Технологическое образование на современном этапе: возможности и перспективы, плюсы и минусы

Сайранова Марина Борисовна,
учитель технологии высшей квалификационной категории
МБОУ «Школа №32» Кировского района г.Казани


Современная система отечественного образования переживает важный этап своего развития. Одна из основных целей российского педагогического образования — вхождение в мировое образовательное пространство. Задачи, определяемые процессами модернизации образовательной системы, требуют от педагогического образования как компонента непрерывной системы поиска оптимальных механизмов их реализации. Также стоит отметить, что современная система образования в России в целом постоянно изменяется, так как этого требует современное общество, в связи с постоянным повышением уровня требований к специалистам различных областей. При этом преподавание технологии напрямую связано с этим процессом, так как именно в рамках этого предмета развиваются профессионально важные качества, которые можно назвать универсальными, и пригодятся для использования, как в личной жизни, так и в рамках образовательного и профессионального процессов. К примеру, обучение девочек работы с продуктами поможет в становлении самостоятельности, а правила техники безопасности, касающиеся различных областей, являются основой знаний.

Изучение современного образования в России, его возможностей, перспектив, плюсов и минусов является очень важным процессом, так как только таким образом можно понять недочеты и справляться с ними, а также знать слабые стороны. При этом достаточно важным, как отмечалось выше, аспектом является изучение такой части современного образования, как преподавание технологии. В рамках данной работы мы рассмотрим как и имеющиеся тенденции в целом для современного образования в России, так и отметим, в чем есть применимость относительно преподавания технологии, в частности для 5-8 классов.

Рассмотрим в общем, положение современного образования в России и в частности состояние преподавания такого предмета, как технология. Можно предположить, что это взаимосвязанные тенденции, так как преподавание технологии является достаточно важной составляющей среднего образования, и присутствует во всех школах.

Стоит отметить, что современное положение и состояние российской системы образования характеризуется двойственностью. То есть, с одной стороны, происходит воплощение реформы средней и высшей школ, происходит повсеместное введение единого государственного экзамена, происходит определение приоритетов для последующего финансирования исследовательских центров, университетов, также происходит увеличение ниши студентов, которые обучаются на бюджетной основе. Но, с другой стороны, происходит существенное снижение реального качества образования, качественные преподаватели постепенно уходят на пенсию, а профессионалы уезжают работать и повышать квалификацию за границу, снижается финансирование образования в процентах к ВВП и много другое. Особенность принятой методологии состоит в том, что авторы сознательно (и неправомерно) игнорируют главный фактор развития, а именно высший государственный разум, соединенный с политической волей. [Кинелев, 1995, с. 35] Предполагается, что перспективы развития системы образования в России зависят в большинстве случаев от формирования институциональной структуры, соответствующей требованиям современного общества и экономической ситуации.

Можно сделать вывод о том, что и в рамках преподавания технологии сейчас происходит схожая ситуация. К примеру, каждая школа выпускает свои требования к преподаванию технологии в 5-8 классах, и постоянно проводимые реформы также сказываются на ситуации преподавания – учителю становится тяжелее выбрать подходящий по критериям материал. Кроме того, необходимо делать урок еще и интересным, так как современное развитие технологий предполагает развитие иного типа мышления у детей, и, чтобы они работали на уроке и получали знания, должна быть особая динамика у процесса.

Таким образом, современное образование и преподавание технологии в частности претерпевают ряд достаточно важных изменений, связанных с состоянием общества.

История государственной образовательной системы России приближается к 200-летнему рубежу. За это время система дважды пережила свое рождение и дважды кардинально изменялась в связи с революционным преобразованием отечественной государственности. [Костикова, 2001, с.53]

Самые главные направления реформирования образования: необходимо переструктурировать содержание образования, предоставить доступ к его формированию педагогам, убрать перегруженность стандартными планами и убрать информацию, не несущую практической направленности и не являющейся фундаментальным знанием. Возможно, стоит реформировать систему преподавания, ввести более практические способы получения и проверки знаний. То есть в целом – необходим переход к гибкой организации, в которой будут сведены различные формы образования, учиться школьники будут с удовольствием, обучаясь тем знаниям, умениям и навыкам, которые пригодятся в реальной жизни.

Также необходимы перемены, связанные с развитием доступности и различных вариантов образовательных программ. При этом педагогический и научный труд в большей степени зависим от текущего материального вознаграждения. [Кузьминов, 2004 г., с. 2]Возможно, проведение финансовых реформ, целью которых является повышение статуса работы педагога. Это касается всех предметов, в том числе и технологии, так как оплата труда учителя в настоящее время достаточно низкая.

В целом необходимо повышение и расширение роли общества в управлении системы образования. К примеру, создание или развитие имеющихся попечительских советов, фондов поддержки образования, развитие системы профессиональной поддержки в образовательной сфере. Сама система должна стать более открытой, как и для лучшей оценки самой структуры, так и для большей результативности. Налоговые льготы образовательным учреждениям и связанным с ними фирмам: при исчислении налога на прибыль включать расходы на подготовку либо переподготовку кадров (на договорной базе с учебными заведениями профессионального образования) в издержки на создание и реализацию продуктов и услуг. Кроме того, возможно внедрение государственного или частного бюджета на развитие выделенных проблемных участков.

Кроме того, необходимо повысить значимость получения образования, то есть сделать это статусным и важным как для школьника, так и для его родителей. Ведь родители зачастую очень негативно относятся к школе в целом, что сказывается и на поведении ребенка на уроке технологии. При этом зачастую стресс начинается с отношения учащихся к ситуации, то есть стресс провоцируется поведением в соответствии с реакцией. Вследствие низкий уровень значимости влечет за собой низкую ценность обучения, и ребенок не получает знания на уроке, которые были бы очень полезны в жизни при должном внимании.

Таким образом, необходимо реструктурировать многие сферы жизни, изменить финансирование и т.д. – то есть изменения необходимы существенные и мелкие, да и общество в целом понимает наличие проблем. Скорее всего, такие изменения пошли бы на пользу стране – повышение количества школьников, которые получили среднее образование и при этом вынесли с собой важные и ценные знания, в том числе касающиеся и аспекта предмета технологии.

Кроме того, современное образование должно вводить новые мероприятия, направленные на уменьшение отрицательной роли стресса в жизни школьников. Ведь в настоящее время стресс занимает лидирующую позицию среди стрессовых ситуаций в жизни школьников. Ведь существует множество факторов, которые влияют таким образом – это и нагрузка на интеллект, и постоянное сидение за столом, статичность, недостаток физической активности, нарушения сна. Эти вопросы может решать урок технологии, так как на нем дети в большей степени занимаются практической деятельностью, которая давала бы выход энергии.

Итак, как уже говорилось во введении, все уровни образования, как начальная, средняя, так и высшая, готовят специалистов, постоянно оценивая их комплекс знаний, умений и навыков. При этом основным критерием качества вышеперечисленных качеств является соответствие некоему, как правило очень субъективному, образцу. Из-за чего система образования больше похожа на систему обучения, а не образования.

Кроме того, недостаточное финансирование, при котором бюджетными средствами покрывается в основном заработная плата, при сильно выросшем росте спроса на получение высшего образования постепенно приводит к снижению академических стимулов преподавательского состава, так как финансовое вознаграждение за тяжелый труд достаточно низкое, и многие не удовлетворяет при большом фронте работ. На низкое качество образования указывает и недопустимо низкий уровень оплаты труда в российской высшей школе. [Полищук, 2005, с. 72] Поэтому многим постоянно приходится искать подработки, иногда даже подрабатывая на собственном рабочем месте, что приводит к снижению творчества в полноценной работе, накоплению усталости, циклическом выполнении обязанностей. Кроме того, у многих формируется чувство социальной неполноценности, так как в современном обществе очень низок статус педагога, преподавателя. В итоге негативных процессов в академической среде происходит отток профессиональной и амбициозной молодежи из данной сферы и, как следствие, старение преподавательского состава, понижение мобильности педагогов. Такие процессы характерны и в рамках преподавания технологии – молодые учителя не хотят идти в школу, что можно считать достаточно весомым минусом современного образования.

Кроме того, решения в современных школах в России принимаются не коллегиально, не обсуждая существующие проблемы, то есть очень велика роль администрации. Это приводит к усилению роли министерства образования, а именно задаются четкие рамки читаемых предметов, очень много стандартных дисциплин, происходит бюрократизация решений, которые принимаются в школах, низкая роль педагогов, хотя у них сохраняется возможность принимать участие опосредованно. А у школьников и их родителей влияние еще меньше, в том числе в вопросах, касающихся содержания учебных программ. Структура знания в «профессиональной бюрократии» индивидуалистична, функционально сегментирована и иерархична. Это помогает справляться с большинством стандартных проблем, но препятствует распространению неявного, нерутинного знания от «экспертов» к «непрофессионалам», из-за достаточно высоких бюрократических барьеров. [Пястолов, 2003, с.64]

Можно сделать вывод о том, что управление в школах в основном иерархическое, и в этой иерархии самый главный блок – учителя и школьники – практически выпадают, не имеют веса при принятии решений. Реализация иерархической модели управления мешает воплотить главные принципы функционирования, понижает эффективность образовательного процесса, что не позволяет полностью воплотить потенциал инициативных педагогов, накопленный социальный капитал, ограничивает академическую свободу.

Но, конечно, стоит отметить существующие плюсы. В настоящее время существует огромное количество разнообразной учебной литературы, в том числе и по преподаванию технологии в 5-8 классах, что обуславливает возможность хорошей подготовки специалистов, так как есть огромное количество источников знаний. Кроме того, постоянные нововведения требует высокого уровня подготовки учителей, в том числе и преподавателей технологии, в связи с чем действительно продолжают изучать свой предмет, даже если уже начали практическую деятельность. Новый — технологический — этап устанавливает приори­тет способа над результатом деятельности, учет ее социальных, экологических, экономических, психологических и других факто­ров и последствий. Поэтому каждому человеку необходимо быть способным комплексно подходить к оценке результатов, выбору способов своей деятельности. Этому и призвана научить «Техноло­гия». [Кругликов, 2002 г., с. 5]

В данной статье было проанализировано современное образование в России, в особенности аспект преподавания технологии, его основные аспекты, возможности и перспективы, плюсы и минусы. В целом можно отметить, что оно в настоящее время переживает ряд изменений, касающихся и преподавания технологии. К примеру, каждая школа выпускает свои требования к преподаванию технологии в 5-8 классах, и постоянно проводимые реформы также сказываются на ситуации преподавания – учителю становится тяжелее выбрать подходящий по критериям материал. Кроме того, необходимо делать урок еще и интересным, так как современное развитие технологий предполагает развитие иного типа мышления у детей, и, чтобы они работали на уроке и получали знания, должна быть особая динамика у процесса.

Наше общество, войдя в третье тысячелетие, столк­нулось с ситуацией, когда образование должно под­готовить новые поколения людей к жизни в услови­ях, которые еще полностью не сформированы, и к решению задач, которые однозначно еще не сформу­лированы.

Введение в Государственный стандарт образователь­ной области «Технология» — не просто очередная но­вация. Разработчики идеи такого введения предвиде­ли, что традиционная интерпретация трудового обу­чения неизбежно войдет в противоречие с изменив­шимися социально-экономическими условиями стра­ны, с потребностями времени. [Кругликов, 2002 г., с. 3]

Конечно, существуют и плюсы, и минусы в сложившейся ситуации, но минусов в настоящее время все-таки больше, и хотелось бы надеяться, что со временем изменения приведут к стабильному и качественному функционированию системы.



Список использованной литературы


1. Высшее образование в России. Очерк истории до 1917 года / Под. ред. проф. В.Г. Кинелева. М., 1995.

2. Костикова М.Н. Создание государственной системы управления образованием в России // Образование в России. Федеральный справочник. М., 2001. С. 53.

3. Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом. М. 2002 г.

4. Кузьминов Я.И. Образование в Рф. Что мы можем сделать? // Вопросы образования. 2004. № 1. С. 5-30.

5. Непрерывное образование педагога технологического образования и профессионального обучения: внедрение ФГОС / Под ред. А.В. Качалин

6. Полищук Л., Ливни Э. Качество образования в Рф: роль конкуренции и рынка труда // Вопросы образования. 2005. № 1. С. 70-86.

7. Пястолов С.М. Феномен образования в меняющемся обществе // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2003. Т.1. №1. С. 72-73.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций