Формирование конструкторской деятельности у дошкольников

Васина Наталья Ивановна, старший воспитатель
МАДОУ «Детский сад №340 комбинированного вида» Московского района г. Казани


Мы живем в мире, совсем не похожем на тот, в котором мы родились. И темп изменений продолжает нарастать. Сегодняшним дошкольникам и школьникам предстоит:

− работать по профессиям, которых пока нет,

− использовать технологии, которые еще не созданы,

− решать задачи, о которых мы можем лишь догадываться.

На данном этапе развития страны наиболее востребованной является профессия инженера. На заседании Совета по науке и образованию президент РФ В.В. Путин призвал рассчитать потребности России, отдельных регионов и крупных предприятий в инженерных кадрах на пять-десять лет вперед и «заглянуть за горизонт». По словам президента страны, качество инженерных кадров влияет на конкурентоспособность государства и является основой для технологической и экономической независимости.

Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. Оно направлено на моделирование окружающего пространства в самых существенных чертах и отношениях.

Конструкторская деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. Конструируя, дошкольник учится не только различать внешние качества предмета, образца, у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребёнок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ, и синтез).

Конструирование, как процесс тесно связанный с моделированием, изучал ученый З.В. Лиштван. Своими исследованиями, он еще раз доказал, что выполнение упражнений по конструированию существенно влияет на развитие ребёнка, выступает эффективным средством для подготовки детей к учебной деятельности и обучению в школе, помогает детям адаптироваться к учебной деятельности, делая переход от игровой деятельно к учебной, менее болезненным и более эффективным, а затем к дисциплинам среднего звена (физике, биологии, технологии, информатике, геометрии).

Подобные занятия - это своеобразная тренировка навыков, на этом этапе мы уже сможем увидеть будущих конструкторов и инженеров, которые так необходимы нашей стране.

Конструктивная деятельность является эффективным средством создания проблемной ситуации. В процессе конструирования дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других, овладевают умением соизмерять длину, ширину, высоту предметов и т.д. Конструктивная деятельность предполагает развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение, и связана с развитием математического мышления, логико-конструктивного способа познания математического содержания.

Если продукт конструктивно - технической деятельности взрослых в основном всегда имеет практическое назначение, то детская постройка не всегда выполняется для непосредственного практического использования. Так, наблюдая за детьми, мы заметили, что вначале, дети с увлечением строят, например - зоопарк, но как только он был создан, постройка потеряла для них всякий интерес. Такое явление, когда с выполненной конструкцией или постройкой дети не играют, можно наблюдать часто. Создается впечатление, что ребенка интересует сам конструктивный процесс, словно он осваивает в нем что-то новое, сложное, интересное.

Таким образом, можно сделать вывод, что конструктивная деятельность детей близка к конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Однако руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на трудовое воспитание дошкольников.

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено.

Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.

К сожалению, в дошкольном образовании отсутствует опыт системной работы по развитию технического творчества дошкольников, опыта программирования.

Мы считаем, что актуальность темы подобных разработок заключается в следующем:

− востребованность развития широкого кругозора старшего дошкольника, в том числе в естественнонаучном направлении;

− отсутствие методического обеспечения формирования основ технического творчества, навыков начального программирования;

− необходимость ранней пропедевтики научно – технической профессиональной ориентации в связи с особенностями градообразующих предприятий города Казани;

− внедрение наукоёмких технологий, автоматизация производства, недостаток квалифицированных специалистов.

Новизна заключается в исследовательски - технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Авторское воплощение замысла в автоматизированные модели и проекты особенно важно для старших дошкольников, у которых наиболее выражена исследовательская (творческая) деятельность.

Для эффективной организации в ДОУ занятий по конструированию

в начале, мы провели мониторинг развития у старших дошкольников интереса к техническим видам творчества, формирование конструктивного мышления детей. Применялись различные методы оценки: наблюдение за работой детей в организованной деятельности по - конструированию, изучение продуктов их деятельности (построек, моделей), несложные эксперименты (в виде отдельных поручений ребенку, проведения дидактических игр, предложения небольших заданий), беседы, проекты.

Методика диагностирования заключается в следующем: Ребенку предлагают несколько видов конструктивного материала разной формы, величины, цвета, фактуры и говорят следующее: «Я знаю, ты умеешь конструировать все, что ты хочешь, но лучше что-то новое, чего ты никогда не делал раньше».

При наличии затруднений детей в организации конструктивной деятельности взрослому необходимо задать им несколько вопросов, уточняющих замысел (Что ты хочешь сконструировать?), конструктивный материал (Из чего ты будешь конструировать?), способы деятельности (Как ты это будешь делать?), последовательность практических действий (С чего лучше начать конструировать? Что будешь делать дальше? и т. д.). Если и в этом случае ребенок не сможет развернуть конструирование, то взрослый предлагает ему тему и совместно с ним ее реализует.

Оценка выполнения, этого задания, проводится по 4-х балльной системе.

4 балла: преднамеренно создает новые по теме конструкции как отдельные, так и связанные общим сюжетом. Проектирует новые, либо комбинирует или видоизменяет известные способы конструирования, что приводит к новым оригинальным решениям. Определяет целесообразную последовательность практических действий; уверенно и качественно их выполняет. Тщательно подбирает цвет, величину, фактуру конструктивного материала для передачи характерных особенностей поделки. Сопровождает свою деятельность яркой эмоциональной инициативной речью, выражающей отношение к ней. Умеет быстро и без ошибок конструировать по пошаговой схеме. Может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали. Может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу.

3 балла: целенаправленно создает как знакомые, так и новые конструкции. Использует для реализации задуманного знакомые способы конструирования и разные их комбинации. Намечает рациональную последовательность практических действий и качественно выполняет их. Может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь. Может проектировать по образцу в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.

2 балла: развертывает деятельность после уточняющих вопросов взрослого. Создает лишь знакомые конструкции. Использует известные способы конструирования. Стремится к передаче выразительности поделок, изменению их внешнего вида путем использования дополнительных деталей, комбинирования их друг с другом, изменения их пространственного расположения, величины, цвета. Не всегда выбирает целесообразную последовательность практических действий и может допускать ошибки в их выполнении. Может проектировать по образцу в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога. Может самостоятельно выбрать необходимую деталь, но очень медленно, присутствуют неточности.

1 балл: организует деятельность только с помощью взрослого. Проявляет либо полное отсутствие определенного замысла, либо привязанность к созданию знакомых конструкций, как по теме, так и по структуре. Затрудняется в определении последовательности практических действий. Слабо владеет конструктивно-техническими умениями. В отдельных случаях может производить практические действия непреднамеренного характера, не приводящие к получению практического результата. Не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь. Не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем педагога.

Оценка 4 балла соответствует оптимальному, 3 балла — высокому, 2 балла — среднему, 1 балл — низкому уровню развития конструктивного мышления детей 6-7 лет.

Организация образовательной деятельности по данному направлению на данном этапе выстраивается в индивидуальной и подгрупповой формах работы с детьми с соблюдением требования СанПин [3].

Для эффективной организации занятий по конструированию и робототехники в каждом детском саду должна быть соответствующая развивающая среда - кабинет «LEGO - центр». В нем предоставлены комплекты конструкторов ЛЕГО серии образование (LEGO Education) - это специально разработанные конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике, освоить её и познакомиться с основными принципами конструирования.

Организация конструктивной деятельности должна строится педагогом по определенным этапам:

Конструирование по образцу

На этом этапе собственно деятельность – дети собирают модели по инструкции. При этом реализуется известный принцип «Обучение через действие». Сначала необходимо рассмотреть игрушку, выделить основные части. Затем вместе с ребенком отобрать нужные детали конструктора по величине, форме, цвету и только после этого собирать все детали вместе. Все действия сопровождаются разъяснениями и комментариями взрослого.

Конструирование по модели

В качестве модели можно представить будущую постройку на картинке. При конструировании по модели активизируется аналитическое и образное мышление. Но, прежде, чем предлагать детям конструирование по модели, очень важно помочь им освоить различные конструкции одного и того же объекта.

Конструирование по заданным условиям

Ребенку предлагается комплекс условий, которые он должен выполнить без показа приемов работы. Дети продолжают учиться анализировать образцы готовых поделок, выделять в них существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков. В данном случае развиваются творческие способности дошкольника.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам

На начальном этапе конструирования схемы должны быть достаточно просты и подробно расписаны в рисунках. При помощи схем у детей формируется умение не только строить, но и выбирать верную последовательность действий. То есть, дошкольники учатся самостоятельно определять этапы будущей постройки и анализировать ее.

Творчество (Проявляется в самостоятельной деятельности детей)

Освоив предыдущие приемы, ребята могут конструировать по собственному замыслу. Теперь они сами определяют тему конструкции, требования, которым она должна соответствовать, и находят способы её создания. В конструировании по замыслу творчески используются знания и умения, полученные ранее. Развивается не только мышление детей, но и познавательная самостоятельность, творческая активность. Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Дети используют созданные постройки в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях.

Мы должны поддерживать и направлять талантливых детей и подростков, помогать им реализовывать свой потенциал и талант, чтобы он не остался в зачаточном состоянии. Грамотного человека и гражданина своей страны мы должны воспитывать с самого раннего детства. Это обусловлено требованиями ФГОС ДО к формированию предметно-пространственной развивающей среде, востребованностью развития широкого кругозора старшего дошкольника и формирования предпосылок универсальных учебных действий.



Библиографический список


1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» статья 28, п.3, пп.6;

2. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 (далее ФГОС ДО)

3. СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" [Текст]

4. Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала Л.В.Куцакова. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 76 с.

5. Лиштван З.В. Конструирование [Текст] / З.В.Лиштван. [Текст] - М., 2009. – 271c.


6.Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 230-232.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций