Методические аспекты организации дополнительного образования в инженерном лицее

Данилаев Дмитрий Петрович, к.т.н., доцент КНИТУ-КАИ, педагог дополнительного образования
Денисов Евгений Сергеевич, к.т.н., PhD, доцент КНИТУ-КАИ, педагог дополнительного образования
МАОУ «Лицей - инженерный центр» Советского района


На страницах журнала уже освещались вопросы организации работы инженерного лицея МАОУ «Лицей - инженерный центр» Советского района г. Казани [1, 2]. Выработана образовательная стратегия, определены приоритетные направления науки и техники, по которым начата подготовка, Выстроена четко структурированная система лицея. Для успешного достижения поставленной цели спланирована и реализована благоприятная для учащихся экосистема, способствующая проявлению их творческих наклонностей. К работе привлечен сильный стратегический партнер, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева – КАИ (КНИТУ-КАИ).

В «Лицее – инженерном центре» реализация основного общего образования проводится в строгом соответствии с действующими стандартами. Профильная подготовка осуществляется в формате дополнительного образования. Полученный опыт организации дополнительного образования позволяет обобщить и обсудить некоторые методические аспекты организации «второй половины дня». Цель статьи – анализ методических вопросов организации дополнительного образования в инженерном лицее и механизмов их решения.

Основная стратегическая цель Инженерного лицея: воспитание всесторонне развитых личностей, способных решать сложные инженерно-технические задачи в области наукоемкого машиностроения, авиакосмической техники, радиоэлектроники, робототехники и прикладных IT-технологий [2]. Выработанная стратегия предполагает гибкость образовательной программы, учитывающую условия организации учебного процесса, интересы и способности детей. Тем не менее, дополнительное образование осуществляется на основе разработанного учебно-методического комплекса, включающего в себя учебный план дополнительного образования, рабочие программы, фонды оценочных средств и др.

Вариативность дополнительного образования становится все шире в связи с увеличением разнообразия возможного материально-технического оснащения учебного процесса, возможностями инвестирования в образование со стороны муниципальных органов власти, частного бизнеса, а также со стороны родителей, закладывающих будущее своих детей [1]. При формировании учебного плана дополнительного образования возникает возможность выбора каждого аспекта плана из многих вариантов. Причем задача этого выбора связана с преодолением противоречий и поиском «золотой середины» между противоположными крайностями. Рассмотрим некоторые из них.

1. Фундаментальное или прикладное обучение. Изучение дисциплин технической направленности требует необходимой базы знаний, и прежде всего физики и математики. В программах профессионального образования раньше существовали понятия общетехнических и специальных дисциплин. Это разделение позволяло с одной стороны заложить представление о фундаментальных принципах инженерных решений, с другой стороны связать в единое целое естественнонаучные представления и общетехнические знания, и последовательно переходить к формированию компетенций будущих специалистов в конкретной предметной области.

Речь, конечно, не идет о подготовке инженера в школе. Однако в программах дополнительного образования следует расставить приоритет фундаментальных знаний или прикладных умений. В отличие от отдельных образовательных учреждений дополнительного образования, кружков в домах технического творчества, «Лицей – инженерный центр» видит свою миссию в формировании многогранной личности, вооруженной знаниями для решения конкретных задач, в том числе прикладных технических проектов. Именно в образовательном учреждении с особой организационной структурой и средой возможна реализация этой миссии.

Проявление этого противоречия в сочетании с выбранной миссией в программах дополнительного образования заключается в обязательной теоретической подготовке по каждому предмету, повторению ранее полученных знаний и освоению новых фактов, с последующим безотлагательным их применением в простейших проектах. Поиск «золотой середины» при этом заключается в определении рациональной пропорции между объемом теоретического обучения и практической работы. В настоящее время нет, и, наверное, не может быть универсального решения этой проблемы. Поэтому по каждому курсу эта задача решается отдельно. При этом большую роль играет опыт педагогов, в том числе преподавателей КНИТУ-КАИ, привлекаемых для работы со школьниками.

2.Пропедевтика или профильное обучение. В связи с появлением в последнее время конкурсов рабочих компетенций, профессий, конкурсов WorldSkills, EuroSkills, JuniorSkills, в некоторых образовательных учреждениях выделяется приоритетная цель прикладной подготовки. Другой,сильной стороной отечественной школы дополнительного образования школьников была и остается пропедевтика. Несомненно, каждыйвариант имеетособое значение, однако при составлении учебного плана следует найти компромисс между ними.

В соответствии с выработанной стратегией – определен приоритет подготовки молодых людей – будущей технической элиты. В связи с этим определены некоторые требования к содержанию учебно-методических комплексов дисциплин и модулей программ дополнительного образования.

- Наличие элементов физико-математического образования в каждом учебном курсе и в связи с основной образовательной программой.

- Наличие обязательного элемента – практической или проектной деятельности, с демонстрацией приложения знаний к решению конкретных практических задач.

«Лицей – инженерный центр» не ставит себе задачу освоения учащимися профессиональных компетенций. Однако в результате теоретического и практического обучения по разработанным курсам наши обучающиеся не раз демонстрировали способность участвовать на равных с другими в перечисленных и других соревнованиях, конкурсах технического творчества, олимпиадах, и даже побеждать в них. Что в нашем понимании также является «золотой серединой».

3. Опережающее или углубленное обучение. Сформированная организационная структура «Лицея – инженерного центра» позволяет начать обучения уже с младших классов, что значительно опережает программу освоения физики и математики. С другой стороны, освоение технических дисциплин помогает школьникам погрузиться в практику применения теории, например законов электромагнетизма в радиотехнике. Возникает вопрос целесообразного распределения учебных дисциплин и модулей по времени (годам) на протяжении всего обучения в лицее.

Очевидно, что в младших классах обучение возможно только в игровой форме, а в старших классах можно переходить к самостоятельному выполнению проектов одним или группой учеников. Эта идея позволяет по-разному позиционировать цели каждого модуля. «Золотой серединой», на наш взгляд, здесь является цикличность программы, когда к некоторым программам и проектам можно возвращаться с новых позиций.

4. Дополнительная физика и математика или только техника. Далеко не все родители согласны с объемом физики и математики, предусмотренным государственными стандартами. Отдавая детей в наш лицей, они ожидают усиленную подготовку в этом направлении, что без сомнения полезно и для подготовки к поступлению в вузы, и для освоения дополнительной программы. Однако учебное время ограничено. В данном случае лицей считает приоритетным формирование всесторонне развитых личностей. Поэтому в программе предусматривается выделение дополнительных часов не только на физику и математику, но и на усиленную лингвистическую подготовку с носителями языка из США и Великобритании.

5.Комплекс связанных учебных модулей в рамках одного направления или система модулей разной направленности. Часто образовательные центры и учреждения определяют приоритетное направление техники (радиотехника, автомобили, программирование), отдавая к тому же предпочтение модным тенденциям, например, робототехнике. Выделение одного направления позволяет упростить организацию учебного процесса, его кадровое и материально-техническое обеспечение. Несколько направлений могут «распылять» усилия, перегружать детей на большой объем обучения.

На наш взгляд, структурированная по модулям и распределенная на весь срок обучения программа, позволяет детям познакомиться с различными сферами инженерной деятельности, что очень ценно и важно в части профориентации. В настоящее время у молодежи отсутствует четкое представление о работе технического специалиста, что и компенсируется данным подходом. Этот подход становится возможным только при условии отказа от подготовки к какому-то виду профессиональной деятельности. При этом планом предусмотрена возможность детям реализовать себя в проектной деятельности по предпочтительному для них направлению.

6. Разделение классов по направлениям или сквозное обучение. Появление нескольких классов в параллели позволяют планировать профильные классы обучения. Например, по видам деятельности (физико-математический, лингвистический, радиоэлектронный, автомобильный), по уровню подготовки (олимпиадный, проектный, общетехнический) или по гендерному признаку. Однако данный подход противоречит изложенным выше принципам. Поэтому в «Лицее – инженерном центре» принято решение: распределение по классам осуществлять в обычном порядке. «Золотая середина» в этом случае заключается в формировании проектных групп, в которых дети объединяются по интересам, в том числе и для участия в мероприятиях различного уровня.

7. Перегруппировка школьников по классам в соответствии с уровнем технической грамотности, склонности к проектам или сохранение приоритета сложившихся группы учащихся, (социально-психологических, педагогических аспектов организации основного общего образования). Данное противоречие перекликается с предыдущим. Следует отметить, что «Лицей – инженерный центр» прежде всего общеобразовательное учреждение. И если не предусмотрено разделения классов по видам внеурочной деятельности, и обучения по видам профессиональной деятельности, то такую перегруппировку можно считать не принципиальной. В лицее выделен другой приоритет: создания благоприятной экосистемы обучения детей, при котором стираются границы между классами параллелей. Более того, ограниченная численность учащихся в классах позволила нивелировать возрастные границы между школьниками, что само по себе является блестящим результатом и заслугой всего педагогического коллектива «Лицея – инженерного центра».

8. Проектное, практическое (прикладное) обучение или урочная система (теория-практика). Это противоречие кажется наиболее явным при сравнении с другими образовательными центрами. Часто предпочтение отдается не прямому изложению нового знания, а предоставлению ребенку условий и возможности изучить те или иные вопросы при работе над некоторой практической задачей. Изложение теории в некоторых случаях может показаться путем к дополнительной загрузке школьников, «пичканьем» знаниями. Конечно, здесь важно соблюсти меру. Однако, с учетом заявленных целей обучения в «Лицее – инженерном центре», перед детьми необходимо провести четкую связь, мостик между теорией и практикой, что на наш взгляд, наиболее рационально с помощью традиционной урочной системы. В этой связи, в лицее выделены дополнительные требования, предъявляемые к учебным модулям и организации учебного процесса:

- минимальной достаточности профессиональных знаний, восполняемой в ходе проектной деятельности;

- обязательного совмещения по времени уроков теоретического и практического обучения. Последнее требование приводит к необходимости сдвоенных уроков по каждому учебному курсу в рамках школьного расписания, в четком соответствии с учебным планом.

9. Все вышеперечисленные пункты так или иначе связаны с вопросом индивидуализации образования. Обучающиеся в рамках обучения в классе получают знания при изучении теоретических вопросов и выполнении учебных проектов. Как показывает опыт, в это время у учеников появляются идеи собственных проектов и желание их выполнить на практике. Конечно, реализовать эти проекты в рамках уроков практически невозможно. Здесь возникает новая проблема выбора тем для учебных проектов, должны они быть более направлены на закрепление пройденного материала или на развитие творческого потенциала детей.

В качестве компромиссного решения здесь можно рассматривать успешную университетскую практику – НИРС (научно - исследовательская работа студентов). В нашем случае в рамках уроков второй половины дня обучающиеся выполняют учебные задания, позволяющие как можно полнее познакомить их с изучаемыми вопросами и показать возможности их практического применения. В то время как индивидуальные проекты выполняются совместно с научным руководителем, которые выбирается по согласованию с обучающимся. Такая практика, во-первых, позволяет реализовать творческий потенциал детей, во-вторых, проводить более глубокое изучение той предметной области, которая интересна обучающемуся, в-третьих, обеспечить грамотное и квалифицированное руководство работой. Следует также отметить, что ученики, как правило, выполняют проекты не индивидуально, а в составе небольшого малой группы 2-4 человека. Последнее также, позволяет формировать навыки командной работы.

Ограничимся рассмотрением перечисленных проблем и вопросов. Отметим, что представленное решение каждого из них может показаться, дискуссионным. Однако полагаем, что здесь не может быть стандартных, универсальных решений для всех. В нашем случае обоснование выбора и решений, реализуемых в настоящее время в лицее, обусловили внесение ряда ограничений:

- на число изучаемых курсов в году;

- на форму итоговой аттестации по каждому курсу;

- на число обучающихся в одном классе;

- на число реализуемых проектов в течение учебного года.

Таким образом, составление программ дополнительного обучения в инженерном лицее представляется сложной, многокритериальной задачей. Теоретические аспекты этой работы неоднократно рассматривались в работах известных ученых в области школьного образования. Однако расширенная вариативность программ, разнообразные возможности организации учебного процесса, позволяют вернуться к этим вопросам, рассматривая их в новых условиях. И в этой связи появляются новые интересные задачи. Интересным продолжением исследования может стать сравнительный анализ результатов работы школ, использующих разные подходы к организации дополнительного образования.


Литература

1. Давлетбаева Р.М. Дополнительное образование как одно из направлений формирования личности // Электронный научно-методический журнал Казанском образовательном портала Управления образования г.Казани. [Электронный ресурс]URL:http://smi.kazanobr.ru/14/09.html (Дата доступа 16.11.2017. Доступ свободный).

2. Лопатин А.А., Хайрутдинова В.К. Система механизмов управления формированием инженерных компетенций в рамках лицея // Электронный научно-методический журнал Казанском образовательном портала Управления образования г.Казани. [Электронный ресурс]URL:http://smi.kazanobr.ru/14/09.html (Дата доступа 16.11.2017. Доступ свободный).



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций