Урок по литературному чтению в 3 классе

Файзрахманова Наиля Райхановна, учитель начальных классов
МАОУ «Гимназия №139» Приволжского района г. Казани,
номинант республиканского этапа конкурса «Учитель года 2017»


Стремительно летит время. Кажется, совсем недавно я начала работать в школе. Мои первые ученики. Их так много! 48 человек! И я, 19-летняя девушка, начинаю свой первый урок. Сомнения...Чему я их научу? Та, у которой и своих-то детей ещё нет, та, которая вчера сидела за партой? Я осознаю, что это не преддипломная практика и не пробные уроки. Я – учитель!

...Сколько надо любви и огня,

Чтобы слушали, чтобы верили,

Чтобы помнили люди меня.

Я благодарна судьбе, что она свела меня именно с этими ребятами в первый год работы в 22 школе, где начинала свою педагогическую деятельность. Вместе с детьми и их родителями я училась и учила. Мои первые ученики, озорные и тихие, смешные и серьёзные, были моими маленькими учителями. Помните, как в песне А.Дольского: «Мне кажется – я их чему-то учу, а это они меня учат».

Урок по литературному чтению в 3 классе (УМК «Школа 2100...»)

Тема: «Каждый ли клёст может стать капитаном? Ю. Коваль. Капитан Клюквин».

Цель: прочитать и проанализировать с учащимися рассказ Ю. Коваля «Капитан Клюквин»

Задачи:

знать: название произведения, автора произведения

понимать: почему рассказ называется «Капитан Клюквин»

применять: выборочно читать отрывки из текста по заданию учителя, находить в тексте ответы на вопросы учителя

анализ: высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, объяснять причины поступков героев

синтез: уметь пересказать, расположить сюжетные картинки в правильной последовательности

оценка: оценивание знаний о писателе Ю. Ковале и его рассказе для расширения кругозора и формирования читательских компетенций



Оборудование: мультимедийная доска, учебник, портрет Ю. И. Коваля, выставка его книг, толковый словарь В. И. Даля, иллюстрация клеста, макет телевизора, аудиозапись пения клестов, аудиозапись 6 части рассказа, карточки для индивидуальной, парной и групповой работы, смайлики, сюжетные картинки к рассказу, стикеры.



План урока:

1. Организационный момент.

2. Работа с текстом до чтения.

3. Речевая разминка.

4. Работа с текстом во время чтения.

5. Физминутка.

6. Работа с текстом во время чтения.

7. Работа с текстом после чтения.

8. Рефлексия.

9. Домашнее задание.

10. Подведение итогов урока.

Ход урока:

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

Вы любите уроки литературного чтения?

За что вы их любите?

- Что сегодня хотите получить от урока?

Начните с фразы: «Сегодня на уроке мне хотелось бы ...» Сл.1

- А чтобы всё получилось на уроке, что для этого необходимо делать?

- Итак, мы нацелили себя на серьёзную работу.

2. Работа с текстом до чтения.

а) - Сегодня мы познакомимся с новым писателем. Сл. 2

Кто знает его?

Это Юрий Иосифович Коваль.

Родился он в Москве. Его мама была врачом. Папа служил в уголовном розыске. Ещё в школе он начал писать стихи. Прекрасно рисовал, что позволило ему стать настоящим художником. После окончания Московского педагогического института работал учителем русского языка и литературы в нашей республике в Лаишевском районе. Когда вернулся в Москву, привёз первые свои рассказы и рисунки. О чём же он писал? (обращаюсь взглядом к выставке его книг). В основном, он писал о природе. Природа и люди в его произведениях живут в полном согласии друг с другом. Они переведены на многие языки мира.

б) - Прочитайте название произведения («Капитан Клюквин»)

Как вы думаете, о чём оно? (Учебники у всех закрыты.)

А кто такой капитан? Давайте поразмыслим.

- А вы (обращаюсь к 1 парте) поработайте с толковым словарём.

Как же объясняет значение слова капитан Владимир Иванович Даль?

(Ученик читает значение слова из словаря.)

Капитан:

1) военный офицерский чин;

2) начальник судна, корабля;

3) глава спортивной игровой команды

- Как вы считаете, какими качествами должен обладать капитан? (Должен быть сильным, отважным, идти к намеченной цели...)


в) - Давайте посмотрим на иллюстрацию к данному произведению.


Предположите, о чём пойдёт речь.

Сколько разных мнений!

А как можно проверить все наши предположения? (Нужно прочитать произведение.)



3. Речевая разминка.– Давайте встанем, правильно подышим, как это делают дикторы на радио и телевидении.

Вдох – через нос. Выдох – через рот.

(Вдох/выдох, вдох/ выдох...)

Проговорим скороговорки.

Помним: чем быстрее речь, тем чётче должна быть дикция!

- У ужа – ужата.

- У ежа – ежата.

Я вам задам ритм. Проговариваем 3 раза подряд с ускорением.

По аналогии проговариваем скороговорку «Все бобры добры».

Теперь вы готовы читать текст?

4. Работа с текстом во время чтения.

а) Словарная работа.

В тексте встретятся трудные слова. Что такое «жёрдочка»?

«Пришпорил» - как понимаете?

(Жёрдочка – перекладина в птичьей клетке

Пришпорил – от слова «шпора». Пришпорил, т.е. подхлестнул, поторопил, вцепился)

б) Чтение 1 части произведения.

- Откройте учебники на с. 90.

- Давайте правильно сядем.

- Ребята, действие происходит в Москве, в районе, который называется Сокольники. После чтения вы должны будете ответить на вопросы.

(Начинает читать учитель, продолжают читать дети.)

- Проверим, насколько вы были внимательными при чтении.

Обратимся к Карточке № 1. Подпишите её.

1. Какое время года стояло на дворе?

2. Какую птицу купил автор на рынке?

3. Куда он поставил клетку?

4. Какого цвета было оперенье у птицы?

5. В честь какой ягоды птица «получила» фамилию?


- Запишите краткие ответы рядом с вопросами. Даю 1 минуту.

Время вышло.

- Давайте проверим.

(Дети отвечают на вопросы полным предложением.)

- Критерии оценивания таковы: «5» – без ошибок,«4» – 1-2 ошибки

Возьмите простой карандаш и в правом нижнем углу поставьте соответствующую оценку.

(Спросить, кто как справился.)

- Отложите Карточку №1 в сторону.

- Ребята, а вы поняли, почему клест получил такое необычное имя – Капитан Клюквин?

- Подтвердите словами из текста (вывешиваю картинку клеста).


- Возникли ли у вас вопросы к автору после чтения 1 части?

- А я бы спросила: - Каждый ли клёст может стать капитаном?

- Именно так я сформулировала тему урока.

«Каждый ли клёст может стать капитаном?

Ю.И.Коваль «Капитан Клюквин»

в) Чтение 2 части.

- Продолжаем знакомство.

Как же прошла первая ночь? Об этом узнаем из 2 части.

( Читают дети по смысловым частям.)

( По ходу чтения объясняем значение некоторых слов и выражений.)

После чтения 2 части:

- Обратимся к Карточке №2.

Будем работать в группе.

- Пронумеруйте в правильной последовательности слова.

- Группы №1 и №3 – Как менялось настроение рассказчика?

- Группы №2 и №4 – Как менялось пение клеста?

Даю 1 минуту. Можно пользоваться текстом.

- Время вышло.

- Проверим по эталону.

Группы №1, №3 – настроение автора.


Группы №2, №4 – пение клеста.


- На столах лежат смайлики. Оцените работу своей группы. Поднимите соответствующий смайлик.

Молодцы!

(Если есть ошибки, говорю: «Думаю, к концу урока вы сможете безошибочно ответить на все вопросы».)

- А вам бы хотелось услышать пение клеста?


г) - Вашему вниманию представляем передачу «В мире животных»

Прошу диктора занять своё место (подготовленный ученик «ведёт» передачу)

- Ребята, сядьте правильно и удобно. Настроились на тишину.

После диктора:

- Что особенного узнали о клестах?

5. Физминутка. - Давайте представим себя клестом.

Встаньте. Задвиньте стульчики.

Повторяем за мной слова с движениями.

Я клёст, и ты клёст.

У меня нос, и у тебя нос.

У меня щёчки гладки, и у тебя щёчки гладки.

У меня губки сладки, и у тебя губки сладки.

Я твой друг, и ты мой друг.

Мы два друга любим друг друга.



6. Работа с текстом во время чтения.

д) Чтение 3 части «по цепочке».

При чтении 3 части нам встретятся трудные слова.

Давайте потренируемся в их чтении. Читать будем как Мямлики и Шустрики.

Мямлики читают по слогам.

Шустрики – целыми словами.

- Будьте внимательны. Начинает читать 4 группа.

О-то-ро-че-ны – оторочены

Че-шу-ин-ку – чешуинку

Смо-ля-но-е – смоляное

О-плыв-ша-я – оплывшая

Рас-трё-пан-но-го – растрёпанного

Ко-че-рыж-ка – кочерыжка

Бу-зин-ну-ю – бузинную

После чтения:

- В этой части много эпитетов.

- Обратимся к Карточке №3

Работаем в группе. Прочитайте задание. Даю полминуты

- Проверим по эталону.


- Оцените себя. Покажите соответствующий смайлик.

- Молодцы! Вы – внимательные читатели!

е) Чтение 4 части про себя.

- Здесь происходит быстрая смена действий.

Используя эти глаголы, нужно будет пересказать 4 часть.

(Читают про себя)

- Кто готов пересказать? (1-2 ученика пересказывают у доски.)

Молодец! «5». (Есть дополнения?)

- Как вы думаете, почему Капитан Клюквин всё-таки стал брать еду из рук мальчика? (Отношения стали дружескими, доверчивыми.)

ж) Чтение 5 части учителем.

- Прочитав 5 часть, мы узнаем ещё много интересного о клесте.


После чтения:

- Что ещё узнали о характере клеста? ( Был любознательным.)

- Можно ли сказать, что автор наделил птицу чертами человека?

з) Слушание 6 части в аудиозаписи артистом Алексеем Брахманом.

- Сядем правильно.

- Какая же мечта появилась у рассказчика?

(Слушают аудио.)

После прослушивания:


- Какая же мечта появилась у мальчика?

- Как думаете, почему появилась такая мечта?

- А вам понравился такой необычный дуэт? Даже хочется аплодировать.

7. Работа с текстом после чтения.

- Я предлагаю вам игру. Она называется «Внимательный художник».

- Возьмите Конверт и Карточку №4.

Ваша задача: 1. Расположить иллюстрации в правильной последовательности.

2. Записать в Карточке №4 последовательность расположения иллюстраций.

3. Прикрепить Карточку №4 на доску.

Работаем в группе. Даю вам 1 минуту.

- Договоритесь, кто будет отвечать.

( Прикрепляют Карточку №4 на доску по мере выполнения задания.)

- Давайте проверим.


(Каждая группа говорит по предложению к иллюстрациям:

На рынке мальчик купил клеста.

Он поставил его на подоконник.

Клест сидит в клетке на жёрдочке.

Капитан Клюквин изучает аквариум.)

- Молодцы!

Вернёмся к теме урока.

- Каждый ли клёст может стать капитаном?

8. Рефлексия.

- Интересно было читать про птицу?

- А кто захотел иметь такого клеста? (Вешаю на доску картинку с клестом.)

- А хорошо ли держать лесную птичку в неволе?

- О чём бы попросил клёст, если бы умел говорить? Как вы думаете?

- На столах у вас лежат стикеры. Подумайте и напишите коротким предложением, какой бы совет вы дали мальчику?

- Кто написал, прикрепите стикер на доску.

(Зачитываю советы детей вслух.)

- Ребята, хоть эта птица и может жить в клетке, но это лесная птица.

Если она долго будет жить в тёплом помещении, то у неё потеряется яркий окрас, она станет хилой и вскоре может погибнуть.

В нашей стране есть добрая традиция – посвящать каждый год новой сфере.

Этот год объявлен Годом экологии. Основная задача – сохранение уникальной природы России.

- Я бы тоже, как многие из вас, отпустила бы клеста на волю.

9. Домашнее задание. - Вам захотелось узнать, чем же закончится история с клестом?

(Обязательное домашнее задание – прочитать весь рассказ.

Домашнее задание по выбору: 1) найти информацию о клестах,

2) нарисовать, каким вы увидели клеста.)

10. Подведение итогов урока.

- Сегодня мне понравилось, как работали ... (имена детей).

Лучше всех сегодня читал...

Лучше всех пересказывал ...

Был активен в ответах на вопросы ...

Был самым внимательным читателем ...

- Спасибо вам большое за хорошую работу на уроке! До свидания.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций