Школа и профессиональное образование: состояние и перспективы

Светлана Евгеньевна НАСЫБУЛЛИНА,
директор МБОУ «Школа №42» Приволжского района города Казани


Одной из приоритетных задач современного образования в условиях модернизации школы является подготовка учащихся к осознанному профессиональному выбору.

Профориентация как целенаправленная деятельность по подготовке школьников к выбору профессии основывается на идее концептуального характера – взаимосвязи диагностического и воспитательного подходов. Она исходит из следующих принципов: сознательности, соответствия, активности, развития и ставит задачи сформировать готовность к общественно-полезному труду и готовность к выбору профессии.

МБОУ «Школа №42» Приволжского района города Казани работает по совершенствованию организации профориентационной работы. За этот период произошло накопление определенного опыта постановки и решения проблем, связанных с сопровождением процесса профессионального самоопределения учащихся. Профориентационная работа реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Созданная в школе система работы с учащимися и родителями предусматривает начало профессионального самоопределения уже со 2 класса, что позволяет осуществлять комплексный подход к созданию развивающей среды для учащихся. Профориентационная работа основана на постоянном взаимодействии педагога-психолога, классного руководителя с учащимися и их родителями.

Именно на психологическом аспекте профориентационной работы был сделан акцент в школе. Плодотворное сотрудничество учителей и учащихся вторых, пятых, девятых классов с психологическим факультетом и психологическим центром «Eventus» Института экономики, управления и права (г. Казань) способствует раскрытию потенциала школьников.

Начиная со 2 класса, детям предоставляется набор достаточно долгосрочных курсов, тем самым формируя у младших школьников ценностное отношение к труду и развивая интерес к учебно-познавательной деятельности. Под руководством педагога-психолога регулярно проводятся тестирования.

Наряду с проведением психологических мероприятий, направленных на повышение общей психологической грамотности и прохождением общепринятых тестов на профориентацию, школьники получили уникальную возможность пройти тестирование на приборе «Активациометр -6», который разработал доктор психологических наук, профессор ИЭУП Юрий Алексеевич Цагарелли. Прибор использовался для определения функциональной асимметрии полушарий головного мозга. И это не случайно. Ведь выбор профессии во многом осуществляется в соответствии с доминирующим полушарием. Асимметрия полушариев влияет на будущую деятельность человека, на выбор его профессии.

У учащихся 5 классов постепенно расширяется представление о мире профессий, появляются представления о собственных интересах и возможностях, приобретается первоначальный опыт в различных сферах социально-профессиональной практики.

В 9 классах проводятся групповые и индивидуальные профконсультирования и оценка готовности к избранной деятельности.

Составляющей частью предпрофильной подготовки является профориентационная работа и профессиональное самоопределение подростков.

Школа активно сотрудничает с ОАО «Радиоприбор», одним из крупнейших оборонных предприятий страны. Подписан трехсторонний договор о совместном сотрудничестве между школой, ГАОУ СПО «Казанский радиомеханический колледж», ОАО «Радиоприбор». Сотрудничество началось с посещения учащимися завода и колледжа. Это уникальный контакт конкретной школы с конкретным предприятием и профессиональным учебным заведением. Наши учащиеся посещают на базе колледжа курсы «Введение в профессию», проходят анкетирование, ежегодно 4-5 учащихся после получения основного общего образования продолжают обучение в колледже.

На сегодняшний день актуально взаимодействие вуза со школой, целью которого является непосредственная подготовка учащихся к учебе в вузе по выбранной специальности. Взаимодействие высшей и средней общеобразовательной школы расширяет общее образовательное пространство и повышает качество образования. Поэтому школа начала активное сотрудничество с факультетом легкой промышленности и моды, факультетом дизайна и программной инженерии ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», с Институтом экономики, управления и права.

Регулярно проводятся совместные мероприятия школы и вуза (конференции, семинары, круглые столы, вебинары). В результате совместного сотрудничества учащиеся получают навыки научно-исследовательской деятельности. Родители же, в свою очередь, получают представление о требованиях к образованию в вузе, а также убеждаются в правильности профессионального выбора своих детей.

Самым значимым в этой совместной работе является организация городской научно-практической конференции для учащихся «Шаги в профессию». Положение о НПК «Шаги в профессию» было разработано в соответствии с планами научно-методической и профориентационной работы Управления образования ИК МО города Казани, ГАОУ СПО «Казанский радиомеханический колледж», МБОУ «Школа №42» и ОАО «Радиоприбор». Если в 2013-2014 учебном году было около 20 участников, то 2014-2015 учебном году их стало более 100. Ежегодно на конференции рассматриваются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы учащихся города. А в 2015-2016 учебном году будут участвовали и студенты КНИТУ.

Победители и их руководители награждаются Дипломами, Благодарственными письмами и ценными призами, а участники – сертификатами. В рамках НПК ежегодно проводится Круглый стол для преподавателей и учителей школ города, где обсуждаются перспективы взаимодействия средних общеобразовательных школ с учреждениями профессионального образования по вопросам профессионального самоопределения и профессиональной ориентации учащихся.

Оценивая эффективность работы по профориентации в МБОУ «Школа №42», можно сказать, что разнообразные формы и методы поддержки учащихся помогают в решении основной проблемы предпрофильной подготовки – повышения уровня самостоятельности и осознанности выбора профиля своего дальнейшего обучения, вселяют оптимизм по отношению к своему будущему, веру в свои силы, в саму возможность достижения успеха.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций