Спирягина Ольга Андреевна, учитель русского языка и литературы 1 кв.категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №127» Приволжского района г.Казани
Цели:
углубить и обобщить знания учащихся по русской литературе, устному народному творчеству;
развить творческое воображение, логическое мышление;
привить интерес к русской литературе, фольклору.
Ход мероприятия:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы совершим удивительное путешествие в мир литературы, которое пройдет в форме игры. Мы выявим настоящих знатоков литературы.
1 конкурс
Презентация команд
Класс делится на три команды, каждая из которых придумывает название, девиз
2 конкурс
«Загадки»
Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик.
Через несколько минут
Опустился...
(парашют)
Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.
(Часы)
Всегда он в работе,
Когда говорим,
А отдыхает,
Когда мы молчим.
(Язык)
Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница,
Впереди корабль идет,
За собою их ведет,
Весел нет у малых лодок,
А кораблик больно ходок.
Вправо, влево, взад, вперед
Всю ватагу повернет.
(Утка с утятами)
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
(Гусь)
Стучат, стучат — не велят скучать.
Идут, идут, а все тут как тут.
(Часы)
В Москве говорят, а у нас слышно.
(радио)
Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном.
(Дятел)
Я подмышкой посижу и что делать укажу:
Или уложу в кровать, или разрешу гулять.
(Градусник)
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.
(Еж)
Все меня топчут, а я все лучше.
(Тропинка)
Языка не имеет,
А у кого побывает,
Тот много знает.
(Газета)
Я и дом украшаю,
Я и пыль собираю.
А меня люди топчут ногами,
Да потом ещё бьют батогами.
(Ковер)
Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит, не догонишь его.
(Время)
Через поле и лесок подается голосок.
Он бежит по проводам — скажешь здесь, а слышно там.
(Телефон)
3 конкурс. «Литературные загадки и шарады»
Её поэты сочиняют,
Царям, героям посвящают.
(Ода)
Составитель словарей
Для больших и для детей.
(В. Даль)
Кто части мотоцикла знает,
Тот слово это отгадает.
А если букву «Д» прибавить,
На сцене можно будет ставить.
(Рама - драма.)
Ты меня, наверно, знаешь,
Я сказки Пушкина герой.
Но если «Л» на «Н» заменишь,
Сибирской стану я рекой.
(Елисей - Енисей.)
С буквой «Я» - это шторм, изверженье,
Наводненье, паденье кометы,
А без «Я» - то плоды вдохновенья,
Что нам дарят любовно поэты.
(Стихия - стихи.)
Означает слово это
То, что ищут все поэты.
Букв порядок изменяем -
Предприятье получаем.
(Рифма - фирма.)
Первое - это же имя мальчишки,
Ну а второе - читаете в книжке.
(Роман.)
4 конкурс. «Собери пословицу»
Соотнесите части пословиц из 1 и 2 столбца
Задание
1 | Хорошую книгу читаешь — | 1 | тот много и знает. |
2 | Хорошая книга – | 2 | знания прибавлять |
3 | Кто много читает, | 3 | знания свои умножаешь |
4 | Умную книгу читать – | 4 | что тёплый дождь для всходов. |
5 | Хлеб питает тело, | 5 | коли только вершки в них хватать |
6 | Книга для ума – | 6 | и лед тает. |
7 | Не на пользу книги читать, | 7 | а людей смотри в делах. |
8 | Не красна книга письмом, | 8 | лучше новых двух. |
9 | Нет друга, так ищи, | 9 | потом говори |
10 | От теплого слова | 10 | а в одном отличись. |
11 | За много дел не берись, | 11 | красна умом. |
12 | Деревья смотри в плодах, | 12 | а книга питает разум. |
13 | Старый друг | 13 | мудрый учитель |
14 | Сначала подумай, | 14 | а нашел, так береги. |
15 | Доброму совету | 15 | а две лучше |
16 | Обещай мало, | 16 | век учись. |
17 | Береги здоровье смолоду, | 17 | один раз отрежь. |
18 | Одна голова хорошо, | 18 | нет цены. |
19 | Век живи, | 19 | а платье с нова |
20 | Семь раз отмерь, | 20 | делай много |
Ответы
1 | Хорошую книгу читаешь — | 3 | знания свои умножаешь. |
2 | Хорошая книга – | 13 | мудрый учитель |
3 | Кто много читает, | 1 | тот много и знает |
4 | Умную книгу читать – | 2 | знания прибавлять |
5 | Хлеб питает тело, | 12 | а книга питает разум. |
6 | Книга для ума – | 4 | что тёплый дождь для всходов. |
7 | Не на пользу книги читать, | 5 | коли только вершки в них хватать. |
8 | Не красна книга письмом, | 11 | красна умом. |
9 | Нет друга, так ищи, | 14 | а нашел, так береги. |
10 | От теплого слова | 6 | и лед тает. |
11 | За много дел не берись, | 10 | а в одном отличись. |
12 | Деревья смотри в плодах, | 7 | а людей смотри в делах. |
13 | Старый друг | 8 | лучше новых двух. |
14 | Сначала подумай, | 9 | потом говори |
15 | Доброму совету | 18 | нет цены. |
16 | Обещай мало, | 20 | делай много |
17 | Береги здоровье смолоду, | 19 | а платье с нова |
18 | Одна голова хорошо, | 15 | а две лучше |
19 | Век живи, | 16 | век учись. |
20 | Семь раз отмерь, | 17 | один раз отрежь. |
5 конкурс. «Узнай произведение и его автора»
Скажите, из какого произведения приведен отрывок. Продолжите отрывок, назовите главных героев
Отрывок № 1 «А у людей она слыхала, Что это зло еще не так большой руки: Лишь стоит завести Очки, Очков с полдюжины себе она достала; Вертит Очками так и сяк: То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, То их понюхает, то их полижет; Очки не действуют никак». (И. А. Крылов «Мартышка и очки») | Отрывок № 2 « Дочь царица родила. Дочь прекрасна так была, Что ни в сказке рассказать, Ни пером не описать. Вот царем Матвеем пир Знатный дан на целый мир». (В. А. Жуковский «Спящая царевна») |
Отрывок № 3 «Ну,— думает,— еще тридцать шагов пройду, сверну в лес и сяду». Прошел тридцать шагов, видит — лес кончается. Вышел на край — совсем светло, как на ладонке перед ним степь и крепость, и налево, близехонько под горой, огни горят, тухнут, дым стелется и люди у костров. Вгляделся — видит: ружья блестят, казаки, солдаты». (Л.Н.Толстой «Кавказский пленник») | Отрывок № 4 Они спустились вниз по лестнице, как будто в погреб, и долго-долго шли по разным переходам и коридорам, которых прежде Алеша никогда не видывал. Иногда коридоры эти так были низки и узки, что Алеша принужден был нагибаться. Вдруг вошли они в залу, освещенную тремя большими хрустальными люстрами. Зала была без окошек, и по обеим сторонам висели на стенах рыцари в блестящих латах, с большими перьями на шлемах, с копьями и щитами в железных руках. « (А. Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители») |
Отрывок № 5 « Дело было к вечеру. Он шел тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом.» (И. С. Тургенев «Муму») | Отрывок № 6 «- Ну, что ж ты?.. Говори! - и рука, державшая мое плечо, сжала его сильнее. - Н-не скажу,- ответил я тихо. - Нет, скажешь! - отчеканил отец, и в голосе его зазвучала угроза. - Не скажу,- прошептал я еще тише. - Скажешь, скажешь!.. Он повторил это слово сдавленным голосом, точно оно вырвалось у него с болью и усилием. Я чувствовал, как дрожала его рука, и, казалось, слышал даже клокотавшее в груди его бешенство. И я все ниже опускал голову, и слезы одна за другой капали из моих глаз на пол, но я все повторял едва слышно: - Нет, не скажу... никогда, никогда не скажу вам... Ни за что!» (В. Г. Короленко «В дурном обществе») |
6 конкурс. «Великие и знаменитые»
1. Кто является автором сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
А.С.Пушкин;
народная сказка;
А.Н.Толстой.
2. В каком городе родился А.С.Пушкин?
Москва;
Петербург;
Казань.
3. Какой писатель учился в Казани?
И.С.Тургенев;
Л.Н.Толстой;
А.П.Чехов.
4. Кому В.А. Жуковский подарил свой портрет с надписью «Победителю-ученику от побежденного учителя»?
Рылееву;
Пушкину;
Вяземскому;
Карамзину.
5. Какое учебное заведение окончил А.С.Пушкин?
Царскосельский Лицей;
Школу гвардейских подпрапорщиков;
Московский университет;
6. Какой литератор написал научные труды по физике, химии, наукам о Земле, астрономии?
В.А.Жуковский;
М.В.Ломоносов;
К.Ф.Рылеев.
7. Кто автор знаменитых слов «великий, могучий, правдивый и свободный русский язык»?
М.Ю.Лермонтов;
И.С.Тургенев;
И.А.Бунин.
8. Кто обогатил русский язык словами «вещество», «градусник», «опыт», «кислота»?
Л.Н.Толстой;
Н.В.Гоголь;М.В.Ломоносов.
7 конкурс «Портреты»
Назовите фамилию, имя, отчество писателя. Какие его произведения вы знаете?
Перечислите псевдонимы писателя
Какая команда знает больше стихотворений этого поэта?
8 конкурс. «Иллюстрации»
Назовите проиллюстрированное произведение и его автора
Жилин и Дина. Иллюстрация к рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»
И.Билибин. Иллюстрация к сказке «Царевна-лягушка»
Жаба А.К.. Иллюстрация к басне "Ворона и лисица"
Жаба Альфонс Константинович. Иллюстрация к басне "Мартышка и Очки"
В.А.Жуковский. Баллада «Кубок». Илл.Д.И.Митрохина
А. Рейпольский, иллюстрация сказки
А. Погорельского «Чёрная курица, или подземные жители»
9 конкурс «Художники».
Нарисуйте иллюстрацию к фрагменту поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Команды рисуют на одном листе по очереди.
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русской дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету...
10 конкурс. «Почерковеды»
Назовите фамилию, имя, отчество поэта или писателя по фрагменту рукописи
(А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой, Н.В.Гоголь, В.А.Жуковский)
11 конкурс. «Литературные омонимы»
◘ Не только запутанное и затруднительное положение, но и крышка из картона, кожи и других материалов, в которую заключается книга.
(Переплёт.)
◘ Не только результат умножения, но и плод труда писателя или поэта.
(Произведение.)
◘ Не только геометрическая кривая, но и сильное преувеличение для создания художественного образа.
(Гипербола.)
◘ Не только документ школьника об успеваемости, но и форма литературного произведения.
(Дневник.)
◘ Не только терпение, стойкость и самообладание, но и цитата.
(Выдержка.)
◘ Не только книжная единица собрания сочинений какого-либо автора, но и имя юного героя Марка Твена.
(Том.)
12. Жюри подводит итоги. Ведущие благодарит за участие.