Ахметова Наталья Владимировна,
Назиева Гульнара Федаилевна,
воспитатели МАДОУ № 381 Московского района
Как известно, основа интеллекта человека закладывается в дошкольном возрасте. В первые годы жизни происходит формирование первых форм абстракции. Развитие внимания, памяти, восприятия, воображения, обобщение простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому.
Инженерно-техническое образование включает в себя элементы экспериментирования, игры, воображение, чем интересно детям дошкольного возраста и соответствует федеральным государственным стандартам. Формирование инженерно-технического мышления развивается в четырех направлениях:
- познавательно - исследовательская деятельность;
- логико - математическое мышление;
- конструктивная деятельность;
- самостоятельная игровая деятельность.
Главное, первое направление, которое развивает технические способности. Это конструирование. В процессе игры дети примеряют на себя роли строителей, архитекторов. Они становятся творцами. Придумывают. Осуществляют свои идеи в жизни.
В конструктивной деятельности дети учатся сравнивать, наблюдать, различать, запоминать последовательность действий. Под руководством воспитателя дети учат словарь, развивают речь, геометрические фигуры, цвета. Дети узнают схемы построек. Развивают фантазию.
Основной деятельностью в детском саду является конструирование.
Конструируя, ребенок испытывает разные эмоции. Радуется, огорчается. Создавая постройку ребенок приобретает знания: качество предметов, название деталей. В процессе конструирования происходит развитие:
- мелкая моторика рук;
- знакомство с формой, цветом, характерными свойствами предметов.
- развитие и обогащение речи ( словарный запас)
- развитие образного и логического мышления, фантазии и воображения.
Существуют два типа конструирования: техническое и художественное.
К техническому конструированию относятся строительные конструкторы. Мелкие ( настольные) и крупные (напольные).
К художественному относится конструирование из бросового и природного материала.
Конструктивно - техническая деятельность формирует у ребенка такие качества, как самостоятельность, наблюдательность, инициативность, любознательность, находчивость, коммуникативность.
Познавательно – исследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребенка. По своей природе дети - исследователи. С удовольствием и радостью, открывающие для себя окружающий мир. Необходимо поддерживать стремление детей к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности.
Экспериментальная деятельность – самостоятельная область, которая основанная на интересах детей. Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, искать связь между свойствами объекта и возможностями его преобразования. Для развития познавательно-исследовательской деятельности можно использовать такие направления, как физика, магнетизм, механика, электродинамика.
Познавательная деятельность включает в себя научно-познавательные задачи. Учит детей становлению опытно -экспериментальных действий. Формирует техническое мышление, что максимально увеличивает развитие детей дошкольного возраста.
Логико - математическое мышление одна из важнейших задач воспитания детей. Развитие ума, формирование мыслительных имений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Важным компонентом математического развития детей дошкольного возраста являются свойства и отношения. В процессе обучения, дети получают понятия о формах, размерах, количестве, пространственном расположении. В практической деятельности у детей развиваются конструктивные способности и пространственное мышление.
Так же в развитии инженерно- технического образования важна и самостоятельная игровая деятельность детей. В самостоятельных играх развиваются ручная умелость, интеллект. В процессе игры развивается умение придумывать, творить, воображать. Так же развивается логика и пространственное мышление, которая является основой для большей части инженерно- технического развития.
Из выше изложенного мы можем сделать вывод, что создавая условия на этапе дошкольного образования, мы способствуем развитию у детей начального инженерно- технического мышления.