Оценивание образовательных достижений учащихся на уроках технологии

Мухаметшина Гульнара Ильясовна,
учитель технологии первой кв. категории МБОУ «Гимназия №4» Кировского района г. Казани


Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов. Приоритетными в диагностике становятся не репродуктивные задания, а продуктивные задания по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.

Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.

Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.).

Результаты ученика это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе).

За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.

Приемы самооценки и самоконтроля:

1. Словесные приемы

а) для развития самооценки и самоконтроля в конце уроков задаются следующие вопросы:

– Что нового узнала на уроке?

– Чему смогла научиться?

– За что можешь похвалить себя?

­– Какую оценку можешь поставить себе?

– Над чем еще надо поработать?

– Какие задания вызвали интерес?

– Какие задания оказались трудными?

– Чему сможешь научить окружающих?

– Достигнута ли поставленная в начале урока цель?

б) использую наглядное пособие, которое помогает в оценивании своих достижений:

«Сегодня на уроке я...»

«Мне удалось...»

«Я могу похвалить...»

«Я недостаточно...»

«Я старалась...»

«Могу научить...»

«С лёгкостью объясню...»

«Остались непонятыми вопросы о...»

2. Таблицы

Он используется как при индивидуальной, так и при групповой форме обучения.

Критерии оценки

Личная оценка

Оценка учащихся в группе

Оценка учителя

1.

Полнота собранной информации и ответы в устной форме известные сведения




2.

Составление вопросов, на которые необходимо найти ответы, чтобы разрешить возникшие задачи и высказывание предложений по решению проблемы




3.

Определение последовательности действий




4.

Соблюдение правил безопасности




5.

Ответы на вопросы




6.

Оценивание степени достижения своей цели




Оценка в таблице осуществляется по 5-ти бальной шкале. Критерии оценки могут быть изменены в соответствии с ожидаемыми результатами урока, а так же они обсуждаются и определяются с учащимися в начале урока.

При работе в группе:

Ф.И. учащегося в группе

Личная оценка

Участник №1

Участник №2

Участник №3

Участник №4

Участник №5

1.








2.








3.








4.








5.








Обозначения в таблице:

«?» - 1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;

«!» - 2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;

«+» - 4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.



3. «Карточка сомнений»

В конце урока учащиеся заполняют карточки сомнений: Ф.И., класс и отмечают результаты усвоения нового материала со следующим знаками:

+ — «Я поняла все» и отмечают дополнительно:

V – «Уже знала это»

! — «Новое знание»

0 – «Думала по-другому».

- — «Не совсем усвоила, сомневаюсь, есть вопросы»;

? – «Не поняла».


КС

КС

Ф.И. __________________________

Класс ____ Результат: ___________

Комментарий (по желанию): ______

_______________________________

_______________________________

_______________________________

Ф.И. __________________________

Класс ____ Результат: ___________

Комментарий (по желанию): ______

_______________________________

_______________________________

_______________________________

4. Оценочные листы достижений

Для создания полной картины, отображающей реалии учебных достижений, а также диагностирования качества образовательного процесса на каждого ученика при практических работах заводится «Оценочный лист», в который заносятся планируемые результаты. Успехи фиксируются баллами.



Оценочный лист

Индивидуальная практическая работа

Ф.И.____________________________________________________класса:_____


Критерии для оценки

Количество баллов

Самооценка

Оценка учителя

1.

Умение правильно подготовиться к работе:

– подбор оборудования, инструментов и приспособлений

– организация рабочего места


1


1



2.

Умение работать самостоятельно

1



3.

Уважение окружающих, соблюдение дисциплины на уроке

1



4.

Соблюдение правил техники безопасности

1



5.

Определение правильной последовательности работы

2



6.

Правильность работы по инструкционной карте

1



7.

Качество готового изделия

– внешний вид

– выполнение технологической последовательности


1

1



8.

Умение убрать своё рабочее место

– организация во время работы

– чистота и порядок по окончании работы

– по окончании работы оборудование, инструменты и приспособления убраны на место


2

1

2



9.

Стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов.

2



10.

Оценивание степени достижения своей цели

1




ИТОГО (сумма баллов)

18




Уровень выполнения работы





Отметка





Оценка выполненной работы

Уровень

Низкий

Пониженный

Базовый

Повышенный

Высокий

Баллы

0-4

5-8

9-11

12-15

16-18

Отметка


2

3

4

5




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций