Технологическое образование в развитии инновационной образовательной среды

Садыкова З.Ф., методист ИМО
Управления образования г.Казани


Старший школьный возраст - ответственное время в жизни человека. Именно в этот период осуществляется выбор будущей профессии. Уже в школе нужно начинать подготовку учащихся к получению современного технического образования. Тогда к её окончанию можно сформировать будущего студента, готового и способного получать высшее техническое образование и работать в высокотехнологических сферах.

Различные аспекты профессиональной ориентации и самоопределения школьников рассмотрены в трудах А.М. Баскакова, А.Р.Демченко, Д.С.Медведева, В.А. Сластенина и других учёных.

Однако на практике систематическая работа по формированию профессиональной технической направленности старшеклассников ведётся в недостаточном объёме или же не ведётся вовсе. Абитуриенты и студенты технических факультетов не понимают специфики будущей профессиональной деятельности; на стадии обучения разочаровываются в выбранных направлениях подготовки; обладают низкой профессиональной компетентностью, сформированной в вузе, и отказываются от работы по специальности по его окончании.

При приобщении к различным видам творческой деятельности отечественные учёные-педагоги придерживались положения о том, что даже если их результаты не имеют высокой общественной значимости в виде созданного продукта, они способствуют развитию творческих способностей и изобретательства. Важная роль отводилась политехнической направленности образования, приобщению к трудовому обучению, повышению богатства интеллектуального содержания труда, применению принципа связи обучения с жизнью, формированию и опоре на личный опыт учащихся, повышению активизации работы мысли, направленной на сознательное применение научных знаний с включением элементов творчества.

Ещё в ранних работах М.Н. Скаткин предлагал создавать условия для систематического приобщения детей к работе поискового характера, к решению различных, постепенно усложняющихся познавательных задач на уроках, во внеклассных занятиях и в домашней учебной работе. Для успешного всестороннего развития ребёнка, формирования творческих способностей он считал особенно важным «дать ему труд, способный возбудить те же эмоции радости, что и игра». Учёный отмечал, что привнесение элементов игры в процесс обучения, в труд способствует активизации психоэмоционального настроя на эти виды деятельности, повышает их качество и результативность. Для успешного развития всеобщего политехнического образования большое значение имеет распространение политехнических знаний не только среди работников образования и педагогической науки, но и среди всех граждан страны. Каждый ребёнок формируется в семье, в школе, в обществе, поэтому, по мнению М.Н.Скаткина, только общими усилиями можно решить сложные задачи политехнического образования.

Рассмотрим современные аспекты состояния преподавания изобретательства и технического творчества, являющегося составной частью всеобщего политехнического образования в России, в сравнении с другими странами.

Например, в США почти каждый мальчик мечтает стать не президентом, а изобретателем. У нас же слово изобретатель фактически ассоциируется со словом неудачник. И как результат-втрое меньше изобретателей и изобретений « на душу населения», чем в развитых странах. В США в школах преподают предмет « Вклад изобретателей США в экономику страны». В Англии есть двугодичные курсы по подготовке изобретателей, куда набирают людей только с высшим образованием, по популярности курсов говорит тот факт, что запись производится за 2-3 года вперёд.

В России около 2 млн. изобретений, в США-8 млн. Причём патентное право у них принято на 100 лет позже. И главное, все их изобретения имеют прикладной характер, а отечественные, часто полученные при защите кандидатских и докторских диссертаций,- лишь формальные признаки и очень далеки от внедрения в производство.

Особо впечатляют достижения Китая. Приступив к формированию национальной системы стимулирования и правовой охраны интеллектуальной собственности только в 1982 г., Китай уже в середине 1990-х гг. обошёл Россию практически по всем показателям, характеризующим изобретательскую активность. Достаточно сказать, что в 2000 г. патентное ведомство Китая приняло около 180 тыс. заявок на изобретения (у нас в 5 раз меньше). Это всё результат того, что в стране действуют индивидуально-ориентированные материальные стимулы, социальные и трудовые льготы для изобретателей, налоговые льготы для изобретателей и фирм пользователей, централизованная финансовая государственная поддержка.

В настоящее время изобретательство как отдельное направление и наука ещё не оформилось, но уже есть пробные методики, учебные пособия и программы для обучения изобретательству учеников различных возрастов и разного уровня образования.

В теории и практике образования техническое творчество понимается как педагогически организованная в процессе профессионального обучения самостоятельная деятельность учащихся по созданию объективно или субъективно новых общественно или индивидуально полезных объектов. В процессе этой работы целенаправленно формируются присущие изобретателям качества личности, компетенции, необходимые для самореализации, для раскрытия творческого потенциала личности во многих сферах деятельности, в том числе и будущей профессиональной.

Любой проект может состояться только как двунаправленное движение: инициативы профессиональных сообществ и государственную поддержку этих инициатив.

Государственная образовательная политика также определяет важнейшей задачей подготовку инженеров в области компьютерных технологий, биологии, физики, химии. «В ближайшие пять лет для создания инновационной среды в России потребуются выпускники технических специальностей - инженеры в области компьютерных технологий, биологии, физики, химии». Образовательная политика формируется исходя из интересов национального развития, потребностей рынка труда на сегодня и с прогнозом на среднесрочную перспективу.

Сегодня ключевыми трендами образования можно заявить:

-практико-ориентированность образования, оценку результатов образования через сформированные компетенции, усиление деятельностной компоненты образования;

-цифровизацию образовательного и научного контента, тотальную компьютеризацию, автоматизацию рутинных и интеллектуальных операций, позволяющих выстраивать массовое индивидуальное образование с применением новых технологических решений, приводящих к невостребованности учителей-«граммофонов»;

-ускоряющуюся и углубляющуюся изменчивость мира, техники и технологии, определяющую необходимость проектировать образование, ориентирующее выпускника на решение ещё не сформированных проблем.

Именно школе приходится сегодня стать базисом для решения государственной задачи развития инновационной экономики, в т.ч. средствами технологического образования.

В рамках развития профессионально-технической направленности в этом году Управлением образования города Казани дан старт реализации городского проекта «Инженерная школа». Данный проект направлен на приобщение учащихся к проектно-конструкторской, научно-технической и экспериментально-исследовательской деятельности. Основной целью проекта являются формирование инженерной грамотности и инженерного мышления у детей на основе реализации принципа преемственности в системе ДОУ – предшкола – начальная школа – основная и средняя школа. Задачами являются: разработка программного обеспечения инженерного образования; создание реестра программно - учебного обеспечения; разработка пакета психолого-педагогических диагностик по развитию инженерного мышления воспитанников и обучающихся; создание избыточной среды на основе вариативных материалов в области конструирования. Результатом проекта должна стать апробированная модель функционирования "Казанской инженерной школы".

В проекте принимает участие несколько образовательных организаций города. Реализация программы городского проекта осуществляется при методическом сопровождении информационно-методического центра Управления образования г.Казани.

Городской проект «Инженерная школа» в целом направлен на развитие способности детей конструировать Будущее, организовать и реализовывать предпринимательские инициативы.

Приступая к планированию мероприятий по реализации проекта, анализируя ресурсы дошкольных учреждений, школ, лицеев и определяя приоритеты, направление деятельности, мы учли тот факт, что экспериментальные площадки уже вели работу в данном направлении.

Одной из приоритетных данного проекта является разработка и организация современных практик проектно-ориентированного образования по всей линейке возрастного развития человека (в детском саду, начальной, основной, старшей школе).

Воплощаясь в практике, проектно-ориентированное образование требует новых организационных работ, управленческих задач и смысловых полей деятельности школы.

Для более успешного развития этого вида обучения с начального этапа необходимы: учебные пособия, программы, выпуск книг и фильмов; наглядная агитация, разработка телепередач, интернет-сайтов; подготовка учителей, оснащение оборудованием.

Работа по внедрению обучения школьников должна строиться на основе освоения ими инженерной деятельности в соответствии с моделью «планировать-проектировать-производить-применять». В соответствии с программой разработан план по реализации проекта на 2017-2018 учебный год. В соответствии с планом в течение года на базе экспериментальных площадок планируется провести семинары, круглые столы, мастер-классы, конференции.

Технологическое образование в школе представлено внедрением современных образовательных технологий и предметной областью «Технология», которая отражает практико-ориентированный сущностный, содержательный аспект технологического образования.

С одной стороны, технологическое образование в современной школе -это пространство свободного выбора, обеспечение образовательной мобильности обучающихся, использование педагогических технологий, основанных на новейших достижениях науки.

С другой – особенность технологического образования в том, что оно выходит за рамки предметной области «Технология», проникая в образовательный процесс в целом. А школьный предмет «Технология! Является предметной областью, интегрирующей научные знания математики, физики, химии, биологии их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека. Это один из немногих предметов школьной программы, который интегрирует различные предметные области, теорию и практику в содержании образования.

Поэтому, говоря о технологическом образовании, учитываем оба вышеназванных процесса и понимаем, что программа учебного предмета «Технология» является общим необходимым контекстом освоения технологий.

Конечно, реализация основ школьного технологического образования в современных условиях требует пересмотра принципов инженерного технологического образования вообще и в частности.

Основными принципами организации нового инженерно- технологического образования являются:

-создание информационно-мотивационной системы в образовательной организации, например работа с интерактивными экспонатами, занимательные эксперименты, интеллектуальные поощрения и др.;

-гибкая система профилей и профильная ориентация обучающихся

(профильные спецкурсы, создающие основу для инженерной практики);

-организация учебно-исследовательской, научно-исследовательской деятельности обучающихся, проектной деятельности в технической области знаний с использованием лабораторной базы;

- организация учебных технологических практик, проб, выборов в соответствии с принципом

- широкий выбор элективных курсов;

-реализация индивидуальных образовательных траекторий, планов, программ для учащихся;

-взаимодействие с семьёй учащихся, т.к. именно семья, заинтересована в продвижении ребёнка, будет создавать дополнительные образовательные возможности, вкладывать материальные ресурсы.

Работа по внедрению нового инженерно-технологического образования не ограничивается уроком технологии и сопутствующими курсами внеурочной деятельности, дополнительного образования и др. такая работа должна содержать модели углубленного изучения естественнонаучных и математических наук и соответствовать вышеназванным принципам нового инженерно-технологического образования.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций