Эссе

Родыгин Сергей Иванович, учитель физики СОШ №119 Авиастроительного района г.Казани,
II место в республиканском этапе конкурса «Учитель года 2017»


Учитель! перед именем твоим
позволь смиренно преклонить колени!

Моя жизненная история – это история встреч с удивительными людьми, каждый из которых –Учитель с большой буквы, перед каждым из них хочется «смиренно преклонить колени»!

Вот нас, пятилеток, перевезли из Куярского детского дома в школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, города Волжска Республики Марий-Эл.

С какой теплотой я вспоминаю эти годы! Какой прекрасной была там наша жизнь! Нас учили и воспитывали наши вторые, а может для кого-то и первые, мамы – наши дорогие учителя и воспитатели.

Вот моя первая учительница - Людмила Иринарховна, с ней мы до сих пор дружим. Она для меня – родной человек. Я до сих пор вспоминаю ее рассказы, ее песни и сказки – она прививала нам уважение к культуре и традициям народа мари. Под её руководством я участвовал в сценических постановках на марийском языке, а также играл на национальном ударном инструменте тумыр.

А вот и наша добрая фея - наша воспитательница Валентина Яковлевна. С ней мы все (!) оказались талантливыми детьми! Мы все без исключения были задействованы во всевозможных кружках и школьных постановках. Казалось, месяца не проходило без концерта или спектакля. Чего только не было – яркая и шумная творческая пора! Я удивляюсь сейчас сам, как я все успевал: я посещал хоровое пение и эстрадное пение, осваивал игру на домре, балалайке, контрабасе, был участником танцевальной студии, а также спортивных секций по баскетболу и дзюдо. Кроме того, нашим замечательным библиотекарем Людмилой Васильевной прививалась нам и любовь к книге – и в свободное время мы увлеченно читали. И как мы все успевали?!

Увидев, что меня притягивали не только приключенческие книги, но и различные большие энциклопедии и карты, Валентина Яковлевна изучала со мной вместе географическую карту, и я вскоре запомнил ее так хорошо, что к 5 классу изучал учебник географии за 10-ый класс, без труда мог найти и назвать многочисленные страны, столицы, озера, реки, горы, полуострова, заливы, проливы, моря. Отдельные районы Земли изучал по «многотомнику» Большой Советской Энциклопедии, там масштаб был крупнее.

Переломный возраст 13-14 лет оказался для меня в полном смысле переломным временем. Высшие силы и мои любимые учителя дали устоять во мне разумному началу. После «некоторых событий» я был частым «гостем» у завуча по воспитательной работе Маргариты Васильевны. Со мной терпеливо беседовали о смысле жизни, поступках, которые влияют на выбор в жизни, о том, что надо и не надо делать, чтобы идти верным путём. И Маргарита Васильевна – замечательный учитель математики - искала для меня не способы наказания. Она искала увлечение, и лучшим из них, на ее взгляд, могла стать... ее любимая математика! Я даже не заметил, как стал отличником по математике к концу 7-го класса.

Она радовалась, когда я, ученик 8-го класса, начал выискивать математическую литературу в нашей школьной библиотеке, перебирая всё, что есть. Настоящим кладом для меня стал великолепный «Сборник задач» Марка Ивановича Сканави. Шершавая зеленоватая обложка скрывала под собой более 6000 задач. И этот сборник стал для меня на несколько лет спутником и собеседником.

А в это время уроки физики стал вести Альфред Муннавирович, и я не замечал, как проходят уроки, и ждал нового, потому что там были опыты, неожиданные открытия, сложные интересные вопросы. С этим учителем удивительно легко давалось понимание тем, решение задач. В 9-ом классе он пригласил меня участвовать в видеосъемке физических экспериментов, которые готовил для своей новой авторской работы. За 3 дня съемок я увидел столько необычного! Возможно, эти 3 дня и определили мой будущий выбор – обучение в институте физики.

Но я не забросил первое увлечение – математику! По сборнику М.И. Сканави к концу 11 класса осилил около 3000 задач, решение которых уместилось на страницах 20-и амбарных книг. Это было поистине захватывающее путешествие в математику! Я получил уникальный опыт, который заложил фундамент моей личности. Маргарита Васильевна очень поддерживала меня и радовалась моим успехам. А один случай запомнился мне навсегда.

В 11-ом класс директор школы Сергей Николаевич устроил нас на курсы при филиале КАИ. Там в ускоренном режиме мы проходили математику, и на теме «Логарифмы», которой ещё не было в школе, я «застрял» – неделю бился над одним примером. Одолев его, вскоре я прорешал все уровни сложности задач с логарифмами из упомянутого сборника, что доставило мне огромное удовольствие. В марте Маргарите Васильевне надо было ехать на курсы повышения квалификации, а заменить её уроки было некому. Видя мои успехи в теме «Логарифмы» и в целом в математике, она предложила мне поработать в качестве учителя математики в моём же классе. Не поверите! Две недели вел уроки в своём 11-ом классе, к доске вызывал и даже самостоятельные работы проводил. Одноклассники, конечно, не воспринимали меня всерьез, но задания выполняли, а я проверял. Мне даже заплатили около 170 рублей, чего я никак не ожидал. Конечно, это был удивительный опыт, который, возможно, и повлиял через годы на выбор профессии учителя.

И не могу не вспомнить Наставника, которого уже нет в живых. Это тренер Радий Миннахметович. Знакомство с ним состоялось благодаря учителю физкультуры Фаине Степановне. Она разглядела во мне, семикласснике, будущего спортсмена и выставила на весенние старты городского первенства по легкой атлетике, где я едва не попал в призеры, а позже привела меня в городскую спортивную школу - в секцию легкой атлетики. Под руководством великолепного Радия Миннахметовича удалось выиграть городской весенний кросс среди учащихся- 8-ых классов. В следующем году нам удалось выиграть 400 и 800м на первенстве города по лёгкой атлетике. Радий Миннахметович относился к нам с большим вниманием, а его чувство юмора всегда отлично настраивало на любую сложную тренировку. К сожалению, когда я закончил 10-ый класс, в июне тренер трагически погиб. Это было полной неожиданностью для нас, его питомцев. Чувство скорби, невосполнимой утраты долго не покидало меня. Фаина Степановна тогда меня очень поддержала. И я тренировался в усиленном режиме, самостоятельно. И все победы сезона 11-го класса как на городских, так и на республиканских соревнованиях – были в честь моего тренера. Светлая память замечательному человеку – Радию Миннахметовичу!

И хотя я еще в начале пути, все лучшее, что определило мою жизнь, – от наставников! И Королева наук – математика, и любимая физика! А с Королевой спорта я не расстаюсь до сих пор. Она помогла мне не только развить выносливость и укрепить волю, но и посетить разные страны мира.

Учась в университете, работая в школе, везде, где бы я ни был, с большой теплотой и благодарностью вспоминаю я эти 13 лет в школе-интернате, в которой мудрые, заботливые учителя сделали школьные годы лучшим временем для моего развития, лучшим временем моей жизни. Низкий Вам за это поклон, дорогие Учителя!

И сегодня как учитель вижу, что обучая детей, важно вкладывать в них всю свою душу! Лучшим примером для меня стали мои учителя!

А история встреч с удивительными людьми продолжилась и на физическом факультете Казанского университета, где я учился и погружался в научные поиски, и на Центральном стадионе г.Казани, где тянулся к вершинам спорта, и в школе, дорогу к которой мне открыла судьба.

Здесь меня окружают истинные наставники, наши лучшие учителя – учитель русского языка и литературы Лариса Михайловна, учитель искусства и МХК Анастасия Петровна. Никогда не забуду их методическую помощь в подготовке к урокам, к конкурсным испытаниям!

Учитель, твоё высокое предназначение – вести к успеху детей! Так и меня, как ученика, ведет к успеху команда наших лучших учителей во главе с замечательным директором Татьяной Петровной. Она всех нас заряжает энергией творческого полета и достижения цели, учит преодолевать любые трудности, создает все условия для профессионального развития. Огромное спасибо и низкий Вам поклон!

Считаю профессию учителя школы стратегически важной. Именно он закладывает социально-экономический потенциал будущего развития города, республики, страны. И это очень большая ответственность!

Уверен, создание конкурентоспособной экономики начинается здесь – в школе – с обучения конкурентно способного, успешного школьника.

Без булдырабыз! Мы сможем!


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций