Использование технологии дизайн–мышления на уроках истории и обществознания

Никифорова Анастасия Валерьевна,
учитель истории и обществознания МБОУ «Школа №23» Ново-Савиновского района г. Казани, призёр республиканского этапа конкурса «Учитель года 2017 в номинации «Педагогический дебют»


Мне хочется все время танцевать!

Мазурку, танго, в вальсе закружиться.

Безудержно чечетку отбивать-

Пусть этот танец бесконечно длится...

Мне семь лет... Музыка действует на меня волшебным образом. Она наполняет мое тело, завихляется в области сердца и расширяется, я начинаю двигаться и соединяюсь с музыкой. Восторг, полет, счастье, кажется, в груди вот-вот что-то лопнет, это и страшно и сладко одновременно. Испытав это чувство однажды, я жажду получить его снова и снова, я танцую, едва услышав музыку. Характер музыки не имеет значение, включаясь в гармонию звуков, мое тело движется, я кружусь, и абсолютное счастье переполняет меня.

Весь зал залит светом. Нервно перебираю подол юбки желтого сатинового платья, сшитого мамой, на руках множество браслетов (некогда кольца от штор). Выхожу на паркет, теряю равновесие ...и просыпаюсь.

Танцуя, собираюсь на работу. Можно сказать, иду по жизни «танцуя». Все то, что я сейчас делаю, весь педагогический процесс, это тоже «танец», постоянное движение, движение вперед...

Конкурсное испытание «Методический семинар»

Использование технологии дизайн – мышления на уроках истории и обществознания

Актуальность

Ежегодно, педагоги озвучивают одну и ту же мысль: «Нынешние дети значительно слабее детей предыдущего выпуска». Я слышала это будучи учащейся, слышу это и третий год, став учителем. Невольно удивляешься, как до сих пор подобная «эволюция» не довела детей как минимум до уровня обезьян. Я думаю, вы согласитесь со мной, что дети, несомненно, стали другими. Изменяясь адекватно окружающему миру, просто стали иначе мыслить и говорить.

Их мышление стало клиповым. Оно характеризуется поверхностностью, образностью, интуитивностью. В связи с этим, наряду с ухудшением некоторых познавательных процессов, сегодня мы наблюдаем несформированность учебного мотива, отсутствие интереса к процессу учения, о чем говорит в своей работе «Психология современного подростка» Фельдштейн Давид Иосифович.

Проблема

Таким образом, возникает очевидный конфликт особенностей мышления разных поколений, приводящий в условиях образовательных систем к существенному снижению эффективности традиционных методов образования и стилей преподавания.

В связи с этим очевидна необходимость поиска новых форм и методов преподавания, технологий, учитывающих актуальные особенности учащихся и повышение мотивация к обучению, которая играет важную роль в профессиональном и личностном самоопределении.


На протяжении двух лет совместно с психологической службой школы я осуществляю диагностику учебной мотивации учащихся, интереса к изучению истории и обществознания.

Цели, задачи, новизна, теоретические выкладки, основная идея

Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что цель современных образовательных технологий - обеспечить эффективность образовательного процесса не только за счет внедрения технических новшеств, но и за счет использования педагогами приемов построенных на знаниях особенностей мышления современного поколения.

Одной из таких технологий и является технология дизайн - мышления. Дизайн – мышление как направление деятельности возникает во второй половине XX века, в Стенфордском Университете и создавалась под запросы административного персонала и бизнес-сообществ.

Родоначальник современного типа дизайн - мышления Тим Браун акцентирует, что design thinking — новая эмпирическая модель принятия решений в нестандартных ситуациях, стремящимся не только потреблять, но и каким-то образом влиять на качество жизни. И, в отличие от аналитического мышления, использует не критический анализ, а творческий процесс.

Технология реализации идеи (преимущества)

В основе стэнфордского процесса дизайн - мышления лежат пять этапов: «Понимание», «Фокус», «Идеи», «Прототип», «Тест»

Моим вкладом в применение технологии дизайн-мышление, стала адаптация этих стадий в классно-урочную систему для решения учебных задач, выделение необходимых правил групповой деятельности и установки к выполнению работы на каждом этапе, которые вы могли видеть на уроке.

1) Понимание или Эмпатия. Этот этап подразумевает доскональное изучение проблемы, сбор всей возможной информации На этот этап может уйти неделя, если изначально нет никаких данных. На уроке же мы изучаем имеющиеся видео, результаты тестирований, выводы исследователей. Это этап совмещен с мотивацией.

2) Фокус. На этом этапе команда структурирует полученные данные, анализирует проблему. На уроке это был этап получения нового знания.

3) Генерация идей. Здесь учащиеся в формате мозгового штурма ищут пути решения проблемы и предлагают различные варианты. Учителем же задаются критерии, обязательные для продукта. Вчера наши критерием был размер бюджета и оформление в виде конвертов.

4) Прототипирование. Этот этап подразумевает быстрое создание прототипа модели решения проблемы. На уроке, он может занимает большую часть, в нем и формируется некий образовательный продукт.

5) Тестирование. Здесь учащиеся представляют свое решение классу, получают рекомендации.

Такая деятельность обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала всеми учениками, но и развитие самостоятельности, коммуникабельности. Воспитываются такие качества как интеллектуальность, широкий кругозор, ораторское искусство, уверенность в своих силах.

Основными направлениями моей деятельности на уроках стало применение следующих методов:

1. Визуализация информации

Метод Визуализации информации-представления информации в виде оптического изображения (например, в виде рисунков и фотографий, графиков, диаграмм, структурных схем, таблиц, карт и т. д.).

Для выявления конкретных инструментов построения урока мною были изучены работы Дэвида Сиббета «Визуализируй это!», Дэна Роэма «Визуальное мышление», Дмитрия Лазарева «Быстрое решение проблемы при помощи стикеров». По мнению Дэвида Сиббэта, благодаря визуализации мы начинаем осмысленно относиться к используемой нами информации, метафорам и начинаем генерировать новые идеи в ходе коллективного творческого процесса. Использование визуального метода, как основного в дизайн-мышлении, имеет ряд преимуществ:

1) Активное участие.

2) Панорамное мышление

3) Групповая память

2. Метод ассоциаций

Эффективным является и метод ассоциаций. Ценность идеи – наличие у каждого учащегося своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная тема. На пройденном уроке ключевой ассоциацией был корабль и его элементы, ассоциировали с бюджетом, доходом и расходом.

Ассоциации позволяют детям учиться мыслить раскрепощено, при этом оказывается задействованным эмоционально-чувственный аспект восприятия, что делает обучение более эффективным и насыщенным.

3. Метод кейс-стади

Метод case-study - метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций из реальной жизни.

Виневская А.В. в своей работе «Метод кейсов в педагогике: практикум для учителей и студентов» акцентирует, что несомненным является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей обучающихся, позиций, жизненных установок.

4. Использование различных источников информации.

Анализ учебно-методических комплектов показал недостаточность вариативности информации и наличия компетентно-ориентированных заданий, поэтому дополнительно к материалам учебника на уроке я использую различные источники информации, в том числе первоисточники и Интернет-ресурсы. Привлечение различных источников способствует формированию умений учащихся самостоятельно анализировать, сравнивать и систематизировать содержащийся в них материал, позволяет развивать и расширять познавательный интерес у школьников, активизирует внимание. На уроке был представлен отрывок из жизни семьи.

Условия реализации опыта, риски и ограничения

Итак, главными условиями реализации технологии дизайн – мышления является визуализация информации, использование всего пространства учебного кабинета, разнообразные источники информации и наличие средств для визуализации: плакаты, стикеры, цветная бумага, фломастеры и современные он-лайн сервисы и приложения. Конечно же, на начальном этапе, при подготовке к таким урокам от учителя требуется немало усилий и затрат, как временных, так и материальных. Для учащихся, самым трудным является принятие структуры работы, четкое разделение обязанностей и личная ответственность за результат каждого участника группы. Однако сам процесс и итог воспринимается с большим интересом и выдает высокие результаты.

Представление результатов (примеры, достижения, критерии оценивания)

Главным измеримым результатом в дизайн - мышлении является создание прототипа продукта или услуг, ориентированных на человека. Начали мы с малого: сначала это были скетчи по теме «Виды экономических систем» в 10 классе, инфографика по теме «Общение» и «Конфликты» 6 класс, исторические макеты, выполненные на уроке и внеурочное время «В рыцарском замке», «Храм-памятник воинам, павшим при взятии Казани Иваном Грозным», «Сословия Руси», «Культура Руси 14-15 вв». Инфографика была вывешена на стенах, а макеты расставлены таким образом, что бы все учащиеся могли с ними познакомиться. Затем исследовательские работы по теме «Слободы Казани», в которых ребята исследовали прошлое, настоящее и представили свое видение будущего Казанских слобод. При изучении темы «Права и обязанности подростка» учащиеся анализировали соответствие школьного устава конвенции о правах ребенка и убедились, что Устав не нарушает их прав. Работа была представлена на школьной конференции.

Проекты из футуристичных, например, «Школа будущего» переросли в реальные и осуществимые. На уроках истории, решая проблему низкой осведомленности о деятелях эпохи Просвещения, была разработана серия викторин по музыкальным и художественным произведениям, которую сейчас использую я, наши учителя искусства и музыки. Так же, учениками была предложена модель освещения информации о деятелях Эпохи Просвещения на электронных информационных табло в вагонах метро. На данном этапе идут переговоры с МУП «Метроэлектротранс». На уроке обществознания в 8 классе учащиеся пришли к выводу, что в помощи нуждаются не только люди, но и братья наши меньшие, и совместно с МДОО «Цвет Солнца» нашей школы организовали акцию «Помоги птицам зимой». Результатом деятельности учащихся на уроке обществознания в 7 классе по теме «Лидер» стало создание кружка «Юный оратор» и исследовательская работа «Лидер в современном обществе», которая заняла 2 место на городской конференции. Важным для меня является то, что представляли ее учащиеся, которые раньше всегда избегали публичных выступлений и даже устных ответов на уроке. Изучение убрАнства домов феодалов позднего Средневековья переросло в реализацию своих дизайнерских и инженерных способностей. Учащиеся сконструировали камин для классного кабинета. В 10 классе излюбленной формой проведении уроков являются дебаты, подготовка к которым теперь тоже проходит с помощью дизайн – мышления. Проект «Историческая игротека» был представлен на Форуме «Открытие Талантов», получил высокую оценку экспертов и был реализован в нашей школе.

В связи с изложенным выше, можно сделать вывод о том, что количество учащихся, участвующих в различных видах внеурочной деятельности по предмету ежегодно увеличивается, а значит, растет интерес учащихся к моим предметам. Это подтверждает и положительная динамика количественных показателей результатов анкетирования, изучения учебной мотивации по предметам «История», «Обществознание».

Так же На графиках мы видим, что общий процент детей, обладающих высоким уровнем учебной мотивации, вырос по сравнению с прошлым учебным годом.

Диссеминация (представление, внедрение в практику школы)

Умение транслировать свой профессиональный опыт является обязательным для современного учителя, развивает его профессиональную компетентность и стремление к саморазвитию. Поэтому я охотно знакомлю своих коллег с технологией дизайн - мышления на открытых уроках, педагогических советах, провожу мастер-классы с использованием данной технологии на семинарах разного уровня. И имею положительные отклики.

Выводы, рекомендации.

Применение этой технологии охватывает всю учебную деятельность школы, дизайн мышления не заканчивается на уроке. В Европе большое количество школ применяющих данную технологию: В Гданьске целый район был благоустроен на основе проектов учащихся.

В нашей стране, в Калиниграде, студентами магистратуры БФУ был реализован проект создание велодорожек в городе. Передовые ВУЗы страны, такие как НИУ ВШЭ и МГИМО, Школа № 1251 им. Шарля де Голля в Москве, Гимназия № 2 в Новосибирске активно применяют этот метод в образовательной деятельности. Есть лишь одно но - общая информация находится в широком доступе, но единого методического сборника применения технологии в классно-урочной системе нет. Поэтому в перспективе я вижу создание такого сборника с описанием собственного педагогического опыта, разработки уроков, сценариев мероприятий внеурочной деятельности, которые представлены на моем сайте, результатами исследовательской работы по данному направлению.

Применение технологии дизайн - мышления на уроках – это предоставление возможности творить. Но ребенок сам должен прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться. А задача учителя заключается в том, чтобы мотивировать учащихся на это, помочь им совершать свои маленькие открытия.

Я думаю, что за этой технологией будущее и овладение им в школе – позволит учащимся с легкостью решать последующие учебные задачи, а так же применять его в жизни.

Ведь современная школа должна готовить к будущей жизни, помогать жить в реальной действительности. Ну а я, лелею дерзкую мечту-помочь детям становиться людьми, которые смогут встроиться в этот мир, что бы потом его изменить!


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций