Мир волшебных слов и вдохновения


Ахматова Татьяна Вячеславовна, к.п.н., руководитель проекта

Положение о Городском конкурсе авторских работ учителей-предметников «Вдохновение»

1.Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения городского конкурса авторских художественных произведений учителей-предметников «Вдохновение» (далее – Конкурс).

1.2. Положение разработано в рамках сетевого взаимодействия Информационно-методического отдела Управления образования МУ «Управление образования ИКМО города Казани» и Регионального отделения Всероссийской ассоциации учителе русского языка и литературы

Конкурс «Вдохновение» имеет городской статус и проводится ежегодно.

3. Цели конкурса

3.1. Выявление творчески одаренных педагогов.

3.2. Сохранение и продвижение творческих работ учителей в области литературного творчества, имеющих художественную ценность.


4. Участники конкурса

4.1. Участниками конкурса могут быть учителя различных предметных областей.

4.2. Ограничений по возрасту и стажу работы нет.

5. Учредитель конкурса

Учредителями Городского конкурса авторских работ учителей-предметников «Вдохновение» являются:

– «Управление образования ИКМО города Казани»;

- Региональное отделение Всероссийской ассоциации учителей русского языка и литературы

6. Руководство конкурсом

Руководство конкурсом осуществляет Организационный комитет (далее – Оргкомитет), состоящий из представителей организаций-учредителей. Оргкомитет ведёт работу по подготовке и проведению конкурса, формирует состав жюри конкурса, экспертные комиссии по номинациям и секретариат.

6.1. Оргкомитет конкурса имеет следующие полномочия:

o разрабатывает общий регламент конкурса и программы отдельных мероприятий, проводимых в рамках конкурса;

o создает оргкомитет в составе председателя, секретаря и членов оргкомитета

для организационно-методического и информационного обеспечения конкурса;

o создает конкурсную комиссию (жюри), определяет порядок ее работы.

6.2. Оргкомитет содействует реализации целей и задач конкурса, осуществляет всю организационную работу по проведению конкурса:

o определяет место, дату, порядок проведения;

o совместно с конкурсной комиссией разрабатывает критерии оценки текстов художественных произведений, поступивших в оргкомитет;

o организует работу конкурсной комиссии.


7.Жюри конкурса

Жюри конкурса создается с целью отбора лучших работ и определения победителей в соответствии с методикой и критериями оценки конкурсных работ, определенными данным Положением.

Состав городского жюри формируется и утверждается Оргкомитетом конкурса из наиболее авторитетных работников учреждений общего образования, членов ассоциации учителей русского языка и литературы г. Казани, преподавателей высшей школы, независимых экспертов.


Подведены итоги 3 творческого педагогического конкурса «Вдохновение», в котором приняли участие директора школ, заместители директоров, учителя русского, татарского и английского языков, начальных классов и географии, технологии и истории. Поэтическое перо и проза, публицистика – в разных жанрах творят педагоги. Мы поздравляем их с победой!


Номинация «Публицистика»


Еремеева Елена Владимировна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ "Лицей №110" Советского района г. Казань, призёр в номинации


О настоящем учителе

Февраль 2010 года в Казани выдался злым и холодным, снежным и льдистым. Таким я его запомнила, несмотря на то, что лед словно был растоплен признательностью, любовью к нам, педагогам, ведь это был Год учителя. Слова благодарности (верю, что искренней) звучали с экранов и высоких трибун, дети были трогательны в своих сочинениях и рисунках, присланных на тематические конкурсы, посвященные этому событию. И такой страшной и несправедливой ошибкой казался мне уход моего любимого учителя именно тогда, в 2010-м...

Евдокия Михайловна Ишмуратова. Я часто вспоминаю ее. Благодарю за то, что когда-то именно она помогла мне задать себе вопрос: «Смогу ли я стать настоящим учителем?» А задала я его себе очень давно, еще в 1980 году, когда училась, представьте, в 4 классе. Я проводила все свободное время с малышами из начальной школы, была их бессменной вожатой и организатором всех увлекательных игр – это доставляло мне огромное удовольствие! И глядя на Евдокию Михайловну, которая преподавала русский язык и литературу и была нашим классным руководителем, я понимала, что профессия учителя наполняет жизнь особым смыслом и делает ее счастливой и яркой. На свой вопрос я уже тогда получила честный ответ: «Стать настоящим учителем очень сложно, педагогическое мастерство подвластно не каждому». Я была уверена, что так, как работает Евдокия Михайловна, в школе не работает никто: она уходила из опустевшего здания последней, уходила, сгибаясь под тяжестью сумки, набитой нашими тетрадями и методическими пособиями. Уже тогда ее педагогический стаж был весьма значительным, но она к каждому уроку готовилась настолько серьезно и ответственно, как будто первый раз переступала порог школы. А ведь свой предмет она знала великолепно! Видимо, засиживаясь над книгой по ночам, каждый раз хотела удивить нас, учеников, чем-то новым, задать нам вопросы, требующие глубоких размышлений. И удивляла! Я до сих пор помню те далекие уроки, они мне вспоминаются, словно кадры какого-то доброго старого фильма. Помню, как получила пять с плюсом и радовалась написанному кружевным почерком слову «молодец!» под своим первым сочинением. Я замирала от счастья, когда любимая учительница читала мои творческие работы в классе, искренне восхищаясь первыми робкими шагами своей ученицы на пути постижения красоты художественного слова. «Девочка моя дорогая», - говорила она, и светлая улыбка озаряла ее такое доброе и милое русское лицо. Евдокия Михайловна умела не только открывать для нас новое и неизведанное, она обладала очень важным для настоящего учителя талантом: умела научить каждого из нас верить в свои силы. Если бы она знала, как мне нужна была эта вера, когда я сама пришла в непростые 90-е в школу уже в качестве учителя! «Не опускай руки, борись, ты все преодолеешь!» - приказывала я себе, когда руки опускались, когда месяцами не платили зарплату, когда не было уже сил от усталости после 8-9 уроков, после таких ненужных и бессмысленных фронтальных проверок. И всегда вспоминала ее, не знавшую ни сна, ни отдыха, склонившуюся над тетрадками. Или ее, радостную, с озорным блеском в глазах, читающую нам «Ревизора». Или ее, молчаливую и строгую, на линейке 22 июня...

Я только много лет спустя узнала, что Евдокию Михайловну война тоже коснулась своим черным крылом. И хотя тогда она была еще ребенком, душевная рана эта не затянулась до самого последнего ее дня. Я часто навещала мою учительницу, когда она уже была на заслуженном отдыхе. Мое увлечение – издательство школьного литературного альманаха «Звездный час». И вот однажды я пришла к ней со своей ученицей Аленой, чтобы взять интервью, которое мы назвали «Детство, опаленное войной». Этот номер альманаха до сих пор хранится у меня в кабинете, я часто читаю статью ребятам - мне хочется, чтобы Евдокию Михайловну знали и помнили мои ученики. Иногда я замечаю слезы на их глазах, когда мы читаем вместе эпизод из жизни маленькой девочки в то военное лихолетье. Она пришла встречать старшего брата к проходной одного из казанских заводов, и он ей вынес кильку в фуражке. Малышка была так голодна, что ела эту кильку прямо из фуражки. Евдокия Михайловна вспоминала, что «в военное время учиться было крайне тяжело – темно, холодно, голодно, но все старались, не хотели расстраивать родителей, ведь многие из них были на фронте». Вместе с одноклассниками она копала замерзшую картошку, рыла окопы на окраине, выступала в госпитале перед ранеными. И через все это страшное время девочка пронесла свою мечту – стать настоящим учителем. Окончив педагогический институт, Евдокия Михайловна отдалась своей профессии без остатка. К сожалению, она была одинока. Своих детей у нее не было, но нас, своих выпускников, она любила, словно родных, интересовалась нашими успехами, профессиональными достижениями. Беспокоилась, не нуждаемся ли мы в поддержке, в ее совете, в помощи. Даже проработав в школе около двадцати лет, я спешила поделиться с ней своими радостями и печалями. Иногда успевала забежать к ней домой. Она жила одна с двумя своими котами, Рыжим и Серым, в маленькой небогатой квартирке. Иногда не успевала забежать и тогда звонила по телефону, неизменно слыша в трубке родной голос: «Девочка моя дорогая...»

До сих пор не могу простить себе, что не успела забежать к Евдокии Михайловне накануне нового 2010 года – в школе в декабре всегда столько работы: отчеты, подготовка новогодних спектаклей, выставление четвертных оценок. А в феврале ее не стало... Тяжелая болезнь и возраст не оставили никаких шансов. Иногда, прочитав сочинение одной из своих талантливых учениц, я говорю ей: «Девочка моя дорогая...» И сердце у меня вдруг сжимается, потому что я уже никогда не услышу знакомый голос в телефонной трубке. Но я помню о моем настоящем учителе – Евдокии Михайловне Ишмуратовой. Помню и веду своих учеников по тропинкам любви и добра, которые когда-то она открыла для меня.


Гузенфельд Роман Львович,

учитель русского языка и литературы

СОШ №175 Советского района г. Казани


«Я сын своего народа...»

В марте 1962 года решением горисполкома г.Казани улица Песчаная (тогда она числилась за Ленинским районом города) была переименована в проспект Ибрагимова. Итак, Ибрагимов Галимджан Гирфанович. Долгие годы это имя как бы не существовало в татарской национальной культуре. А ведь именно Галимджан Ибрагимов стоял у истоков не только современной татарской литературы, но и филологии и истории как науки.

Галимджан Ибрагимов родился 12 марта 1887 г. в деревне Султанмуратово в Башкирии, недалеко от Стерлитамака, в ту пору уездного городка, в семье сельского муллы. В доме с большим почтением относились к печатному слову, и мальчик с детства приохотился к чтению. Окончив начальную школу в родном селе, подросток поступил в Оренбурге в медресе, которое вынужден был покинуть из-за вольнолюбивых мыслей. Их независимый и прямой, не терпящий лицемерия и трусости Галимджан не считал нужным скрывать. За смелые речи против косности и схоластики в обучении Ибрагимов был отчислен и из Уфимской кузницы национальной интеллигенции - медресе «Галия». Впереди его ожидали странствия по просторам России: Галимджан учительствовал в Казахстане, на Северном Кавказе, а в 1909 году приехал в Казань. Попытка вступить в ряды студентов Императорского Университета также не увенчалась успехом. Лишь в Киеве ему удалось стать вольным слушателем университета. В то время между двумя революциями в Киеве жило значительное количество тюркоязычной молодежи, среди которой щирокое распространение получили идеи создания культурно-политической автономии тюркоязычных народов России. Довольно скоро Галимджан Ибрагимов стал лидером этого демократического движения. И, конечно, он быстро попал в поле зрения полиции. В это же время началась и литературная деятельность Г.Ибрагимова, сначала в литературно-художественном журнале «Разум», затем в газете «Ирек». Вскоре Г.Ибрагимов выступил как один из организаторов Партии татаро-башкирских мусульманских левых эсеров. Если бы он знал, что эта деятельность через 20 лет сыграет роковую роль в его судьбе! А потом был октябрь 17-го года. Как его сверстник В.Маяковский, Г.Ибрагимов был «революцией мобилизованный и призванный». Вместе с Муллануром Вахитовым он работает в Комиссариате по делам мусульман, был депутатом разгромленного Учредительного собрания, при содействии Сталина и Свердлова избран членом ВЦИКа РСФСР. Галимджан Ибрагимов принял активное участие в реализации пресловутой ленинской советской национальной политики, в культурном строительстве тюркоязычных областей и республик нашей страны. 20-е годы- пик деятельности Г.Ибрагимова: он автор первых учебников для татарских школ, возглавляет созданный при его участии Академический центр Наркомпроса Татарии, редактирует журнал «Магариф» («Просвещение»). И наконец, он один из виднейших писателей нашей республики. Произведения Галимджана Ибрагимова уже в 30-е годы были переведены на десятки языков страны и выдержали более 50-ти изданий. Его романы и повести «Молодые сердца», «Наши дни», «Дочь степи», «Судьба татарской женщины» и, конечно, «Глубокие корни» еще при жизни автора стали классикой национальной татарской прозы. А научные труды по истории края, теории литературы, филологии и сегодня не утратили своего значения. В 1928 году Галимджан Ибрагимов избран членом Государственной академии художественных наук СССР. В 1932 г. ему было присвоено звание Героя труда. Между тем так же, как до революции, с первых лет советской власти Г.Ибрагимов был под неусыпным наблюдением всевидящего ока политического сыска, теперь уже ОГПУ-НКВД. Созданная не без помощи самого Г.Ибрагимова политическая система никогда по-настоящему не благоволила таким, как он - настоящим личностям, способным самостоятельно мыслить, а значит представляющим потенциальную опасность для тоталитарного государства. Когда в 30-е годы развернулась охота на представителей национальной интеллигенции, обвиненных, в том числе в «протаскивании идей буржуазного национализма», что приравнивалось к контрреволюционной террористической деятельности, вспомнили и о Галимджане Ибрагимове. В то время писатель был серьезно болен туберкулезом легких и проживал в Ялте, где безуспешно лечился у местных врачей. Спецгруппа НКВД прибыла из Казани и после обыска на квартире писателя (бесследно исчезли папки с рукописями, документы, включая сберкнижку, что обрекало жену писателя на нищету и голодное существование), арестовала больного и в тюремном вагоне доставила в Казань. Когда конвойный, взглянув на немощного писателя, спросил, за что того арестовали, Ибрагимов прошептал: «За то, что я сын своего народа...». Пыточных дел мастера Казанской лубянки не успели применить к подследственному испытанных приемов для признания последним несуществующей вины. Г.Ибрагимов уже не вставал с постели и был помещен в тюремную больницу. Где на глазах начальства и тюремных лекарей - ему не было оказано никакой помощи - через полгода, 21 января 1938 года, умер. Следствие в отношении выдающегося писателя было прекращено «в связи со смертью подследственного» опять-таки спустя полгода. Излишне сегодня повторять, как на основании доносов, оговоров, выбитых в прямом смысле у соратников и коллег по перу, «лепили» дело Г.Ибрагимова, «эсера и пантюркиста, лидера буржуазно-националистической интеллигенции». Его книги, труды, признанные враждебными советской идеологии, были на десятилетия закрыты для читателей в спецхранилищах. И только летом 1955года, через 17 лет после смерти писателя, прокуратура ТАССР после неоднократных обращений писателя А.Еникеева в ЦК партии решила вернуться к расследованию «Дела писателя Г.Ибрагимова». В ряде публикаций я уже писал о роли подполковника КГБ М.Аминова в деле реабилитации целого ряда необоснованно репрессированных деятелей культуры и науки Татарии. И опять М.Аминов, изучив документы обвинений, протоколы допросов, заключения экспертов-специалистов о произведениях Г.Ибрагимова, установил полную невиновность писателя и общественного деятеля. Практически все, кто был арестован во время «чисток» 37-38 годов и дали нужные показания против Галимджана Ибрагимова - а это видные партчиновники, в том числе руководители республики, были расстреляны или осуждены на длительные сроки и погибли в лагерях ГУЛАГа. О чем думали они, когда подписывали заведомо ложные показания, обрекая невинных людей на смерть? Наверное, хотели облегчить собственную участь. В живых остался только бывший руководитель писательского союза Кави Наджми. Ему хватило все-таки мужества отказаться от собственных показаний, «как несоответствующих действительности». Но... на дворе был уже 1955 год! Галимджан Ибрагимов пополнил список деятелей культуры и науки, чье честное имя было восстановлено в годы «оттепели» во многом благодаря объективному и честному расследованию подполковника М.Аминова.

Вот так появилась в Казани улица - проспект Ибрагимова. А книги, научные труды Г.Г.Ибрагимова заняли достойное место в культуре Татарстана. В честь Г.Г.Ибрагимова названа Татарская Гимназия № 17 (бывшая школа №89), во дворе которой еще в конце 60-х был установлен бюст писателя. Посмертный памятник Ибрагимову стоит на Арском кладбище. (По некоторым источникам Ибрагимов похоронен на Архангельском кладбище, служившим местом массовых захоронений в 30-е годы жертв террора). В 1987 году в родной деревне писателя был открыт музей, а в Уфе в честь Галимджана Ибрагимова названа улица - Бульвар Ибрагимова, где ему установлена мемориальная доска. Имя Г.Ибрагимова носит Институт языка, литературы и искусства АН РТ.

P.S. В последний день октября вот уже второе десятилетие отмечается День памяти жертв политических репрессий. Так, в Москве, на Лубянской площади, у Соловецкого камня в течение суток зачитывают имена жертв тоталитарного режима. Осенью минувшего года набрала силу акция «Последний адрес»: устанавливают памятные таблички (доски) на стенах домов, откуда ушли в неизвестность жертвы режима. Да, «это нужно не мертвым,это нужно живым», как писал поэт. Не пора ли и казанцам присоединиться к этим акциям? «Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу» - хотелось бы думать, что это написано не про нас...


«Нет могил безымянных, и нет безымянных имен»

Жизнь и гибель Карима Тинчурина

Его арестовали на следующий день после полувекового юбилея, 16 сентября 1937 года. И уже ничто и никто не могли спасти выдающегося драматурга и общественного деятеля, члена Союза писателей ТАССР и СССР, одного из основоположников национальной татарской драмы, режиссера, руководителя Татарского драматического театра, от бездушной карательной системы, переламывающей по жестокой разнарядке «вождя и учителя» неизвестно откуда взятых врагов, в том числе и представителей национальной интеллигенции.

Карим Галиевич Тинчурин родился в бедной крестьянской семье 15 сентября 1887 года в деревне Таракановка (Белоозерка), что в ту пору входила в состав Пензенской губернии. Мальчик радовал семью успешной учебой в сельской школе. Мечтая о лучшем будущем Карима, будущего драматурга отправили в Казань, где в известной далеко за пределами Казани медресе «Мухаммадия» - кузнице кадров национальной интеллигенции - учились те, кто впоследствии будут символами Татарской культуры. Казань начала века не могла оставаться в стороне от событий близящейся революции 1905-го года, и молодой Тинчурин сближается с членами революционно-демократического кружка, что не могло не привлечь к нему внимание полиции и руководства медресе. В 1906 году Кариму Тинчурину пришлось покинуть стены «Мухаммадии».

Вскоре в недавно организованной первой профессиональной татарской актерской труппе «Сайяр» появился новый актер, привлекший внимание как актеров, так скоро и зрителей не только своей игрой, но и необычной — авторской - трактовкой ролей, порой менявших звучание всей пьесы. Спустя два года Тинчурин - один из руководителей студии-прообраза Татарского национального театра. «Театр, сцена ворвались в мою жизнь, и этот вихрь изменил меня, став моей судьбой», - вспоминал Карим Тинчурин спустя годы, когда его пьесы-мелодрамы «Казанское полотенце» (1923), «Голубая шаль» (1926) станут визитной карточкой Татарского театра.


Во время гражданской войны в составе Красной Армии сражались национальные подразделения, в том числе из представителей народов Поволжья, Приуралья, Сибири. Так, при Политуправлении Восточного фронта было решено создать национальные театральные студии, и одним из активных руководителем их был молодой режиссер, он же и драматург Карим Тинчурин. Впоследствии Грамота Реввоенсовета Восточного фронта, именные часы будут изъяты в ходе обыска и сгинут, как и многие личные вещи драматурга, где-то в недрах карательного ведомства. В 20-е годы Карим Тинчурин организует театральные студии в ряде городов Поволжья и Урала, ставшие основой для создания театров. Наконец дошла очередь и до родной Казани.

Начиная с 1906 года и вплоть до трагического ареста драматург написал около двух десятков пьес, многие из которых и сегодня являются украшением национальных театров Казани, Уфы, Оренбурга, Ташкента, Алма-Аты. Незадолго до ареста К.Тинчурин закончил работу над комедией «Американец», не дождавшись ее премьеры. Один из первых деятелей молодой социалистической Татарии Карим Галиевич Тинчурин в уже сегодня далеком 1926 году решением ВЦИКа был удостоен звания Заслуженного артиста ТАССР. Вообще следует напомнить, что в первые десятилетия Советской власти репертуар татарского театра состоял в основном из пьес К.Тинчурина. Это комедии «Юсуф и Зулейха», «Попугай», «Американец», сатирическая комедия «Без ветрил» и другие. В чем успех пьес Карима Тинчурина? Во-первых, знание традиций культуры, фольклора, потребностей национального театра и зрителя, глубокое проникновение в характеры персонажей, психологическая обрисовка образов, актуальность философско-нравственной проблематики и, конечно, замечательный язык - острый, точный, понятный актерам и зрителям. Интересен сложившийся творческий союз драматурга Карима Тинчурина и композитора Салиха Сайдашева, чьи произведения, составляя музыкальный фон пьес К.Тинчурина, немало способствовали их успеху.


Тинчурин как драматург и режиссер был очень строг, требователен к себе и к артистам и в то же время открыт для критики, дискуссий, поддерживал начинающих, молодых актеров и уважительно относился к ветеранам театра, к которым уже принадлежал сам. В 1933 году по инициативе Карима Тинчурина создан Татарский Государственный театр драмы и комедии как филиал Татарского Государственного драматического театра. Сегодня это всеми любимый храм искусства, на сцене которого оживают образы как современных авторов, так и классики и, конечно, самого К.Тинчурина. Вместе с Каримом Галиевичем Тинчуриным этот театр прославили такие мэтры сцены, как Б.Тарханов, Г.Болгарская, К.Шамилев и другие замечательные артисты.

И вот арест. Так что же ставили в вину драматургу? Не больше, не меньше, как «участие в деятельности националистической организации, ставящей целью свержение Советской власти, шпионаж в пользу Японии, вредительство на культурном фронте». Стандартные обвинения в атмосфере террора 30-х годов, жертвой которого только в нашей республике в течение 37-38-х гг. стали тысячи ни в чем неповинных людей - от рядовых тружеников до деятелей культуры и членов правительства. Имена многих из них запечатлены на Стеле у входа на Архангельское кладбище Казани, сооруженной в начале 90-х годов, когда возобновила работу Комиссия по реабилитации жертв сталинизма.

В течение года Карим Тинчурин подвергался жестоким избиениям следователей-палачей, требовавших у подследственного назвать мифических сообщников и признания своей несуществующей вины. В отличие от своих коллег по цеху, среди которых были и руководители Союза писателей республики, подписавших выбитые у них показания – и отказавшихся от них при повторном рассмотрении «Дела Тинчурина» уже в 50-е годы - Карим Тинчурин вины своей не признал. Никого не оговорил, не сломался, пройдя через весь конвейер «допросов с применением насилия к классовым врагам» - так предписывала инструкция, и она исправно исполнялась. Решение тройки НКВД ТАССР было для тех лет «обычным». Тинчурин Карим Алеевич был расстрелян 15 ноября 1938 года. Сегодня известны имена палачей, часть из них повторила путь своих жертв, некоторые дожили до почетной пенсии...

В предыдущих своих статьях, посвященных памяти деятелей искусства нашей республики, я писал и о судьбах жен этих славных людей, боровшихся до конца за торжество справедливости в отношении своих любимых. Начиная с самого ареста К.Тинчурина его жена Захида Тинчурина добивалась пересмотра дела мужа. Прежде, чем ей отказать, ее уволили из педагогического института, где она много лет преподавала, лишили квартиры, выслали из Казани. Да, женам декабристов было намного легче! Цинизм власти был беспределен: жена «врага народа» боролась за освобождение супруга, будучи даже в неведении о его гибели. И все-таки она победила палачей. В марте 1955 г. после ее письма в ЦК партии прокуратура республики, работники КГБ вынуждены были признать невиновность Карима Тинчурина. Я уже в предыдущих статьях отмечал большую роль в справедливом пересмотре целого ряда «дел 37 года» подполковника КГБ Мансура Аминова. Не зная о его дальнейшей судьбе, я приношу слова признательности его близким! Но... в справке о реабилитации К.Тинчурина была указана дата его «смерти от рака пищевода» 7 мая 1947 года (стандартная, циничная ложь!). И только спустя десятилетия была найдена могила Карима Тинчурина: расстрелянных в ночь 15 ноября 1938 года свалили в общую яму в углу Архангельского кладбища.

В парке у Черного озера перед «Казанской Лубянкой» валун с лаконичной надписью «Простите нас»...

В центре города – улица Карима Тинчурина. На улице пролетарского писателя М.Горького, большого друга татарского народа, Театр имени К.Тинчурина. Идут при полном аншлаге пьесы Карима, как любовно звали драматурга артисты. Его произведения, да и сам их автор стали частью нашей общей истории. А историю, да еще такую, как наша, надо знать.


Номинация «Поэзия»

Чижевская Татьяна Евгеньевна,

учитель русского языка и литературы

гимназии №40 Приволжского района,

победитель городского конкурса

«Вдохновение» в номинации «Поэзия»


Литературные реминисценции

Пенелопа

Она ждала его, героя Одиссея...

Ждала отчаянно, у моря, на скале,

Не зная о Каллисто, о Цирцее,

Как и положено порядочной жене.


Он возвратился. Заверщилась одиссея...

Герой о злоключеньях рассказал...

О сцилле, о Харибде, о Цирцее...

И как-то сбился вдруг... И замолчал.


Но, взгляд тяжёлый Встретив Телемака,

Прижав к себе жену, сказал герой:

«Там были ложь и рабство...Здес – Итака!

Мой дом – где ты! И я прищёл домой!»

Да, Пенелопа, ты любила Одиссея!

На фоне ожиданья страшных дней

Чтозначили какая – то Цирцея

И целый выводок каллистиных детей!


Пирует Одиссей. Он на Итаке. Горе

Прошло...Он, утомлённый, спит.

А Пенелопа там, на берегу, у моря.

Она стоит одна. И плачет. И молчит...


Мы с тобой заблудились в веках...

Мы с тобой заблудились в веках,

Среди времен, средь расстояний...

Заплутали на долгих путях...

Задыхаясь от звёздной пыли,

Мы кружимся впотьмах,

Обезумевши от расставаний,

В горе, в боли, в слезах

Утверждая бессмертье любви.


Хрипли мы в лабиринтах из слов,

Умирали от ревности, страха,

Разрушая основы основ,

Проклинали: «Предатель, умри!!

Но ОНА поднялась из кусков

Нашей жизни разбитой, из праха,

Из обломков растерзанных снов, Из поруганной нашей любви!


Да святится любовь,

Та, которая из бесконечности,

Та, что, раз умирая, рождается вновь!

Да святится любовь!

Ибо есть в ней присутствие вечности!

Да святится любовь! Да святится любовь!


Сергеева Антонида Анатольевна, учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №125» Советского района, призёр

Городского конкурса «Вдохновение

в номинации «Поэзия»

Листопад

А за окном опять бушует осень,

И так мне хочется укрыться в тёплый плед,

И, кажется, охапкой жёлтых листьев

Бросает ветер мне воспоминанья вслед.


Летит листок - вот Новый год из детства:

Игрушки, ёлка, гости, эскимо,

И папа с мамой. Счастливы все вместе,

О Боже! Как же было всё давно!


Ещё листок – и вот стою я в школе,

На шее галстук алый – пионер,

Сдаю я рапорт за свою дружину, И так горда, что ядля всех пример.


Теперь охапка листьев – юность, колледж,

Друзья, экзамены и первый поцелуй,

И ожиданье писем, и тревога,

Домой дорога... Память, не балуй!


Не надо, не играй со мною в игры,

Я так была спокойна до сих пор,

Не замечая, что давно тону в болоте,

Нарушила с тобою договор...


Ивновь листочек – первый крик ребёнка,

Его улыбка, запах, звонкий смех...

Какой же я была тогда счастливой,

Листочек этот – самый мой юольшой успех.


И дочка – самый нежный из листочков,

Красавица – малышка, радость глаз.

В листочках этих всё моё спасенье...

А остальное рядом меркнет враз.


А вот листок, весь чёрный, - то потери,

И до сих пор как будто нож под сердце.

Ведь папы больше нет... я беззащитна...

И этот лист закрыл мне в детство дверцу.


А этот ворох разноцветных листьев –

Моя семья, чего там только нет:

Любовь и боль, вот радость, вот забота,

Вот счастье – все летят за мной по свету.


Летит листва, кружат воспоминанья,

Бушует осень, мне в лицо швыряет ветер,

А на душе тепло и солнце светит,

Ведь я счастливей всех на целом свете!


Красильников Венидикт Евгеньевич, директор

гимназии №140 Советского района г.Казани, призёр в номинации «Поэзия»


Я вижу...

Посвящается 200 - летию Казанского университета

Сей знания чертог гремит в подлунном мире,

В отечестве моём он очень знаменит,

И горизонт познания становится всё шире

А времени полёт его не сокрушит.


Великие умы! Студентов вы учили,

Им открывался мир заоблачных высот,

Как много молодых учёных вы взрастили,

Не назовёшь им имена за год!


Иных уж не средь Вас,

Но явственно я вижу:

Бежит на парусах к Антарктике фрегат!

Я Симонова голос слышу,

Стремится берега узреть пытливый взгляд!


Склонился Лобачевский над тетрадкой,

И Энгельгард взирает в телескоп,

Загадка бытия освещена разгадкой,

А кто-то с глубины уж смотрит в перископ.


Аксаков средь студентов молодой,

Он вдохновлён и что-то им читает,

А вот вошёл задумчивый Толстой,

Друзьям своим он головой кивает.


И было всё, наверно, так,

Я слышу голоса в сих гулких коридорах,

Они не угасают здесь никак,

В тех оживлённых, ярких спорах!


Номинация «Проза»

Бухараева Рамиля Аглиулловна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №19 Приволжского района г.Казани


Подстаканник

Темнеет. Двор не пустеет, сумерки прячут детей на скамейках, качелях, поближе к дому, к подъездам...

Сейчас начнётся самое интересное: рассказы – ужастики. После них всегда хочется вбежать в подъезд и, перескочив несколько ступенек, вскочить на площадку перед своей дверью; барабанить в неё, потому что уже поздно, или, толкнув дверь плечом и мечтая, что она не закрыта, быстро скинув обувь в узенькой прихожей, забежать на кухню... Там хорошо устроиться за неудобным, но привычным столом. Райка садится между столом и газовой плитой, подогнув одну ногу под другую. На столе – стакан крепкого горячего чая. А где подстаканник? Райке никогда не приходило в голову, что подстаканник нужен, чтобы не обжечься. Нет, стакан без подстаканника что царица без трона. В этой вещице было что-то прочное и приятно тяжёлое. Или так казалось Райке. Она пила чай и смотрела в окно. Пришлось засборить чистейшие мамины занавески, и в тёмном прямоугольнике окна появился краешек застеклённого балкона, качающиеся от ветра подросшие тополя приветствовали Райку. Тусклый свет фонаря осветил пару женщин. Они увлеченно говорили между собой, медленно вышагивая по детсадовской дорожке. В этом садике работала мать Райки. Она вкусно готовила не только дома. Райка часто обедала там, правда, не в одиночестве. Трапеза проходила в подсобке. Развлекали чёрные огромные тараканы. «Они, наверное, уже пообедали, - думала Райка. - Уж очень толстые!» Райка заходила к маме со служебного входа с крылечком, его не было видно в окно. Но женщины проходили сейчас мимо него. «Ну о чём они могут говорить?» - подумала Райка. Тётя Аля, наверное, говорит о том, что она задаётся, хотя и не знает математики. Райка вздохнула. Из-за неё( математики) она и не пощла в педучилище, хотя с детства мечтала стать только учителем. Райке казалось, что там узнают о её «таланте» и сразу выгонят. Райка полюбила математичку, как ученица наставницу. Первое, что отметила про себя «педагогически одарённая» Райка, что для неё двоечники тоже были людьми, и быстро поняла, что Раке её предмет не интересен. Райка тихо просидела пять лет за последней партой, хотя для её подружки Фаридашки математика была интересной штукой. Стоило только посмотреть в её тетрадь! Райка, аккуратно списывая у неё все контрольные, была очень недовольна тем, что подружка постоянно находила новые способы решения, бросала предыдущие, всё перечёркивая. И главное, что Райка получала двойку, а Фаридашка - четвёрку. Зато как весело было смотреть, как грызёт ручки её подружка. Она так думала над решением, обхватив длинными пальцами мальчишескую голову, вытянув до следующей парты свои атлетичные ноги. Мальчишки смеялись над ней, но не зло, как над другом. Она краснела, сутулилась и улыбалась растерянной улыбкой, убирая длинной узкой ладонью отросшую черную чёлку со лба. А Райка видела, как исчезала её прежняя подруга, пробегая стометровку.. Длинные руки и ноги красиво рассекали пространство. Длинноносое лицо с маленькими чёрными глазками с вывернутыми толстыми губами меняло вдохновение бега. Лицо становилось упрямы и красивым. Райка любила только бег на короткие дистанции. Раз – и результат. Одолевать высоту её учила Фаридашка. Она махала худыми руками перед лицом Райки, что-то быстро говорила и бежала к планке, подбрасывая перед ней своё лёгкое тело. Планка капризничала: то она отдыхала, то больно стукала по щиколоткам. Райка стала прыгать по настроению. Можно было обвинить его во всех неудачах. Они у Райки почему-то случались чаще, чем у остальных... Математичка тихо ушла от сердечного приступа. Только раз, встретившись как коллеги, Райка, вновь чувствуя себя ребёнком, скажет: «А математику я не осилила». На что получит добрый насмешливый ответ: «Зато грамотная...»

Райкина быстроногая подруга затерялась где-то во Владивосток, куда уехала по распределению. Только раз или два она появится в Райкиной заполненной надуманными проблемами жизни. Она будет так красива и весела, что та поймёт: любима и любит. Райке казалось, что эти люди знали, что всё будет хорошо, и потому им было весело. Вот и мама всегда смеялась. Когда она заболела, дочь видела, как соседи один за другим заходили к ней, а она смеялась, как бы говоря:»Вот смешно – то, я заболела. Уж извините меня, ха-ха-ха! И райка была уверена, что мать выздоровеет, что всё будет хорошо.

Ещё звенел колокольчик маминого голоса...Ещё так сладко было пересказывать рабочую чепуху всё слушающей веселой маме... Ещё..Ещё...Ещё...

Рассветает...Райка ещё спит. Она ещё не знает.У неё родится сын. Очень улыбчивый. Райка будет думать: «Ну, откуда он может знать, что всё будет хорошо?»

Может потому, что у него есть Райка?


[1]

[1] П.Б. Струве. Аксаковы и Аксаков. К столетию со дня рождения Ивана Сергеевича Аксакова [Текст] // Аксаков И.С. У России одна-единственная столица... Стихотворения и поэма. Пьеса. Статьи, очерки, речи. Письма. Из воспоминаний и мнений об И.С. Аксакове. Венок И.С. Аксакову. Москва И.С. Аксакова/сост., вступ. ст. и примеч. Г.В. Чагина. – М., Русскiй мiр, 2006. – С.477.

]

[2] Жемчужиной Переславского края является изумительное по красоте и чистоте озеро Плещеево ледникового происхождения. Его возраст около 30 тысяч лет. В нем водится 16 видов рыб, среди которых пресноводная сельдь ряпушка — знаменитая «царская селедка».

]

[2] По материалам сайта: Отдел туризма УППиТ Администрации г. Переславля-Залесского, 2011: Известные люди и Переславский край: http://www.tourismpereslavl.ru/upload/docs//fileName/

]

[2] Золотарев Алексей Алексеевич (1879-1950) – один из братьев Золотаревых, известен как писатель-краевед, в 20-е годы 20 века организатор и руководитель Рыбинского научного общества. Близко общался с А.М. Горьким, революционером Н.А. Морозовым, академиком А.А. Ухтомским. Многие произведения рыбинского писателя А.А. Золотарева печатались в сборниках «Знание», редактировавшихся А.М. Горьким.

Огромной заслугой Рыбинского научного общества и его председателя является организация десяти краеведческих съездов, слава о которых распространилась по всей стране.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций