Конкурсное испытание «Методический семинар»

Владимир Геннадьевич Мишурин, учитель физики СОШ №68 Приволжского района г.Казани,
лауреат республиканского этапа конкурса «Учитель года 2017»


Я - представитель учительской династии Кирушиных – Мишуриных. Ди-нас-ти-я! Как здорово! Как гордо! А началось всё с дедушки, с Михаила Григорьевича Кирушина, учителя истории, всю жизнь посвятившего сельской школе. Именно он привил мне интерес к предмету, любовь к будущей профессии. Конечно, мой дедушка живёт во мне!

Мои родители тоже преподаватели. Влюбленные в свою профессию, они научили меня восхищаться учительским трудом. Родители, мои первые педагоги, и по сей день остаются для меня примером служения своему делу. Выбор предмета – физики - связан с ещё одним представителем нашей династии – Ниной Павловной Кирушиной, учителем математики, сестрой мамы. А я просто продолжаю семейную традицию. Но как это не просто!



Конкурсное испытание «Методический семинар»

Добрый день, уважаемые коллеги.Я — учитель физики школы №68, Мишурин Владимир Геннадьевич. В рамках методического семинара на тему «Формирование мотивации учащихся в процессе обучения физике через электронные образовательные ресурсы» хочу представить вашему вниманию опыт моей педагогической деятельности.

Когда я пришел работать в школу, обратил внимание на то, что учащиеся мало заинтересованы изучением физики. Провел анкетирование учащихся по тестам Ильина Е.П. по следующим критериям: интерес к физике, познавательная активность, творческие и исследовательские способности, уровень мотивации, ИКТ компетенции. По всем критериям преобладает низкий уровень, результаты которого представлены на диаграмме

Возник вопрос: « Что делать?» По результатам тестирования наибольшим процентом высокого уровня была ИКТ компетенция, т.к. дети большую часть своего свободного времени проводят в интернете. Поэтому я, для решения проблемы использовал ИКТ компетенции и поставил перед собой цель: создать на уроке условия для развития познавательной активности учеников, заинтересовать своим предметом, удержать этот интерес, доказать значимость полученных знаний в дальнейшей жизни, мотивировать на изучение физики через ЭОР.

Определил следующие задачи:

-показать мир через призму физических законов и явлений, заинтересовать ученика и вовлечь в процесс познания мира;

-формировать целостность картины мира в сознании учеников, организовать творческую активность;

-подготовить ученика к комфортной жизни в условиях информационного общества, формировать умение принимать оптимальное решение.

На данном этапе определил степень изученности данной проблемы. Теоретические положения по проблеме применения ЭОР на уроках физики основывались на концепции контекстного обучения А.А. Вербицкого и идеях компьютерного обучения Е.И. Машбица.

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным.

Современный урок невозможно представить без внедрения инновационных технологий. Они помогают эффективно организовать работу на уроке, способствуют повышению качества знаний. Новизна опыта заключается в комбинировании элементов известных методик и технологий. К ним относятся проблемно-диалогическая технология, игровая технология, технология проектного обучения, экспериментально-исследовательская технология, арт-технология, кейс-технология, ИКТ технология. На уроке использую такие виды ЭОР: динамические и статические иллюстрации, видеодемонстрации экспериментов, природных явлений, мультипликации, видеозаписи работы машин и механизмов, Online – test «plickers», сайты популяризаторы науки, социальные сети .

Существует большое количество типов уроков, позволяющих повысить уровень мотивации учащихся. Наиболее часто я использую такие типы уроков:

-урок решения цепочки экспериментальных задач;

-урок сотрудничества и экспериментов учащихся;

-урок – митинг;

-урок – диспут.

-уроки, насыщенные развивающими и творческими задачами.

Изложение материала на уроках, я стараюсь делать максимально доступным, учитываю все типы восприятия информации. Для визуалов – демонстрация опытов, видеофильмов. Для аудиалов использую видеофильмы, изменение тона, тембра голоса, для кинестетов привлекаю ощущение запахов, вкусовых качеств. Для дигиталов – на протяжении всего урока даю возможность анализировать и делать логические выводы. На уроках систематически использую следующие задачи:

1. Задачи с неопределенностью при постановке вопроса, с неполным условием.

2. Задачи с частично неверными сведениями в условии и на поиск ошибок в решении.

3. Задачи с «черным ящиком».

4. Задачи, позволяющие овладеть методом познания.

5. Задания на поиск и объяснение народных погодных и бытовых примет.

На своих уроках во главу угла ставлю не изучение физических законов, а учащиеся сами выводят физические законы, используя природные явления, примеры из жизни, из других предметных областей.

Нестандартные уроки с использованием электронных ресурсов способствуют высокой активности и заинтересованности учащихся. При этом процесс обучения строится так, что учащиеся ищут связь между новыми и уже полученными знаниями, принимают альтернативные решения, совершают «открытие»; формируют свои собственные идеи и мысли с помощью различных средств; взаимодействуют друг с другом. Это повышает качество знаний по предмету, оказывают положительную динамику на средний балл по ЕГЭ, на количество участников ЕГЭ.

Я пополняю свои запасы методической копилки видеоматериалами к каждому уроку, систематизирую дидактический материал, методические разработки выставляю в сети Интернет. Критерием результативности деятельности учителя являются не только достижения обучения, но и эффективность участия школьников в конкурсных мероприятиях – олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах и викторинах предметной и метапредметной области, которые представлены на диаграммах.


Я считаю своим достижением то, что в школе организовал «Школу юного физика». Мотивировать учащихся к изучению физики в процессе внеклассной работы позволяют задачи и ситуации, которые встречаются в реальной жизни (экскурсии на предприятия, окружение дома и т.д.). Поиск их решения подталкивает подростков вникнуть в изучение физических явлений и законов. В кружке распространена особая форма общения - ученик, который пришел на кружок первый год, может обращаться с вопросами, которые его интересуют не только к учителю или к ученому, но и к остальным участникам кружка (назовем их специалистами). Таким образом, идет взаимодействие не только «учитель – ученик», «ученый-ученик», но и «ученик – ученик». Это взаимодействие происходит и через интернет ресурсы. Эффективность данного общения прослеживается при подготовке к урокам, олимпиадам и т.д. Поиск информации является для подростков неотъемлемой частью работы в кружке. Результатом этой работы является создание базы ЭОР, которую можно использовать при решении тех или иных задач. Ученики дополняют базу моего сайта и сайта кружка «В контакте». Т.о. я «всемирную паутину» превратил в канал популяризации науки физика. Меня радует, что это осуществляется успешно.

Учитель — творческая личность, для которой важна оценка его труда, отношение к нему окружающих. Творчество всегда предполагает профессионализм. Регулярно участвую в профессиональных конкурсах. Любой конкурс – это начало, точка отсчета, своеобразный способ «перевернуть» свою жизнь, подвергнуть достигнутое беспристрастному анализу коллег. Свой педагогический опыт представляю на семинарах, конференциях различного уровня, на открытых уроках, в статьях. В конкурсе «Физический калейдоскоп» занял 1 место. В конкурсе «Учитель года» в 2016 г. – 1 место в районе, в 2017 г. – 2 место в городе.

Подводя итоги своей работы за прошедший период, можно отметить, что использование ЭОР на уроках физики расширяет возможности мотивации школьников к изучению предмета:

· расширяют возможности образовательной среды;

· ускоряют процесс обучения;

· формируют метапредметные УУД;

· повышают интерес обучающихся к предмету;

· улучшают качество усвоения материала;

· дают возможность избежать субъективности оценки;

· позволяют индивидуализировать процесс обучения.

Об эффективности использования ЭОР для повышения уровня мотивации на уроках физики свидетельствуют результаты исследования. Полученные данные говорят о положительной динамике.


Перспективные направления своей работы:

— Дальнейшее расширение базы ЭОР, создание иллюстрированного методического пособия «Нет волшебства, а просто физика »

— Разработка комплектов электронных дидактических материалов по предмету для учащихся с разным уровнем мотивации;

— Обсуждение опыта по исследуемой проблеме на семинарах, конференциях разного уровня;

— Продвижение персонального сайта-портфолио в сети Интернет, корректировка основных разделов, размещение в нем авторских методических материалов.

Хочу закончить свое выступление словами Конфуция: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, и шагать в ногу со временем, достоин быть Учителем».



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций