технологической карты урока мы выделили в структуре урока раздел «Мотивация и целеполагание». Это значит, на каждом уроке я обрисовываю перед учащимися проблемную ситуацию урока, т.е. мотивирую их на решение данной проблемы, и в зависимости от этого их решения мы формулируем цель урока. Например, урок в 6-м классе по теме «Моделирование проектируемого изделия». На данном этапе урока я провожу фронтальную беседу, в процессе которой учащиеся выявляют противоречие. С одной стороны все ученицы выбрали разные фасоны проектируемого изделия, но на предыдущем уроке все девочки построили одинаковый чертёж по своим меркам. Противоречие заключается в том, что если использовать построенный чертёж, то у всех получится одинаковый фасон изделия. Однако каждой девочке нужен чертеж именно своего фасона изделия. Ученицы приходят к выводу, что их чертёж необходимо как-то изменить. Таким образом, они понимают суть процесса моделирования швейных изделий, пока не зная данного термина. Остаётся познакомить их с приёмами и техникой моделирования. Цель данного урока - познакомиться с технологией моделирования и научится вносить изменения в основной чертёж изделия. Если приём выявления противоречий использовать систематически на каждом уроке, то к концу второй четверти учащиеся 5-го класса могут без труда определять противоречия и формулировать цель урока с помощью учителя. Это происходит систематически на каждом уроке. К концу второй четверти учащиеся 5-го класса могут самостоятельно сформулировать цель урока. В конце каждого урока мы с учащимися проводим рефлексию и отвечаем на вопрос, достигли ли мы поставленной в начале урока цели. И если нет, то выясняем причины неудачи. А далее планируем деятельность на следующий урок. Следующий урок начинаю с того, что вспоминаем результаты прошлого занятия и напоминаем себе о проблемах, возникших на прошлом уроке. Таким образом, целеполагание плавно превращается в формирования умения действия саморегуляции. Саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий. Чтобы у человека сформировалась привычка к саморегуляции, надо проводить этап рефлексии систематически на каждом уроке и желательно индивидуально, поскольку затруднения у каждого учащегося свои. И решить эти проблемы он должен сам. Саморегуляция очень хорошо происходит тогда, когда учащийся проводит самоконтроль. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. На наших уроках контроль осуществляется по двум параметрам- правильность выполняемых действий и контроль времени, отведённых на выполнение данных действий. По первому параметру у учащихся есть возможность сравнить свою выполненную работу с эталоном (образцом). Найти отличия, определить недостатки в своей работе и выяснить, как эти недостатки он будет исправлять. По второму параметру у учащихся особенно 5-х классов, наблюдается неумение выполнять работу быстро и эффективно. Одной из задач Программы развития УУД, так же является формирование действия планирования действия во времени и регуляция темпа его выполнения. (Приёмы тайм-менеджмента)

Управление временем, организация времени, тайм-менеджмент (англ. time management) — технология организации времени и повышения эффективности его использования.

Для формирования умения контролировать время я на классной доске записываю название операции и выделяемое на неё время. Например, запись на доске в 5 классе по теме урока «Подготовка деталей кроя к обработке», выглядит так:

1.Проложить копировальные стежки по линии кармана с 8.55 до 9.05 (10 минут).

2. Разрезать копировальные стежки с 9.05 до 9.10 (5 минут).

3. Перевести линии на симметричную сторону детали с 9.10 до 9.20 (10 минут).

4. Отметить контрольную линию середины смёточными стежками 9.20-9.30 (10 минут).

Опять же, данная работа должна проводиться регулярно, и не один год.

Оценка- выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результатов работы. Оценка выполняет две функции - обратную связь и подкрепление (поощрение). От того, в какой степени оценка на уроке выполняет эти две функции, зависит эффективность обучения. Например, в 5-м классе, после проведения практической работы по снятию мерок каждая ученица заполняет карту самооценки своей работы на уроке. В колонке «У меня» она ставит балл, оценивая свои действия. За абсолютно правильное выполнение действия ставится 1 балл. Если действие (критерий) было выполнено не в полном объёме или с ошибками, то ученица может снизить себе балл на десятую доли. Причём, она сама решает насколько снизить. Если действие (критерий) было не выполнено, то она ставит себе 0 баллов. В итоге все критерии в сумме могут составить различные цифры, но не более 5 баллов. Далее я выясняю у каждой её количество баллов, высказываю своё мнение и после совместного обсуждения выставляю оценку за урок. Во время обсуждения всегда спрашиваю: «За что снизила себе балл?». Если оценка ученицу не устраивает, то у неё возникает естественное желание исправить ошибку и получить высший балл. Я ей, конечно, такую возможность предоставляю. Так она начинает понимать, как оценивает её работу учитель. Благодаря использованию таких карт, ребёнок сам находит ошибки, а не я ему их озвучиваю. Оценивает свою работу сам, а не возмущается тому, что ему незаслуженно поставили низкую оценку за работу на уроке. Это очень эмоциональный момент урока. Девочки испытывают радость, грусть, обиду и.т.д. А если есть эмоции, значит обязательно урок запомниться. (см. Приложение) Самое сложное в данной работе, это научить учащихся 5-х классов оценивать себя. Опять же данная работа ведётся систематически. Как результат данной деятельности, ученики 6-го класса могут без моей подсказки, объективно оценить свою работу и их оценка полностью совпадает с моей. За то в 7-м классе учащиеся стараются вообще не допускать ошибок, поскольку уже знают все критерии оценки. И результатом работы являются только положительные оценки на уроке. Всё это помогает развитию универсального действия – коррекция. Коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами. Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. В 5-м классе учащиеся изучают программу впервые, поэтому планировать свою деятельность они учатся под руководством учителя. Постепенно они начинают самостоятельно определять последовательность действий и таким образом происходит развитее умения планировать свою деятельность. Упор на развитие данного действия будет делаться в 6,7, 8 классах. Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик. На данном этапе работы над освоением регулятивных УУД, прогнозирование мы проводим в начале курса и в конце. На 1-м уроке мы с учащимися работаем над поисковым этапом проекта. В процессе работы мы учимся прогнозировать результат обучения и итог проектной деятельности. А в конце изучения раздела «Технология обработки ткани», мы прогнозируем нашу работу на следующий год. Учителю данную работу надо планировать заранее. Проводить её систематически и обязательно отслеживать результат. Далее проводить анализ и коррекцию развития УУД. Только при соблюдении этих условий можно говорить о формировании устойчивых качеств личности обучающихся.

Источники информации

1. Программа развития универсальных учебных действий для основного общего образования

2. Большая психологическая энциклопедия https://psychology.academic.ru

3. Современные педагогические технологии. Основная школа/О.Б.Даутова, Е.В.Иваньшина, О.А. Ивашедкина и др.-СПб.,2015-176 с.

4. Стандарт второго поколения. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система знаний/А.Г. Асмолов.- М.:Просвещение, 2010-159 с.

5. Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/Управление_временем


Приложение

Карта самооценки

Критерии оценки

Количество баллов

По плану

У меня

Из учебника переписаны только нужные мерки:

- для передника (юбки) От, Об, Ди;

- для сарафана (топа) Ог, От, Об, Ди.


1


Во время измерения соблюдались все правила снятия мерок, измерения и записи результатов. Учитель не сделала ни одного замечания.

1


Результат измерения мерки Обхват талии верен

1


Результат измерения мерки Обхват бёдер верен

1


Успели снять все мерки и записать результаты измерения.

1


ИТОГ:

5





Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций