Викторина по литературе для 5 класса

Спирягина Ольга Андреевна, учитель русского языка и литературы 1 кв.категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №127» Приволжского района г.Казани


Цели:

углубить и обобщить знания учащихся по русской литературе, устному народному творчеству;

развить творческое воображение, логическое мышление;

привить интерес к русской литературе, фольклору.



Ход мероприятия:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы совершим удивительное путешествие в мир литературы, которое пройдет в форме игры. Мы выявим настоящих знатоков литературы.



1 конкурс

Презентация команд

Класс делится на три команды, каждая из которых придумывает название, девиз



2 конкурс

«Загадки»

Тучек нет на горизонте,

Но раскрылся в небе зонтик.

Через несколько минут

Опустился...

(парашют)


Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать.

(Часы)


Всегда он в работе,

Когда говорим,

А отдыхает,

Когда мы молчим.

(Язык)


Вдоль по речке, по водице

Плывет лодок вереница,

Впереди корабль идет,

За собою их ведет,

Весел нет у малых лодок,

А кораблик больно ходок.

Вправо, влево, взад, вперед

Всю ватагу повернет.

(Утка с утятами)


По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки.

(Гусь)


Стучат, стучат — не велят скучать.

Идут, идут, а все тут как тут.

(Часы)


В Москве говорят, а у нас слышно.

(радио)


Плотник острым долотом

Строит дом с одним окном.

(Дятел)


Я подмышкой посижу и что делать укажу:

Или уложу в кровать, или разрешу гулять.

(Градусник)


Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной.

(Еж)


Все меня топчут, а я все лучше.

(Тропинка)


Языка не имеет,

А у кого побывает,

Тот много знает.

(Газета)


Я и дом украшаю,

Я и пыль собираю.

А меня люди топчут ногами,

Да потом ещё бьют батогами.

(Ковер)


Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит, не догонишь его.

(Время)


Через поле и лесок подается голосок.

Он бежит по проводам — скажешь здесь, а слышно там.

(Телефон)


3 конкурс. «Литературные загадки и шарады»


Её поэты сочиняют,

Царям, героям посвящают.

(Ода)

Составитель словарей

Для больших и для детей.

(В. Даль)

Кто части мотоцикла знает,

Тот слово это отгадает.

А если букву «Д» прибавить,

На сцене можно будет ставить.

(Рама - драма.)

Ты меня, наверно, знаешь,

Я сказки Пушкина герой.

Но если «Л» на «Н» заменишь,

Сибирской стану я рекой.

лисей - Енисей.)


С буквой «Я» - это шторм, изверженье,

Наводненье, паденье кометы,

А без «Я» - то плоды вдохновенья,

Что нам дарят любовно поэты.

(Стихия - стихи.)

Означает слово это

То, что ищут все поэты.

Букв порядок изменяем -

Предприятье получаем.

(Рифма - фирма.)

Первое - это же имя мальчишки,

Ну а второе - читаете в книжке.

(Роман.)



4 конкурс. «Собери пословицу»

Соотнесите части пословиц из 1 и 2 столбца

Задание

1

Хорошую книгу читаешь —

1

тот много и знает.

2

Хорошая книга –

2

знания прибавлять


3

Кто много читает,

3

знания свои умножаешь

4

Умную книгу читать –

4

что тёплый дождь для всходов.

5

Хлеб питает тело,

5

коли только вершки в них хватать

6

Книга для ума –

6

и лед тает.

7

Не на пользу книги читать,

7

а людей смотри в делах.

8

Не красна книга письмом,

8

лучше новых двух.


9

Нет друга, так ищи,

9

потом говори

10

От теплого слова

10

а в одном отличись.

11

За много дел не берись,

11

красна умом.


12

Деревья смотри в плодах,

12

а книга питает разум.


13

Старый друг

13

мудрый учитель

14

Сначала подумай,

14

а нашел, так береги.


15

Доброму совету

15

а две лучше

16

Обещай мало,

16

век учись.

17

Береги здоровье смолоду,

17

один раз отрежь.

18

Одна голова хорошо,

18

нет цены.


19

Век живи,

19

а платье с нова

20

Семь раз отмерь,

20

делай много




Ответы

1

Хорошую книгу читаешь —

3

знания свои умножаешь.

2

Хорошая книга –

13

мудрый учитель

3

Кто много читает,

1

тот много и знает

4

Умную книгу читать –

2

знания прибавлять

5

Хлеб питает тело,

12

а книга питает разум.

6

Книга для ума –

4

что тёплый дождь для всходов.

7

Не на пользу книги читать,

5

коли только вершки в них хватать.

8

Не красна книга письмом,

11

красна умом.

9

Нет друга, так ищи,

14

а нашел, так береги.

10

От теплого слова

6

и лед тает.

11

За много дел не берись,

10

а в одном отличись.

12

Деревья смотри в плодах,

7

а людей смотри в делах.

13

Старый друг

8

лучше новых двух.

14

Сначала подумай,

9

потом говори

15

Доброму совету

18

нет цены.

16

Обещай мало,

20

делай много

17

Береги здоровье смолоду,

19

а платье с нова

18

Одна голова хорошо,

15

а две лучше

19

Век живи,

16

век учись.

20

Семь раз отмерь,

17

один раз отрежь.


5 конкурс. «Узнай произведение и его автора»

Скажите, из какого произведения приведен отрывок. Продолжите отрывок, назовите главных героев

Отрывок № 1

«А у людей она слыхала,

Что это зло еще не так большой руки:

Лишь стоит завести Очки,

Очков с полдюжины себе она достала;

Вертит Очками так и сяк:

То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет;

Очки не действуют никак».



(И. А. Крылов «Мартышка и очки»)

Отрывок № 2

« Дочь царица родила.

Дочь прекрасна так была,

Что ни в сказке рассказать,

Ни пером не описать.

Вот царем Матвеем пир

Знатный дан на целый мир».

(В. А. Жуковский «Спящая царевна»)

Отрывок № 3

«Ну,— думает,— еще тридцать шагов пройду, сверну в лес и сяду». Прошел тридцать шагов, видит — лес кончается. Вышел на край — совсем светло, как на ладонке перед ним степь и крепость, и налево, близехонько под горой, огни горят, тухнут, дым стелется и люди у костров.

Вгляделся — видит: ружья блестят, казаки, солдаты».

(Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»)

Отрывок № 4

Они спустились вниз по лестнице, как будто в погреб, и долго-долго шли по разным переходам и коридорам, которых прежде Алеша никогда не видывал. Иногда коридоры эти так были низки и узки, что Алеша принужден был нагибаться. Вдруг вошли они в залу, освещенную тремя большими хрустальными люстрами. Зала была без окошек, и по обеим сторонам висели на стенах рыцари в блестящих латах, с большими перьями на шлемах, с копьями и щитами в железных руках.


« (А. Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители»)

Отрывок № 5

« Дело было к вечеру. Он шел тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом.»

(И. С. Тургенев «Муму»)

Отрывок № 6


«- Ну, что ж ты?.. Говори! - и рука, державшая мое плечо, сжала его

сильнее.

- Н-не скажу,- ответил я тихо.

- Нет, скажешь! - отчеканил отец, и в голосе его зазвучала угроза.

- Не скажу,- прошептал я еще тише.

- Скажешь, скажешь!..

Он повторил это слово сдавленным голосом, точно оно вырвалось у него с

болью и усилием. Я чувствовал, как дрожала его рука, и, казалось, слышал

даже клокотавшее в груди его бешенство. И я все ниже опускал голову, и слезы

одна за другой капали из моих глаз на пол, но я все повторял едва слышно:

- Нет, не скажу... никогда, никогда не скажу вам... Ни за что!»



(В. Г. Короленко «В дурном обществе»)


6 конкурс. «Великие и знаменитые»


1. Кто является автором сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

А.С.Пушкин;

народная сказка;

А.Н.Толстой.


2. В каком городе родился А.С.Пушкин?

Москва;

Петербург;

Казань.


3. Какой писатель учился в Казани?

И.С.Тургенев;

Л.Н.Толстой;

А.П.Чехов.

4. Кому В.А. Жуковский подарил свой портрет с надписью «Победителю-ученику от побежденного учителя»?

Рылееву;

Пушкину;

Вяземскому;

Карамзину.


5. Какое учебное заведение окончил А.С.Пушкин?

Царскосельский Лицей;

Школу гвардейских подпрапорщиков;

Московский университет;


6. Какой литератор написал научные труды по физике, химии, наукам о Земле, астрономии?

В.А.Жуковский;

М.В.Ломоносов;

К.Ф.Рылеев.


7. Кто автор знаменитых слов «великий, могучий, правдивый и свободный русский язык»?

М.Ю.Лермонтов;

И.С.Тургенев;

И.А.Бунин.


8. Кто обогатил русский язык словами «вещество», «градусник», «опыт», «кислота»?

Л.Н.Толстой;


Н.В.Гоголь;М.В.Ломоносов.



7 конкурс «Портреты»


Назовите фамилию, имя, отчество писателя. Какие его произведения вы знаете?


Перечислите псевдонимы писателя


Какая команда знает больше стихотворений этого поэта?



8 конкурс. «Иллюстрации»

Назовите проиллюстрированное произведение и его автора


Жилин и Дина. Иллюстрация к рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»


И.Билибин. Иллюстрация к сказке «Царевна-лягушка»


Жаба А.К.. Иллюстрация к басне "Ворона и лисица"


Жаба Альфонс Константинович. Иллюстрация к басне "Мартышка и Очки"


В.А.Жуковский. Баллада «Кубок». Илл.Д.И.Митрохина



А. Рейпольский, иллюстрация сказки


А. Погорельского «Чёрная курица, или подземные жители»



9 конкурс «Художники».

Нарисуйте иллюстрацию к фрагменту поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Команды рисуют на одном листе по очереди.

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Всё ходит по цепи кругом;

Идет направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несет богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идет, бредет сама собой;

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русской дух... там Русью пахнет!

И там я был, и мед я пил;

У моря видел дуб зеленый;

Под ним сидел, и кот ученый

Свои мне сказки говорил.

Одну я помню: сказку эту

Поведаю теперь я свету...

10 конкурс. «Почерковеды»

Назовите фамилию, имя, отчество поэта или писателя по фрагменту рукописи

(А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой, Н.В.Гоголь, В.А.Жуковский)



11 конкурс. «Литературные омонимы»

Не только запутанное и затруднительное положение, но и крышка из картона, кожи и других материалов, в которую заключается книга.

(Переплёт.)

Не только результат умножения, но и плод труда писателя или поэта.

(Произведение.)

Не только геометрическая кривая, но и сильное преувеличение для создания художественного образа.

(Гипербола.)

Не только документ школьника об успеваемости, но и форма литературного произведения.

(Дневник.)

Не только терпение, стойкость и самообладание, но и цитата.

(Выдержка.)

Не только книжная единица собрания сочинений какого-либо автора, но и имя юного героя Марка Твена.

(Том.)

12. Жюри подводит итоги. Ведущие благодарит за участие.




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций