Формирование технологической культуры учащихся средствами учреждений дополнительного образования детей

Карпунина Л.Н., методист ИМО
Управления образования г.Казани


На сегодняшний день важными приоритетами государственной политики в сфере образования становится поддержка и развитие детского технического творчества, привлечение школьников в научно-техническую сферу профессиональной деятельности и повышение престижа научно-технических профессий.

Научно-техническое творчество учащихся направлено на профессиональную ориентацию школьников, способствует формированию у них интереса к технике, развитию рационализаторских и изобретательских склонностей, технического мышления.

Предпосылками появления современных требований к развитию технической направленности являются: Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральные государственные образовательные стандарты, Концепция дополнительного образования детей, Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года, Федеральная целевая программа "Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года», Указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и от 1 июня 2012 г. N 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012- 2017 г.г.» и др.

В современных условиях подготовка школьников к трудовой и профессиональной деятельности приобретает новый смысл, большую значимость придается формированию технологической культуры. Безусловно, формирование ее является непростой задачей для одного школьного предмета технология. И здесь значимая роль отводится дополнительному образованию детей, охвату их внеурочной деятельностью.

Существенное воспитательной влияние на обучающихся оказывает дополнительное образование, где создаются условия для выравнивания стартовые возможностей развития детей, представляется выбор индивидуального образовательного пути, обеспечивается ситуация успеха каждому обучающемуся. Приоритеты дополнительного образования: свободный выбор учащимся вида занятий; ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка; возможность его свободного самоопределения и самореализации; единство обучения, воспитания, развития; практико-деятельностная основа образовательного процесса.

Тому пример объединения детей технической направленности в учреждениях дополнительного образования, где предусматривается развитие навыка практического применения теоретических знаний в исследовательской, конструкторской, творческой и трудовой деятельности обучающихся. Данное образовательное направление имеет большое значение для социально-экономического, научно-технического потенциала общества.

Содержание программ технического направления охватывает области технического моделирования и конструирования, информационных технологий, научно-технического и художественно-технического творчества, творческую область, связанную с использованием технических средств. Преимущество дополнительного образования в вариативности тематических планов программ.

В учреждениях дополнительного образования г. Казани, начиная с младшего школьного возраста, идет ориентация на формирование у детей таких элементарных технологических навыков и умений, которые составляют основу технологической культуры.

Реализация государственной политики ориентирования детей на производственно-технические профессии в системе дополнительного образования г. Казани осуществляется через развитие детского технического, спортивно-технического творчества, которое развивается по следующим направлениям: научно-техническое моделирование, судомоделирование, автомоделирование, картинг, авиамоделирование, робототехника. Расширяется спектр образовательных услуг, перспективных для школьников среднего и старшего звена, таких как конструирование беспилотных моделей, кибернетика, конструирование сайтов, программирование лазерного станка, станков с ЧПУ, 3Д –принтера.

В учреждениях дополнительного образования детей функционируют 334 объединения технического творчества и спортивно-технической направленности, в которых занимаются более 4700 детей. Развитие технического творчества осуществляется также на базах образовательных учреждений в рамках кружковой деятельности, с использованием оборудования, полученного по проекту обеспечения школьных кабинетов технологии. В 105 школьных объединениях техническим творчеством занимаются 3126 человек.

Базовыми площадками по развитию научно-технического творчества определены 11 образовательных организаций города, реализующих грантовую поддержку. 34 образовательные организации получили гранты на развитие технического творчества.

Так, например, городской центр технического творчества получил в 2016г лазерный станок, 3Д принтер, станки с ЧПУ, обучающие электронные конструкторы «Мастер кит», «Амперика». Вливание в техносферу лабораторий по радиоэлектронике и кибернетике этого оборудования позволило создать современную лабораторию, в которой оборудовано 10 рабочих мест в соответствии с требованиями Чемпионата «Juniorskils» и подготовить команды учащихся к Чемпионату. В результате на Республиканском этапе по компетенции «электроника» в рамках Чемпионата 4 школьника центра получили дипломы 1, 3 степени. Один из воспитанников Загидуллин Рамиль, завоевавший золотую медаль в 2015-2016 учебном году на всероссийском Чемпитонате Juniorskil, в этом году стал призером Всероссийской олимпиады школьников по технологии. Воспитанники центра получили 3 место в республиканском конкурсе технического творчества «Радист-2017», организованный КНИТУ-КАИ.

В 2016-2017 учебном году лицей №35 Приволжского района стал победителем Национального чемпионата «Молодые профессионалы «(World Skills Rossia) в г. Краснодаре по компетенции «Аэрокосмическая инженерия».

Педагогами учреждений г. Казани делается многое для развития технического творчества, формирования технологической компетенции школьников. Но время ставит новые задачи по созданию инновационной образовательной практики развития технических, технологических и образовательных условий в соответствии.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций