Социализация учащихся через взаимодействие школ с культурно-образовательными учреждениями

Григорченко Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Мариинская гимназия» г. Ульяновска


Что может сделать учитель литературы, чтобы «оживить» процесс общения с книгой, показать возможность разрешения многих конфликтных ситуаций, научить вести диалог с героями произведений и с писателями? Это вопрос не риторический. В современных условиях проблема чтения стала в один ряд с важнейшими государственными задачами. Как вернуть интерес к книге, библиотеке, музею? Сейчас много и настойчиво говорят о кризисе школьного гуманитарного образования. Проблема чтения, уменьшение часов на изучение русского языка и литературы, нехватка специалистов. Причины кризиса, на наш взгляд, в том, что система образования постоянно модернизируется. Это ведет к отсутствию стабильности. В 90-­е годы был смещен акцент с воспитательной функции предметов гуманитарного цикла на образовательный. Уходят в прошлое традиции семейного чтения, теряется интерес к книге. Как противостоять этому и можно ли противостоять? Да, проблемы есть и их надо решать, решать всем миром. У учителя литературы особые возможности, неограниченные, ведь на помощь приходят великие писатели.

Какое место занимают уроки литературы в процессе становления личности и дальнейшей ее социализации? Не только семья, школа, окружение ребенка формируют личность, но и книги, которые транслируют духовный опыт человечества, помогают адаптироваться к условиям постоянно меняющегося социума. Задача учителя литературы не только в том, чтобы научить анализировать текст, работать с критической литературой, пользоваться теоретико-литературными понятиями, но прежде всего в том, чтобы воспитать вдумчивого читателя, умеющего вступать в диалог с автором, применять полученные на уроках сведения в реальной жизни.

Все мы хотим видеть своих учеников свободными, творческими, интересующимися личностями с активной жизненной позицией. В современном обществе нужны «решатели», а не «исполнители», поэтому общая цель семьи и школы – содействие развитию человека, реализации его способностей и задатков. Одна из задач – расширение образовательно-просветительского пространства, ориентированного на поддержку и продвижение чтения, поэтому важно выходить на сотрудничество с музеями и библиотеками.

Рассказывать о выдающихся писателях-земляках, например, можно не в классе, а в музее. И не рассказывать, а вовлечь учащихся в диалог, чтобы в процессе разнообразной деятельности ребята выполняли различные социальные роли, осваивая модели поведения. В качестве примера приведем проект «И.А. Гончаров и золотой век русской литературы. Лики эпохи», который реализовывался силами учителей и сотрудников Историко-мемориального центра-музея И.А. Гончарова в течение 2015 года в Ульяновске. В проекте представлены темы: И. А. Гончаров — А. С. Пушкин, И. А. Гон­ча­ров — Н. В. Гоголь, И. А. Гон­чаров — И. С. Турге­нев, И. А. Гон­­чаров — Ф. М. Достоев­ский, И. А. Гонча­ров — Л. Н. Тол­стой - через которые проступают черты золотого века русской литературы. Благодаря знакомству с письмами и дневниковыми записями, отрывками из произведений, можно по-новому взглянуть на литературный контекст 19 века. Проект призван «оживить» черты великих русских писателей, рассказать о творческих поисках, сомнениях, переживаниях.

Сотрудничество с музеем - это возможность внедрения нестандартных форм приобщения к литературному и культурному наследию, привлечение к совместной деятельности научных работников, творческой интеллигенции, работников культуры и образования, молодежи, внедрение инноваций в сфере культуры, посредством социально-организованных мероприятий. Участники проекта – это учащиеся школ города, студенты, учителя, творческая интеллигенция, работники культуры и средств массовой информации.

В течение года в Историко-мемориальном центре - музее И.А.Гончарова проходили публичные лекции, музейные уроки, литературные вечера, на которых были представлены отношения русских писателей, названы основные черты творчества, показано, как судьба России отразилась в литературном наследии 19 века. Были использованы разные формы работы: лекции, инсценировки, чтение стихов и писем, презентации, дискуссии, экскурсии. Заканчивалось любое выступление заполнением «альбома», который специально заведен для записей (как в салонах 19 века). Проект постоянно набирал что-то новое: после второго выступления зрители (ученики) попросили, чтобы были организованы конкурсы и викторины в заочной форме. Ребятам захотелось показать свои знания по творчеству И.А. Гончарова, узнать еще больше и посоревноваться друг с другом. Хочется отметить, что на всех выступлениях обязательной была работа с залом, т.е. пассивных зрителей не было и не могло быть. Ребята становились деятельными участниками, во многом даже соавторами. Сколько ролей было сыграно! Сколько пережито вместе с героями произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и И.А. Гончарова. Ребята перевоплощались, проигрывали ситуации из жизни писателей, которые описаны в дневниках и письмах, по ним же вели споры. И в результате не только становились понятнее и ближе мастера слова, но и вырабатывалась собственная жизненная позиция. Мы пытались найти ответы на вопросы: почему поссорились два Ивана (по «Необыкновенной истории» И.А. Гончарова об отношениях с И.С. Тургеневым), почему Ф.М. Достоевский причислил нашего земляка к своим соперникам, в чем сходство двух великих романистов 19 века (творческие переклички И.А. Гончарова и Л.Н. Толстого).

Ведущий метод – пример великого человека. Мы говорили о воспитании, образовании, роли в обществе, межличностных отношениях и семейных ценностях, мы учились всему этому на примере великих. И по-новому открывались страницы знакомых произведений. Мы имели возможность импровизации, поэтому Чичиков вполне мог прийти в гости к Обломову среди прочих гостей, Штольц побеседовать с героями Л.Н. Толстого. И еще одно достоинство проекта: здесь каждый мог самореализоваться и самоутвердиться. У ребят появилась замечательная возможность: пообщаться со сверстниками из других школ (участвовало 5 школ города).

Подросткам интересно чтение через общение, им хочется поделиться теми «находками», которые они «раскопали» в тексте, и они получают эту возможность. Музей предоставляет не только свои залы, но и богатейшие фонды, с которыми можно работать и практиковаться в роли экскурсоводов. И здесь открываются новые возможности: ребята осваивают азы профессий гуманитарного направления. И кто-то, может быть, в недалеком будущем пополнит ряды учителей, сотрудников музея, научных работников. В нашем проекте участвовали и студенты педагогического университета, поэтому есть надежда, что им захочется пойти работать в школу, чтобы со временем реализовать свои креативные идеи. Как знать? Но вот точно никто и никогда не скажет, что эти профессии скучные и что туда идут только неудачники.

Каждый учитель, участвующий в проекте, искал свои формы подачи материала. Например, занятие по теме «И.А. Гончаров и Ф.М. Достоевский» проходило в форме устного журнала. На первой странице «Портреты заговорили» надо было «оживить» салон Майковых (такой зал есть в музее).


Ребята сначала получили необходимую информацию у специалистов, а потом предложили зрителям реконструкцию. Было очень информативно и интересно. Вторая страница познакомила с Петербургом И.А. Гончарова и Ф. М. Достоевского. Образ города появляется в первых произведениях: «Обыкновенной истории» и «Бедных людях» - романах, написанных в одно время. Третья страница повествует о взаимных встречах, контактах двух писателей.Четвертая – «Творческие переклички» - проходит в виде дискуссии по вопросам отношения к цивилизации, культуре, вере. Пятая – это творческая мастерская, в которой предлагается перевоплотиться в героев «Обыкновенной истории» и «Бедных людей» и проинсценировать отрывки из произведений. Это задание для тех, кто выступал в роли зрителей. После каждой страницы обязательно вопросы для обсуждения.

Все творческие идеи объединились и воплотились в финальном торжественном аккорде. Рождественский бал в доме-музее И.А Гончарова в декабре 2015 года. Как ждали ребята этого праздника, с каким удовольствием готовились к нему.






Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций