Коммуникативные компетенции как средство эффективного взаимодействия учащихся

Федоринова Юлия Валерьевна, педагог – психолог СОШ №146
Ново-Савиновского района г.Казани, победитель городского конкурса «Учитель года города Казани 2017» в номинации «Педагог-психолог»


Сократ сказал, что «все профессии от людей и только три от Бога: Педагог, Судья, Врач».

Я думаю, что профессия психолога объединяет в себе эти три профессии.

Психолог, он, как врач, для которого главный закон – «Не навреди!». Без специальных приборов и инструментов мы наблюдаем за душевным, нравственным здоровьем наших детей. Без микстур и уколов «лечим» словом, улыбкой, вниманием.

Психолог – это мудрый судья, невольно оказавшийся в центре вечного конфликта отцов и детей. Как Фемида, на весах правосудия, взвешивает добро и зло, поступки и действия, но не карает, а старается их предупредить.

Психолог, он еще и педагог, который всегда должен помнить слова Руссо: «Пусть предназначают моего воспитанника к тому, чтобы носить саблю, служить церкви, быть адвокатом, - мне все равно...Жить – вот ремесло, которому я хочу учить его.



Конкурсное испытание «Открытое занятие»



Тема: Коммуникативные компетенции

как средство

эффективного взаимодействия учащихся

(Занятие с элементами тренинговой деятельности»)

Цель - Формирование коммуникативных действий, направленных на умение сотрудничать

Задачи:

1. Развитие умения установления контакта в различных ситуациях общения.

2. Развитие умения невербального средства общения.

3. Развитие умения совместной деятельности и эффективного сотрудничества.

Продолжительность занятия (20 минут).

Содержание занятия:


Тренер приносит различные музыкальные инструменты или предметы, которые можно использовать для шумовых эффектов (деревянные, металлические, пластмассовые и др.).


Задание участникам тренинга:

Тренер:«Вы — участники музыкального ансамбля, нужно сыграть что-нибудь всем вместе, используя имеющиеся музыкальные инструменты».

Ребята берут в руки инструменты (инструменты можно уже развесить на стульчиках, а можно предложить им самим выбрать свой инструмент) и пытаются что-то сыграть вместе, но, какправило, с первой попытки сыграть одну общую композицию, участникам не удается. Тренер должен подвести их к решению этой проблемы.

Договориться о том, что это была репетиция, есть возможность отшлифовать свое мастерство. Можно обсудить, что не получилось в первый раз.

Участникимогут предполагать:

- что они не смогли договориться друг с другом, что играть, или какой ритм будет звучать;

- не услышали друг друга или не пришли к единому мнению.

Здесь тренер дает возможность в течение одной - двух минут перед выступлением самим ребятам обсудить проблемные моменты и откорректировать их.


Тренер: Представим, что это была первая ваша репетиция, вы обсудили после нее свои недочеты и, учитывая проведенную работу над ошибками, готовы сыграть композицию заново. Раз-два-три...

Учащиеся играют второй раз, он, как правило, бывает лучше исполнен, чем первый. Но не всегда кто-то из детей готов взять на себя роль дирижера. И над композицией, бывает, есть, где поработать.

Тренер может сослаться на то, что это была генеральная репетиция, и любое мастерство должно быть отточено. Поэтому предлагает детям вновь обсудить, что не получилось на этот раз. Были ли учтены предыдущие пожелания по выступлению. Ребята начинают высказываться, анализировать свое второе выступление, что здесь им не понравилось. А, может быть, наоборот их все устраивает.

Как только участники выскажутся, тренер знакомит их с правилами по успешной совместной деятельности, аргументировав тем, что они сами их уже сформулировали, и выводит эти правила на экране (доске).



Правила успешной совместной деятельности:

1. Уметь слышать и слушать друг друга.

2. Спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё;

3. Уметь доказать свою позицию.

4. Стремиться к бесконфликтной совместной работе в группе;

5. Уважительно относиться к партнерам по совместной деятельности и прийти к единому решению.


Проговорив правила (дети могут их по очереди зачитать вслух), тренер предлагает участникам ансамбля в течение двух минут, учитывая эти правила, обсудить окончательную версию своего выступления, чтобы в процессе сотрудничества получился общий продукт совместной деятельности.

Тренер: уважаемые участники ансамбля, отрепетировав два раза свое выступление, обсудив все волнующие вас моменты, отшлифовав свое мастерство, познакомившись с правилами успешной совместной деятельности, они у вас перед глазами, и учитывая их, я вам предлагаю выступить на сцене с окончательной версией вашей композиции!

(Если во время занятия присутствуют гости, то ансамблю можно встать лицом к гостям и тренер в роли конферансье объявляет их выступление)

(если участники придумали название композиции, то можно объявить и ее).

Ансамбль начинает играть (кто-то из детей может проявить лидерскую позицию и быть дирижером).

Завершающее выступление должно показать:

- насколько ребята усвоили правила успешной совместной деятельности;

- проявились ли лидеры среди них;

- смогли ли они развить умения установления контакта в различных ситуациях общения, невербального средства общения, совместной деятельности и эффективного сотрудничества.

Рефлексия:

Тренер обсуждает с учащимися:

- какие переживания, впечатления у участников;

- как получилось у них справиться с заданием;

- выслушивает мнение ребят о том, помогли ли правила улучшить конечный результат.

- обращают внимание на то, получилась ли общая музыка;

- слушали ли друг друга;

- пытались ли подстроиться;

- кто был лидером

- обсуждаются поведение дирижера, его стиль, способы управления ансамблем;

- хотелось ли делать то, что он велел.

В конце обсуждения тренер предлагает участникам подойти и прикрепить по одной ноте на любой из двух представленных нотных станов, установленных на доске и выражающих, соответствующее настроение занятия – мажор и минор (по количеству прикрепленных нот, тренер делает выводы об эмоциональном состоянии учащихся, которое сформировалось на занятии).



Психологический смысл упражнения для учащихся:

- выстраивают межличностный контакт во время подготовки исполнения музыкальной композиции;

- развивают коммуникативные качества в межличностном взаимодействии;

- проявляют творческие способности (чувство ритма);

- примеряют на себя роли – лидеров: лидера - «дирижера ансамбля», лидера –«генерирующего идеи», лидера –«организатора».

- самореализуются.

В конце занятия тренер вручает на память о занятии ребятам, изготовленные из бумаги небольшие гитары (музыкальный инструмент) на обратной стороне которых будут напечатаны правила успешной совместной деятельности.




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций