Проект «Театр, музыка, живопись как форма познания мира»

Колесниченко Марина Дмитриевна, директор Товарищества артистов МХАТ
Гилёв Петр Викторович, художественный руководитель Товарищества артистов МХАТ и НП «Культурный круг»
Александра Стрижевская, руководитель проекта (Москва)


20 апреля в Казани на сцене ДК Химиков состоится показ спектакля Товарищества Артистов МХАТ «Незнакомый господин Чехов». Показ пройдёт в рамках гастролей Товарищества с проектом «Театр Музыка и Живопись как форма познания мира». Этот проект создаётся в помощь общеобразовательной школе и включает несколько литературно-музыкальных композиций на темы произведений, изучаемых в школе.

На современного человека ежедневно обрушиваются тонны рекламных сообщений, отрывочных, поверхностных сведений. Никогда раньше человеческий мозг не подвергался такой массированной информационной атаке. У школьников ещё не сформированы умения анализировать, задумываться, вникать в суть, и подобный эксперимент для них заканчивается возникновением клипового мышления. Этоприводит к тому, что человек не может ни на чём долго сосредоточиться, погрузиться в изучение научного материала или житейской проблемы, привыкает «пролистывать» информацию. Книги – в кратком содержании, музыка – упрощённая до элементарных мотивов, танец – череда простейших однотипных движений, речь – набор ёмких сленговых слов. Всё по верхам.

Разрешить проблему вроде бы просто – нужно читать классическую литературу. Неторопливое общение, посредством слова, с умнейшими мыслителями, философами, гуманистами на самые важные, острые, общечеловеческие темы не может пройти бесследно. Такое общение обогащает, меняет личность в лучшую сторону. Но, увы, когда подросток с клиповым мышлением заглядывает в книгу, он видит «многабукв», ему непонятно о чём пишет автор. За печатными словами у него не стоят красочные образы. И слова – это только слова. Скучно! Подросток закрывает книгу и снова погружается в мир отрывочной информации.

Помочь разомкнуть порочный круг, пробудить интерес к чтению, создать интересные, яркие образы – задача нашего проекта. Между артистом и зрителем возникает эмоциональная связь, она вызывает душевный отклик, чувство. Движимый этим чувством, зритель получает ключ к книге. Карту, с которой можно отправиться в плавание по литературному морю.

В спектакле «Незнакомый господин Чехов» используется драматургический и прозаический материал писателя, на основе которого происходит погружение в эпоху Антона Павловича. Звучит живая музыка, Золотой век сменяется Серебряным, и на этом изломе рождается писатель. Каким он был? Желчным циником, высмеивающим человеческие пороки? Глубоким психологом, исследующим глубины человеческой души? Или высоким романтиком, мечтающем о прекрасном будущем России, с трепетом и надеждой вглядывающимся в грядущее?

Спектакль – рассуждение, спектакль – исследование приглашает зрителя не ограничиваться недолгим пребыванием в зрительном зале, но самому продолжить начатое. Прочесть произведения автора, прочувствовать их, почерпнуть богатства из сокровищницы русской классической литературы.

Проект выполняется некоммерческим партнерством содействия развитию культуры и искусства «Культурный круг» совместно с Товариществом Артистов МХАТ. При поддержке Общероссийской Общественной Организацией «Ассоциация учителей Литературы и Русского языка». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 №68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи». Руководитель проекта, художественный руководитель театра – Пётр Викторович Гилёв.

Благодаря средствам гранта, все спектакли, которые будут показаны в рамках гастролей, пройдут на безвозмездной для зрителей основе. Помимо спектакля в Казани, будут показаны два спектакля в Уфе и два спектакля в Москве. В эти города, кроме «Незнакомого господина Чехова», так же приедет другой спектакль проекта – «Ахматова. Чётки судьбы».

Идея проекта родилась из острой необходимости противопоставить что-то агрессивному информационному натиску. Поддержать и развить интерес к чтению, изучению истории, родной культуры. Проект содействует культурно-нравственному, патриотическому воспитанию личности. Период Серебряного века был выбран за основу, как вершина утончённой русской культуры. По утверждению Н. Бердяева, после периода упадка это был этап подъема философии и литературы, поэзии, музыки, живописи, театрального искусства, балета, кинематографии. Духовная жизнь серебряного века воспринималась как исключительное явление, отражала всю нашу культуру, завершая исторический цикл, знаменуя начало абсолютно новой мировой эпохи. Влияние этого короткого периода настолько велико, что отблеском ложиться на всю мировую культуру.

Оттого особенно важно помочь подрастающему поколению открыть для себя этот период. За краткое время школьного урока это едва ли можно осуществить – слишком отличается наша современность от той эпохи. Как погрузить учащихся в атмосферу Блока или Ахматовой? Смысл стихов зачастую ускользает от них, ведь для понимания необходимы глубокие познания в области литературы, музыки, философии. Нужно знать множество устаревших и редких слов, быть способным к чувственно-образному восприятию мира.

Театральные приёмы позволяют воссоздать изысканную атмосферу того времени. Поэтому мы надеемся, что проект облегчит задачу учителям русского языка и литературы и принесёт пользу учащимся.




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций