Новые формы взаимодействия школы с культурно-образовательными учреждениями при изучении предметов гуманитарного направления

(Из опыта работы МБОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е.Егорова» Чувашской Республики, трижды вошедшей в ТОП – 200 лучших сельских школ России)

Табакова Валентина Михайловна,
заместитель директора МБОУ "Урмарская СОШ им. Г.Е.Егорова" Чувашской Республики


Сегодня очевиден социальный запрос российского общества на духовно нравственную, деятельную личность - патриота и гражданина России. Ни у кого не вызовет сомнения, что основой формирования облика страны с развитым гражданским обществом, конкурентноспособной экономикой должна стать высокая нравственность.

Одним из приоритетных направлений деятельности современной школы является приобщение подрастающего поколения к миру литературы и искусства. На это нацеливает Национальная программа поддержки и развития чтения, задача которой - повышение культурной компетентности граждан России за счет повышения читательской компетентности, понимаемой как совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме и успешно ее использовать в личных и общественных целях. В реализации данной программы призваны участвовать все социальные институты. В первую очередь - это семья, школа, библиотека, музей. Основная задача, стоящая перед современным обществом, - формирование личности. Все эти вышеперечисленные социальные институты отвечают за сохранение и пропаганду нравственных ценностей, за воспитание патриотизма, духовности, за пропаганду здорового образа жизни и, как следствие, через этот комплекс - воспитание толерантного отношения к людям. Школа в силу своих возможностей всегда выполняла наиважнейшую функцию общества, проводя информационную, образовательную, а в последние годы и социальную работу.

Годы перестройки России как нового государства не могли не сказаться на одной из самых чутких ее ветвей – на культуре. Именно учителя гуманитарных предметов чувствуют серьезные изменения в духовной и нравственной сферах жизни общества. Никогда, наверное, никакое время не требовало от учителя таких духовных усилий, такой самоотдачи, такой огромной работы по самовоспитанию и воспитанию юных душ, как сегодняшнее непростое время. «Любовь к человеку, к природе, к труду воспитывается через любой предмет...», - заметил Д.С. Лихачев. Таким предметом, думается, является книга.

В практике работы педагогического коллектива МБОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е.Егорова» Чувашской Республики важная роль отводится литературе и искусству как основе воспитания и образования. Лучшие произведения классической и современной литературы служат материалом непосредственного и благотворного влияния на формирование нравственного облика ученика. Литературные образы, облагороженные высокой духовностью, являются примерами для подражания, всесторонне раскрывая нравственно-эстетические гуманистические идеалы. Воспитательная сила искусства так велика, что опыт героев литературно-художественных произведений часто становится собственным опытом, формирует новый уровень чувств и человеческих отношений.

В результате длительного общения с литературой и искусством у наших воспитанников развиваются эстетические потребности, эстетические чувства, художественный вкус, формируется внутренний мир, мировоззрение, складывается нравственный и эстетический идеал. Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только критерием, но и показателем уровня развития юного читателя. Она выступает стимулом для развития собственных творческих способностей, во многом предопределяет тот или иной уровень духовного общения школьника со сверстниками, близкими, товарищами по классу и школе. Большую помощь в этом учителям нашего образовательного учреждения оказывает замечательная школьная библиотека. Отрадно, что на базе нашей сегодняшней школьной библиотеки создан современный информационно – библиотечный центр, располагающий средствами информационных технологий, дающий возможность получения качественно нового уровня непрерывного образования, творческого самообразования и свободного доступа к любого вида информации.

А школьная медиатека вот уже который год приобщает учащихся к совершенно новому для них виду самостоятельной образовательной деятельности – работе с различными видами информации; видеоинформацией, аудиоинформацией, графической, символической, текстовой.

О школьной библиотеке МБОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е.Егорова» с уверенностью можно сказать, что именно она создает культурное пространство школы, тот общий культурный фон, который не равнозначен даже самому хорошему знанию учебных предметов. Культурный поток, если так можно сказать, должен где–то в школе аккумулироваться и откуда – то идти. Он идет не из кабинетов – там другая жизнь. Там – поток знаний. Именно школьная библиотека является осью, вокруг которой вращается культурная жизнь школы. Безусловно, пространство культуры в школе – это то, что нельзя измерить, но по школе всегда видно, есть оно или нет. Оно отражается в разговорах учителей или между взрослыми и детьми, в объявлениях, висящих на стенде в холле, в том, каким тоном и о чем говорит с детьми любой взрослый, а особенно библиотекарь. И поэтому, несомненно, большую роль в развитии уровня культуры чтения, миропонимания, поведения детей и юношества играет школьная библиотека. В стенах школьной библиотеки замечательно слагаются стихи, в общении с героями Л.Толстого, И.Бунина легко находятся ответы на многие вопросы, решаются проблемы. Здесь проходят библиотечные уроки, встречи с интересными людьми, диспуты и конкурсы. Именно в школьной библиотеке в кружках «Моя библиотека», «Читаем вместе», «Страницы любимых книг» под руководством учителей литературы и библиотекаря весь учебный год ведется интересная творческая работа. Особенно интересно проводится исследовательская работа по воздействию книги на мир ребенка. Кружковцы долго и тщательно наблюдают и изучают воздействие книги на воображение, чувства детей, проводят анкетирование среди учащихся разного возраста по поводу индивидуального восприятия одной и той же книги разными читателями. Интересны исследования влияния книги на обогащение новым жизненным опытом. Именно благодаря такой кропотливой и насыщенной работе на занятиях кружка наши школьники дважды стали победителями и призерами очного этапа Всероссийского конкурса-фестиваля детского и юношеского литературно – художественного творчества «Дети и книги», проходившего на базе детской библиотеки им. Гайдара в курортном городе Геленджик Краснодарского края. Литературно – исследовательские работы учащихся школы Николаева Алексея, Павловой Ксении и Петровой Анны «Воздействие книги на мир ребенка» и «Роль школьной библиотеки в развитии уровня культуры чтения детей и юношества» включены в сборник, изданный по итогам фестиваля.

Неумолимо меняется время, меняются дети. В образовательной практике на селе в последнее время заметно усиливается еще большая тенденция к взаимодействию учреждений образования и культуры. И на смену классическому содружеству библиотеки и школы благодаря новым информационным технологиям приходят современные формы взаимодействия учреждений культуры и образования. Хотелось бы поделиться также опытом продуктивной работы педагога, учителя обществознания высшей квалификационной категории Колоколовой Л.К. по сетевому взаимодействию классного коллектива с культурно-образовательными учреждениями при изучении гуманитарных предметов через блог класса «Новое поколение».

Педагог считает, что использование блога класса в учебно-воспитательной работе – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая современным уровнем развития общества. Действительно, основным фактором, обеспечивающим эффективность образовательного процесса, является включение учащихся в активную жизнь класса и социума. Используя увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечивать эту включённость. Блог класса позволяет разнообразить формы работы с учащимися, сделать их более творческими. Блог также является инструментом взаимодействия с различными культурно-образовательными учреждениями, в том числе и с библиотекой.

На протяжении нескольких лет классный коллектив тесно сотрудничает с библиотеками Урмарского района (школьной, детской, центральной, модельной) через сетевое взаимодействие. И все это находит отражение на страницах классного блога «Новое поколение» (Блог классного руководителя и учащихся (+ родителей) 10а класса) (http://7v-urmary.blogspot.ru/) .

В октябре 2011 года был опубликован пост «Акция «Поддержи библиотеку!» (http://7v-urmary.blogspot.ru/2011/10/blog-post_13.html). Класс поддержал приглашение Детской библиотеки принять участие в благотворительной акции, направленной на пополнение книжных фондов библиотеки детской художественной и научно-популярной литературой, и подарил библиотеке более 100 различных книг, в числе которых сказки, рассказы, повести русских и зарубежных авторов; литература в помощь школьной программе, журналы, энциклопедии детской тематики и обучающие диски.

Одной из форм сотрудничества школы с культурно-образовательными учреждениями при изучении предметов гуманитарного направления (http://7v-urmary.blogspot.ru/2012/03/19-25.html) стало проведение Недели детской и юношеской книги, в рамках которой предпрофильный социально – гуманитарный класс участвовал в состязании юных знатоков истории «Открываешь книгу, узнаешь историю».

Через сетевое взаимодействие ребята принимают участие и в республиканских конкурсах, проводимых Чувашской республиканской детско-юношеской библиотекой. В 2012 г. в республиканской интеллектуальной игре «Умники и умницы», посвященной Смутному времени и Отечественной войне 1812 года, Агата Баракзай заняла 3 место (http://7v-urmary.blogspot.ru/2012/10/blog-post_2315.html). В 2014 году Агата стала победителем республиканской квест-игры об участниках Олимпийских игр – спортсменах Чувашии «Им покорился Олимп!» (http://7v-urmary.blogspot.ru/2014/03/blog-post_3.html).

14 февраля 2013 г. в блоге был опубликован пост «Защити себя и своих близких» (http://7v-urmary.blogspot.ru/2013/02/blog-post_212.html) с информацией об участии в литературно-просветительской акции детской библиотеки «Чтоб защитить себя и близких».

В январе 2015 г. в центральной библиотеке прошла церемония открытия Года литературы «В стране Литературия - читаем вместе». В Литературной гостиной «Души и сердца вдохновенье» ребята встретились с местными авторами - поэтессами Татьяной Дорофеевой и Валентиной Христофоровой, журналистом А.И. Хованским (http://7v-urmary.blogspot.ru/2015/01/blog-post_27.html).

В блоге класса «Новое поколение» также системно публикуются впечатления ребят о прочитанных книгах. В рамках празднования Года Литературы совместно с учителем русского языка и литературы Николаевой Е.Н. запущен проект-размышление «За книжными страницами» (http://7v-urmary.blogspot.ru/search/label/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%201

Через сетевое взаимодействие в нашем образовательном учреждении эффективно проводится и профориентационная работа в рамках проектов «Мир в радуге профессий», «Путешествие в мир профессий», (http://7v-urmary.blogspot.ru/2014/09/blog-post_78.html).

2016 год объявлен в Чувашии Годом человека труда. В школе запущен новый проект «Человек труда глазами детей», в рамках которого учащиеся через сетевое взаимодействие с различными центрами культуры поделятся своими размышлениями о людях труда, героях нашего времени и, конечно же, о выборе своей будущей профессии. (http://7v-urmary.blogspot.ru/search/label/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82).

Шесть лет работы блога класса под руководством классного руководителя 10 а класса Колоколовой Ларисы Климовны показали эффективность сетевого взаимодействия школы с учреждениями дополнительного образования и принесли реальные успехи. Улучшилось качество информационного обслуживания обучающихся профильного социально-гуманитарного класса, учителей, родителей и других участников данного проекта, расширился ассортимент предоставляемых услуг, подготовлена база для объединения всех профильных классов школ Урмарского района в целом в сетевое сообщество.

В заключении хочется отметить, что наряду с другими учреждениями культуры и учреждениями дополнительного образования, именно в библиотеке сосредоточены резервы системы образования, использование которых послужит развитию не только культурно-образовательных познаний, но и процесса школьного образования, а значит, и развитию ключевых компетентностей учащихся. А интеграция базового образования и дополнительного, в лице учреждений культуры, будет способствовать не только развитию взаимоотношений системы культуры и системы образования, но и формированию культурно-образовательного пространства поселка.




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций