Сахнов А.С. , директор МБОУ «Лицей №110»
Советского района г.Казани
Вахитова Д.Ф. , методист по профориентации
МБОУ «Лицей №110» Советского района г.Казани
Профессиональное самоопределение это сложный, многоступенчатый процесс, который условно можно разделить на несколько этапов, в соответствии с возрастом субъекта профессионального самоопределения.
В представлении дошкольника, как правило, набор знаний о профессиях складывается из того, что они видят: воспитатель, врач, продавец, парикмахер, водитель, строитель, повар, швея и др.
В начальных классах это представление немного усложняется, но основной поток информации о профессиях приходится на 11-14 лет, который выливается в выбор предпрофильной подготовки и профиля обучения в старших классах, и позже – выбор профессионального учебного заведения.
Понимание важности каждого из этапов формирования профессионального самоопределения как мечты, к которой следует стремиться, делает работу по профориентации интересной и важной. С 2001 года нами проводятся исследования интересов учащихся, и имеющийся опыт позволил выиграть лицею в 2015 году грант «Лучшая муниципальная программа профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных организаций Республики Татарстан» размером в 1 млн. рублей.
Основные задачи нашей профориентационной работы складываются из формирования у детей:
представлений о себе (Кто я? Какой я? Что я хочу? Что я умею?)
универсальных компетентностей, позволяющих проектировать и реализовывать индивидуальные образовательные программы в соответствии с актуальными познавательными потребностями (Я знаю. Я могу. Мне нравится.);
общих способов работы с информацией о профессиях (Где и каким я буду востребован?);
способности осуществить осознанный выбор будущей профессии (Моя профессия.)
Такие результаты профориентации школьников достигаются за счет уникальности условий, создаваемых районной площадкой по профориентации на каждом этапе развития учащихся с 4-х до 18 лет.
1-й этап. В дошкольный период дети о профессиях узнают в игровой форме. Лицей проводит совместную работу в этом направлении с детским садиком №327 Советского района г.Казани, с которым заключен договор о сотрудничестве.
2-й этап. В начальных классах учащиеся углубляют свои знания по профессиям, начинают заниматься проектной деятельностью, активно посещают учреждения дополнительного образования. Первое время они продолжают мечтать о своей будущей профессии, которая им нравилась в дошкольном возрасте. Это период переосмысления и переоценки сложившихся представлений о профессиях, которая пополняется конкретикой. И у многих появляется новая мечта.
На этом этапе уже используется компьютерная диагностика учащихся по программе «Эффектон-студио», с помощью которой можно быстро и точно оценить качество восприятия, внимания, памяти, мышления учащихся, их индивидуально психологические личностные особенности. Это пакеты «Внимание» для углубленного изучения концентрации, устойчивости, избирательности, переключаемости внимания; «Память» - для всесторонней оценки логической и образной кратковременной и памяти; «Ягуар» - для оценки восприятия, сенсомоторных процессов и умственной работоспособности; «Интеллект» - для оценки уровня интеллектуального развития детей; «Зоопарк» - для количественной оценки устойчивости, интенсивности, помехоустойчивости и переключаемости внимания у детей младшего школьного возраста.
Анализ этих данных позволяет рекомендовать детям направление их развития (внеурочная деятельность, дополнительное образование), часть из которых реализованы в лицее. Это кружки технической направленности (конструирование, робототехника), спорт, музыка, шахматы.
3-й этап. С 5-го класса учащиеся начинают получать технологическое образование на базе второго здания лицея, и здесь особо стоит отметить его материально-техническое оснащение:
учебные кабинеты (оснащённые компьютером, проектором, в сети, с подключением к Интернет)
кабинет кулинарии
компьютерные классы
тир
электронный тир;
лаборатория профессиональных проб
кабинет профориентации (Центр «Карьера»);
кабинет релаксации
мастерские:
металлообработка;
деревообработка
швейная
Дополнительно за счет гранта была улучшена материально техническая оснащенность кабинетов и мастерских.
Расширились и возможности проведения профессиональных проб по направлениям:
инженер конструктор 3D объектов,
экономист,
предприниматель,
дизайнер-модельер одежды,
повар,
секретарь,
медицинский работник,
работник МЧС,
военнослужащий,
радиомонтажник,
слесарь,
фрезеровщик,
штукатур,
плиточник,
маляр.
С учащимися 5-11 классов ведутся следующие виды работ:
I. организационно-методическая работа:
разработаны диагностические тесты для учащихся 7-8-х классов.
по программе «Эффектон-студио» протестировано более 900 учащихся Советского района г.Казани;
налажено сотрудничество с учреждениями образования и центром труда и занятости Советского района г.Казани. В рамках внеурочной деятельности задействованы педагоги дополнительного образования и профессиональных учебных заведений;
созданы условия обучающимся для «пробы сил» по выборочным специальностям;
II. просветительская работа:
индивидуальные консультирования учащихся по результатам тестирования, их родителей по вопросам профессионального самоопределения и самопознания, выбора профессии;
методическая работа с участниками образовательного процесса по вопросам профориентации (педагогические советы, семинары, родительские собрания, конкурсы и другие мероприятия по профориентации);
мероприятия по популяризации рабочих профессий (экскурсия на предприятия в учебные заведения; беседы; встречи с представителями профессиональных учебных заведений; профессиональные пробы);
III. исследовательская работа:
тестирование учащихся на бумажном носителе по аналогии с процедурой ЕГЭ, анкетирование учащихся на предмет определения профессиональных интересов. В 2016 году в тестировании приняло участие 1935 обучающихся общеобразовательных школ Советского района г.Казани. Комплекс тестов направлен на изучение устойчивости и продуманности профессионального выбора школьников и содержит как широко известные методики (модифицированные и адаптированные в МБОУ «Лицей №110» для республиканского тестирования), так и разработанные специалистами МБОУ «Лицей №110»;
анализ и обработка результатов опроса и тестирования, предоставление индивидуальной карты профориентации.
Исходя из общей цели профориентации, одним из основных показателей эффективности профориентационной работы со школьниками является уровень сформированности у обучающихся профессионального самоопределения. По итогам мониторинга, проведенного в районе, можно сделать вывод о потребности в дополнительной профориентационной работе, так как 59% обучающихся не определились с выбором будущей профессии. Важным является и готовность 23% обучающихся работать в производственной сфере, которая играет основную роль в нашем регионе. В настоящее время наблюдается дефицит рабочих кадров в таких отраслях, как городское хозяйство и транспорт, сфера обслуживания, строительство, агропромышленный комплекс. А среди специалистов со средним профессиональным образованием в ближайшие годы будут востребованы, в частности, медицинские работники, строители и монтажники, специалисты по монтажу и эксплуатации систем газоснабжения, автослесари.
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что в лицее, как районной площадке по профориентации, создаются условия, где школьники могут развить свои компетенции в различных профессиональных сферах. И особое место в этих пробах занимают рабочие профессии. После работы учащихся с экспертом JuniorSkills (Шакирзянов Д.З., учитель технологии высшей категории) учащиеся начинают понимать, что современный труд в производственной сфере предъявляет высокие требования к уровню профессионального мастерства. Этот труд является интеллектуально сложным и требующим высоких затрат на обучение, что находит свою экономическую оценку в виде высокой заработной платы – немаловажной мотивационной составляющей при выборе учащимися профессии.
Литература:
1. Сахнов А.С., Вахитова Д.Ф. Результаты диагностики интересов и профессиональных предпочтений обучающихся Республики Татарстан. –Казань: РЦИМКО, 2016 г.