Аглямова Алиса Габдрашитовна, учитель географии
СОШ №170 Ново-Савиновского района г.Казани, Победитель городского этапа, номинант республиканского этапа конкурса «Учитель года 2017» в номинации «Педагогический дебют»
С большим уважением я вспоминаю свою первую учительницу Колесникову Нину Владимировну, которая много лет посвятила себя любимому делу. Любовь и мудрость, профессионализм и творчество, улыбка и хорошее настроение – все это было ее отличительными особенностями. Добрая и серьезная, внимательная и справедливая, умная и красивая, задумчивая и творческая, она в каждом ученике видела личность и уважала ее. На уроках всегда царила атмосфера доброжелательности и взаимопонимания. Чувствуя доброе отношение к себе, мы отвечали ей тем же, делились с ней своими радостями, огорчениями, мечтами и планами. А как объясняла Нина Владимировна учебный материал! Заслушаешься! Она передавала нам не только знания, но и свою доброту, оптимизм. Могу смело сказать, что мы получали в дар частичку души своего учителя. Мы были для нее родными детьми. А она была для нас настоящим учителем.
Для меня учитель – это не просто профессия. Это понятие, включающее в себя многие жизненные смыслы: любовь, долг, доброту и строгость. Причем это не чередование доброты и строгости, а именно сочетание названных качеств. Каждый мой ученик развивается, взрослеет, умнеет не без моего участия. И это является основанием и для гордости, и для огромной ответственности. Научить детей мыслить - значит научить правильно формулировать вопросы, искать на них ответы. И кто, как не учитель, должен суметь ответить на любой вопрос. Значит, надо постоянно учиться и совершенствоваться.
Конкурсное испытание «Мастер – класс»
Тема
«Мы пришли в этот мир, чтобы сделать его лучше.
А иначе зачем мы здесь?»
На слайде появляются фотографии сонливого человека, агрессивного человека, больного человека, человека с переменным настроением. А в центре слайда рисунок крупного мегаполиса.
Мастер: Скажите, пожалуйста, что вы видите на слайде?
Зрители: комментируют фотографии.
Мастер: Как вы думаете, с чем это связано?
Зрители: Это связано с проживанием людей в крупном мегаполисе, где очень плохая экологическая обстановка.
Мастер: Как известно 2017 год в России объявлен годом экологии. Если человек живет с заботой об окружающей среде – это означает, что будущее Земли для него не пустой звук. И моя задача, как современного учителя способствовать формированию у учеников основ экологической культуры.
На слайде появляются рисунки различных экологических проблем.
Мастер: Скажите, пожалуйста, какие экологические проблемы изображены на картинах?
Зрители: Опустынивание, таяние ледников, загрязнение атмосферы и гидросферы, нехватка питьевой воды, глобальное потепление.
Мастер: Для формирования экологической культуры у своих воспитанников я применяю метод моделирования.
Сегодня я предлагаю Вам создать модель сознательного человека, который заботиться о своем здоровье и об окружающем его мире (Обращает внимание на манекен, который стоит на сцене).
Незаменимым помощником на моих уроках является использование различных видеофрагментов, которые позволяют концентрировать внимание учащихся и активизируют познавательную деятельность.
Внимание на экран.
Зрители: просматривают видеофрагмент из фильма «Афоня»
Мастер: Думаю, Вы все узнали этот фильм. Как он называется?
Зрители: «Афоня».
Мастер: Кто знает фамилию персонажа?
Зрители: Борщов.
Мастер: Скажите какую ошибку совершил слесарь-сантехник Борщев А.Н.
Зрители: воду не закрыл; не передал знания о том, что воду надо беречь, воду надо экономить.....
Мастер: Теперь давайте представим, что слесарь-сантехник Борщов А.Н. стал экологически сознательным человеком.
Перед вами текст, в котором отображается один день товарища Борщова. Работая с текстом, выделим действия Борщова А.Н, которые способствуют сохранению окружающей среды.
На слайде появляется текст: «Борщев А.Н., слесарь-сантехник, прочитав книгу "Пределы роста" незамедлительно принял душ, одел хлопковую рубашку и отправился на велосипеде за новой стиральной машиной. Вечером того же дня на собрании собственников ТСЖ он выдвинул рационализаторское предложение о сборе макулатуры и озеленении придомовой территории. С чувством выполненного долга, отужинав овощным салатом, Борщев А.Н., не включая телевизор, лёг спать»
Зрители: читают текст и выделяют в нем действия Борщова А.Н. и комментируют их.
Мастер: (по мере ответов зрителей, надевает на манекен хлопковую рубашку; прикрепляет на брюки картинки: человек на велосипеде, сбор макулатуры, зеленые насаждения, энергосберегающая лампочка; ставит бумажный пакет с овощами и фруктами рядом с манекеном).
Согласитесь, что мы с вами из своих уроков, которые были в детстве, помним какие-либо интересные факты, которые приводили нам наши учителя. Вот и на своих уроках я стараюсь использовать это при помощи игры «Верю, не верю».
На слайде появляется текст «Верите ли Вы, что на пересылку спама ежегодно затрачивается 33 миллиардов кВт/ч электроэнергии, что сопровождается выбросом в атмосферу около 17 миллионов тонн углекислого газа (как три миллиона автомобилей)»
Зрители: соглашаются или не соглашаются с фактом и аргументируют свой ответ.
Мастер: Использование кинофрагментов также позволяют показать детям всю красоту нашего удивительного мира. Давайте представим, что наш товарищ Борщов А.Н. отправился в путешествие и побывал в различных уголках нашей планеты. Внимание на экран.
Зрители: просматривают видеофрагмент из кинофильма «Утомленные солнцем пустыни».
Мастер: В чем уникальность той территории, в которой снимался этот фильм?
Зрители: Там очень жарко и сухо.
Мастер: Как вы думаете, что это за природная зона?
Зрители: Пустыня.
Мастер: Просмотрите следующий видеофрагмент.
Зрители: просматривают видеофрагмент из кинофильма «Белый плен».
Мастер: А чем неповторима местность. В котором снимался этот фильм?
Зрители: Там холодно в течении всего года, всегда лежит снег и только там обитают пингвины.
Мастер: Что эта за природная зона?
Зрители: Арктическая пустыня.
Мастер: У нас получилось создать модель экологически сознательного человека.
«Хочешь изменить мир, начни с себя»
Если каждый из сидящих в этом зале постарается приблизиться к этой модели, пропустит мысль о сохранение окружающей среды через себя и сбережет ее в своем сознании, то планета Земля сохранит свою первозданную красоту и естество для наших потомков.
Мастер: рассказывает притчу «Великая школа природы»
Однажды пришёл человек к учителю и, поклонившись, сказал:
- С малых лет мне пришлось работать, но я никогда не учился. Хотя я уже не молод и не богат, прошу, возьмите меня в ученики.
- Хорошо, - ответил учитель,
Каждое утро учитель приходил в школу за час до занятий, чтобы приготовить всё необходимое. Но новый ученик пришёл ещё раньше и вымыл школу до блеска.
- Когда ты всё успел?! - удивился учитель.
- Солнце научило меня вставать с первым лучом- ученик.
Грамота давалась новичку тяжело, но он упрямо говорил:
- Я одолею знания, как горные реки одолевают скалы. Они научили меня упорству.
Младшие ученики часто подшучивали над новичком. Сначала он не обращал внимания на их шалости, но потом решил поговорить с одним озорником. Тот испугался и залез на высокое дерево. Вдруг ветка под юношей хрустнула, и он полетел вниз. Новый ученик мгновенно подставил под падающее тело свои сомкнутые кольцом руки. и оба покатились кубарем по траве. К счастью, они отделались только ушибами.
- Прости меня, товарищ, - попросил юноша.
- Я не сержусь. Моя мать велела мне учиться прощению у земли. Земля всегда прощает людей, - ласково ответил новичок.
- А чему ты ещё научился у земли? - поинтересовался учитель.
- Много чему,- У цветов я научился любви, у воды - чистоте, у полей - щедрости.
- Оказывается, ты много и успешно учился. Великая школа природы - главная школа жизни, - одобрительно заметил учитель.
А на уроках, кто как не учитель воспитает любовь к природе и научит заботиться о ней. И, если сердца наших воспитанников будут чистыми и открытыми, они постараются сделать мир таким же.