Мухаметшина Гульнара Ильясовна,
учитель технологии первой кв. категории МБОУ «Гимназия №4» Кировского района г. Казани
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов. Приоритетными в диагностике становятся не репродуктивные задания, а продуктивные задания по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.
Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.
Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.).
Результаты ученика это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе).
За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.
Приемы самооценки и самоконтроля:
1. Словесные приемы
а) для развития самооценки и самоконтроля в конце уроков задаются следующие вопросы:
– Что нового узнала на уроке?
– Чему смогла научиться?
– За что можешь похвалить себя?
– Какую оценку можешь поставить себе?
– Над чем еще надо поработать?
– Какие задания вызвали интерес?
– Какие задания оказались трудными?
– Чему сможешь научить окружающих?
– Достигнута ли поставленная в начале урока цель?
б) использую наглядное пособие, которое помогает в оценивании своих достижений:
«Сегодня на уроке я...»
«Мне удалось...»
«Я могу похвалить...»
«Я недостаточно...»
«Я старалась...»
«Могу научить...»
«С лёгкостью объясню...»
«Остались непонятыми вопросы о...»
2. Таблицы
Он используется как при индивидуальной, так и при групповой форме обучения.
№ | Критерии оценки | Личная оценка | Оценка учащихся в группе | Оценка учителя |
1. | Полнота собранной информации и ответы в устной форме известные сведения | | | |
2. | Составление вопросов, на которые необходимо найти ответы, чтобы разрешить возникшие задачи и высказывание предложений по решению проблемы | | | |
3. | Определение последовательности действий | | | |
4. | Соблюдение правил безопасности | | | |
5. | Ответы на вопросы | | | |
6. | Оценивание степени достижения своей цели | | | |
Оценка в таблице осуществляется по 5-ти бальной шкале. Критерии оценки могут быть изменены в соответствии с ожидаемыми результатами урока, а так же они обсуждаются и определяются с учащимися в начале урока.
При работе в группе:
№ | Ф.И. учащегося в группе | Личная оценка | Участник №1 | Участник №2 | Участник №3 | Участник №4 | Участник №5 |
1. | | | | | | | |
2. | | | | | | | |
3. | | | | | | | |
4. | | | | | | | |
5. | | | | | | | |
Обозначения в таблице:
«?» - 1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;
«!» - 2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;
«+» - 4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.
3. «Карточка сомнений»
В конце урока учащиеся заполняют карточки сомнений: Ф.И., класс и отмечают результаты усвоения нового материала со следующим знаками:
+ — «Я поняла все» и отмечают дополнительно:
V – «Уже знала это»
! — «Новое знание»
0 – «Думала по-другому».
- — «Не совсем усвоила, сомневаюсь, есть вопросы»;
? – «Не поняла».
КС | КС |
Ф.И. __________________________ Класс ____ Результат: ___________ Комментарий (по желанию): ______ _______________________________ _______________________________ _______________________________ | Ф.И. __________________________ Класс ____ Результат: ___________ Комментарий (по желанию): ______ _______________________________ _______________________________ _______________________________ |
4. Оценочные листы достижений
Для создания полной картины, отображающей реалии учебных достижений, а также диагностирования качества образовательного процесса на каждого ученика при практических работах заводится «Оценочный лист», в который заносятся планируемые результаты. Успехи фиксируются баллами.
Оценочный лист
Индивидуальная практическая работа
Ф.И.____________________________________________________класса:_____
№ | Критерии для оценки | Количество баллов | Самооценка | Оценка учителя |
1. | Умение правильно подготовиться к работе: – подбор оборудования, инструментов и приспособлений – организация рабочего места | 1 1 | | |
2. | Умение работать самостоятельно | 1 | | |
3. | Уважение окружающих, соблюдение дисциплины на уроке | 1 | | |
4. | Соблюдение правил техники безопасности | 1 | | |
5. | Определение правильной последовательности работы | 2 | | |
6. | Правильность работы по инструкционной карте | 1 | | |
7. | Качество готового изделия – внешний вид – выполнение технологической последовательности | 1 1 | | |
8. | Умение убрать своё рабочее место – организация во время работы – чистота и порядок по окончании работы – по окончании работы оборудование, инструменты и приспособления убраны на место | 2 1 2 | | |
9. | Стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов. | 2 | | |
10. | Оценивание степени достижения своей цели | 1 | | |
| ИТОГО (сумма баллов) | 18 | | |
| Уровень выполнения работы | | | |
| Отметка | | | |
Оценка выполненной работы
Уровень | Низкий | Пониженный | Базовый | Повышенный | Высокий |
Баллы | 0-4 | 5-8 | 9-11 | 12-15 | 16-18 |
Отметка | | 2 | 3 | 4 | 5 |