Учитель в моей жизни

Бондарь Ольга Валентиновна, учитель химии МБОУ «Лицей №83» Приволжского района г.Казани,
победитель республиканского этапа конкурса «Учитель года 2017» в номинации «Педагогический дебют»


Учитель – свеча, которая светит
другим, сгорая сам.
Дж. Руффини


Я очень люблю наблюдать за тем, как работают настоящие профессионалы своего дела. Когда опытные руки мастера берутся за дело, работа превращается в целое красочное представление. Но больше всего я люблю наблюдать за тем, как работает учитель.

Кто же такой учитель? Когда-то такой профессии не было, и учителем становился самый опытный, самый знающий. Перед ним преклонялись, в его словах искали ответа на самые важные вопросы, его советы становились законом для учеников. Однако учитель – это не просто ученый. Ученый может и не быть учителем. Ведь как трудно научить детей читать и писать, считать и рисовать, петь и танцевать. Мне кажется, жизнь в педагогической профессии – это неустанный труд души.

Учитель заходит в класс, и дети стоя приветствуют его. Ведь учитель как талантливый актер, который выступает в театре и с первой минуты завоевывает внимание. Но даже самый лучший артист не несет ответственности за своего зрителя, а учитель – несет! Подтверждением могут стать слова Генри Адамса: «Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние». Прикоснуться к вечности... Что может быть заманчивее и опаснее. Не просто оставить свой след в жизни ребенка, но и, вполне возможно, определить его будущее, каким он станет человеком, и что он в определенный момент принесет в этот мир. Почему же я решила, что справлюсь с этой задачей?


Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовется.

Посеять в душах благодать,

Увы. Не всякий раз дается.


Роль учителя в моей жизни никогда не была второстепенной. С раннего детства я совершала свои первые открытия под руководством своей мамы – учителя начальных классов. Именно тогда в моей голове сложился определенный образ учителя: сдержанный, аккуратный, справедливый, ответственный человек, который знал ответы на все мои многочисленные вопросы, который крепко держал за руку и уверенно вел за собой. Да, он научил меня всему, что я знаю, но этот строгий, классический образ учителя сегодня непрерывно меняется.

Для своих учеников я стремлюсь быть не только носителем знаний и неоспоримой истины, но и наставником, собеседником, а в некоторых случаях и соперником. Я стараюсь научить их уже сейчас грамотно, но критически относиться к информации, которая в большом количестве поступает из разных источников. Каждый наш урок похож на поле битвы, где я атакую их знаниями, а они меня – вопросами, и каждый из нас выходит победителем. Однако победителем нельзя считать того, кто обладает только лишь предметными знаниями и навыками. Да, очень важно, усвоил ли ребенок законы химии, научился ли решать экспериментальные задачи. Но еще важнее, на мой взгляд, каким человеком он станет? Каким образом и каким способом он будет искать пути решения задач, поставленных перед ним жизнью? Какое решение примет, если перед ним встанет вопрос выбора?

Вот почему в решении посвятить себя работе с детьми главное для меня заключается в том, чтобы помочь своим ученикам пройти трудный путь становления. Не сформировать личность, а создать условия для реализации ее способностей, не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже труднопроходимую тропу, помочь осилить ее, вовремя поддержав словом или делом. Учитель не только профессия, суть которой дать знания. Это высокая миссия, предназначение которой – сотворение личности, утверждение человека в человеке.

Вы помните эти невероятно пронзительные строки из старой песни, звучавшей в кинофильме «Розыгрыш»:

Спасибо, что конца урокам нет,

Хотя и ждешь с надеждой перемены.

Но жизнь - она особенный предмет,

Задаст вопросы новые в ответ,

Но ты найди решенье непременно.

Спасибо, что конца урокам нет.

Эти слова сопровождают меня повсюду, особенно сейчас, когда все чаще роль учителя в моей жизни играет ученик. Вам наверняка должно быть знакомо, насколько он требователен и настойчив, строг и порой беспощаден в своей оценке. У такого учителя нельзя быть недостаточно подготовленным или вести себя на уроке пассивно и неуверенно. Но наградой за все приложенные усилия становится радость, когда мои маленькие учителя начинают смотреть на предмет с большим интересом, внимательно изучать новый материал и открывать мне что-то новое в давно известных истинах. А ведь совсем недавно таким маленьким требовательным учителем была и я...

Великому мыслителю древности Конфуцию принадлежит высказывание: «Если ваш план — на год, сажайте рис. Если ваш план — на десятилетие, сажайте деревья. Если ваш план — на всю жизнь, учите детей». И правда, учителя сопровождают нас на протяжении всей жизни, пусть иногда и незримо. Мудрые слова, добрые глаза, белые от мела руки, строгий и скромный костюм любимого учителя навсегда останутся в памяти. Мне невероятно повезло, ведь ключевую роль в выборе моей профессии сыграла моя школьная учительница химии, и сегодня мы – коллеги, работаем в одной школе. Как и много лет назад она делится со мной своим опытом, знаниями, исправляет мои ошибки и строго оценивает мою работу, тяжело переживает мои неудачи и как никто другой радуется моим победам. Именно благодаря ей, я тоже сегодня смело могу говорить: «Я прикасаюсь к будущему. Я учу!»



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций