Родионова Евгения Борисовна, учитель русского языка и литературы СОШ №151 Кировского района г.Казани,
победитель ПНПО, Абсолютный победитель республиканского этапа конкурса «Учитель года 2015», руководитель проекта
1. Общие положения.
Настоящее положение определяет порядок и регламент реализации городского проекта «Культурный город - грамотный город».
Казань – столица Республики Татарстан, город, история которого насчитывает тысячу лет. Сегодня он обрёл новый статус – «третья столица России». Казань – это город с богатыми культурными традициями. «Здесь пел Сайдаш, писал Такташ». Здесь учились Державин, Аксаков и Толстой, бывали Радищев и Пушкин, Горький и Маяковский. Сюда стремятся попасть современные мастера художественного слова. Ежегодно в Казани проводится множество значимых для всего культурного мира событий: Международный фестиваль оперы имени Фёдора Шаляпина, фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева, фестиваль классической музыки имени Сергея Рахманинова, оперный open air «Казанская осень», литературный фестиваль «Аксёнов-фест», фестиваль мусульманского кино и многие другие.
Сегодня особенно важно, чтобы подрастающее поколение воспитывалось в духе любви к истории родного города, чтобы учащиеся гордились его культурным наследием, изучали его. А для этого необходимо, чтобы и педагоги всегда находились в поиске нового, интересного, самобытного, в творческом поиске. Первым и необходимым условием творчества выступает широта кругозора учителя, огромный запас идей и свободная их реализация. Таким образом, социокультурный проект предполагает:
· расширение общекультурного кругозора педагогов и учащихся;
· изучение общественного мнения о современных проблемах языка и литературы;
· привлечение внимания общественности к проблеме тотальной безграмотности в окружающем городском пространстве;
· пропаганду грамотности среди населения столицы Республики Татарстан;
· вовлечение педагогов, учащихся, их родителей в разные виды деятельности: аналитическую, исследовательскую, творческую, коммуникативную.
2. Участники проекта.
К участию в проекте приглашаются учителя русского, татарского и английского языков, музыки, изобразительного искусства, учащиеся общеобразовательных учреждений, родители, работники школьных библиотек, воспитатели ДОУ.
3. Цель проекта: повышение общей речевой и читательской культуры учащихся; привлечение внимания общественности к проблемам современного состояния русского языка и литературы.
Задачи:
1. Воспитание гражданственности и патриотизма через любовь к русскому языку и родной литературе.
2. Привлечение внимания общественности к речевой культуре как условию развития социокультурной среды.
3. Формирование позитивной модели речевого поведения как важного условия социализации личности.
4. Повышение интереса учащихся к классической и современной русской литературе, формирование и развитие читательской культуры.
5. Стимулирование и поддержка научной деятельности учителей и учащихся, направленной на изучение проблем современного состояния русского языка и литературы.
6. Выявление и поддержка литературно одаренных авторов среди учителей образовательных учреждений г. Казани.
7. Активизация интереса педагогов и школьников к творческой деятельности, подготовке и проведению культурно-досуговых программ лингвистической тематики.
8. Повышение общественного интереса к качеству печатной продукции, к проблемам неграмотного и неэстетического оформления визуальной информации на государственных языках Республики Татарстан.
4. Сроки реализации проекта.
Проект реализуется в течение 2016-2018 учебного года.
5. Организация, подготовка и реализация проекта.
Организатор конкурса – Управление образования г.Казани, Информационно-методический отдел Управления образования г.Казани, Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей русского языка и литературы».
Руководство организацией и проведением конкурса осуществляет Организационный комитет (далее Оргкомитет) и Жюри, формируемые из представителей Управления образования г.Казани, учителей русского языка и литературы общеобразовательных учреждений, представителей общественности.
Основные организационные этапы осуществления проекта:
1. Начальный этап (август – сентябрь 2016 года):
1) работа Координационного совета (кураторы проекта в организациях): разработка плана осуществления проекта, координация взаимодействия, разработка положений;
2) определение кураторов проекта в образовательных и культурных учреждениях;
3) внутреннее планирование мероприятий в рамках проекта «Грамотный город» в организациях-участниках на период реализации проекта;
4) организация конкурсной деятельности.
2. Основной этап (сентябрь – май 2016 года):
1) проведение мероприятий в рамках проекта «Грамотный город»;
2) освещение хода проекта на сайте http://kazanobr.ru/node/2041
3. Заключительный этап (май 2016 года).
1) подведение итогов конкурсов;
2) сбор материалов проведенного проекта; рекомендация лучших работ к представлению в СМИ, в научных, методических, популярных, литературных изданиях различных уровней;
3) награждение активных участников акций и победителей конкурсов.
6. Секции (мероприятия).
В рамках проекта планируется проведение следующих мероприятий:
№ | Событие | Исполнители | Дата проведения |
1. | Школьные литературные дворики, посвящённые книгам-юбилярам 2016 года 2017года | Учителя русского языка и литературы школ города, работники библиотек | Октябрь 2016 года |
2. | Городской конкурс авторских работ учителей-предметников «Вдохновение» | Учителя общеобразовательных школ города | Ноябрь 2016 года |
3. | «Урби эт орби. Городу и миру» | Н.К. Орлова | Ноябрь 2016 года |
4. | Всероссийский конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Аксаковские чтения» | Л.Л. Курамшина | Декабрь 2016 года |
5. | Конкурс буктрейлеров | И.Ш. Галеева, , И.Н. Хабибуллина | Январь 2017 года |
6. | Акция «Диктант для учителя» | Р.И. Бикметова, Л.М. Насибуллина, Г.М. Халфиева | Февраль 2017 года |
7. | Межрегиональный конкурс творческих и проектных работ «Династии России» | Л.Ю. Романова, И.Н. Хабибиуллина | Февраль-март 2017 года |
8. | Городской конкурс «Звёздный билет» (в рамках конкурса «Живая классика») | Л.Ю. Романова | Февраль-март 2017 года |
9. | Гуманитарная педагогическая игра «Олимпия» | О.С. Кукарина, Р.В. Саляхутдинова | Март 2017 года |
10. | Международная научно-практическая конференция «Айтматовские чтения» | И.Ш. Галеева | Май 2017 года |
11. | Метапроект «Дорогая моя столица», посвящённый Году кино в РФ | Т.А. Белова | Март-апрель 2017 года |
12. | Фестиваль школьных педагогических театров | И.Ш. Галеева | Апрель 2017 года |
13. | Городской праздник, посвящённый экологии языка | О.М. Чугунова, О.В. Головко | Апрель 2017 года |
14. | Акция «Грамотный город» | Н.П. Репина, Е.Б. Родионова | В течение года |
15. | Акция «Книги в каждый дом» | Э.Р. Гизутдинова, С.А. Мартьянова, волонтёрские команды учителей и учащихся | В течение года |
16. | Конкурс периодических изданий «Школьный литературный альманах» | О.В. Головко | В течение года |
17. | Создание и администрирование группы «Грамотный город» в одной из социальных сетей | Е.Б. Родионова | В течение года |
С положениями о мероприятиях можно ознакомиться на сайте http://kazanobr.ru/node/2041
7. Награждение победителей и участников проекта.
В ходе мероприятий участники отмечаются Дипломами, Благодарственными письмами и сертификатами. Награждение наиболее активных участников проходит на традиционном заключительном празднике.