Конкурсное движение - школа развития профессионального мастерства

Галеева Ирада Шамильевна, ст. методист ИМО УО г. Казани
Садыкова Зульфия Фаиловна, методист ИМО УО г. Казани


В настоящее время происходят существенные изменения в политике образования, направленные на интеллектуальную деятельность человека.

Одной из задач современного образования становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей.

Потребность в учителе, способном обновлять содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения, применения достижений науки и педагогического опыта определяет и направленность конкурсного движения, его приоритеты, конкурсные испытания и критерии.

Педагогические конкурсы – это профессиональное поле, где необходимо продемонстрировать составляющие этого профессионализма: знание приоритетных направлений развития образования, методологию предмета, чётко представлять межпредметные и внутрипредметные связи, уметь конструировать современный урок в зависимости от целеполагания и диагностировать продвижение обучающихся. Мобильность педагога, коммуникабельность, умение сотрудничать, его информационная культура во многом определяют успех конкурсанта.

Наша практическая деятельность по методическому сопровождению педагога показывает, насколько важна системность в этой работе, вдумчивость, индивидуальный подход к каждому на всех этапах конкурсного испытания. И здесь нужно говорить о наличии мотивированной на взаимопомощь и результат педагогической команды, о позиции и роли управленческой команды, поскольку успех конкурсанта определяет и репутацию образовательного учреждения.

Хотелось бы затронуть и вопрос о понимании методистами своей роли в сопровождении учителей. Это, в первую очередь, целенаправленное наблюдение за педагогическим процессом в образовательных учреждениях, во-вторых, создание банка мотивированных педагогов, оказание психологической поддержки неуверенным в себе, но обладающим хорошими знаниями. Необходимо на муниципальном уровне внедрить программы обучения конкурсантов написанию эссе, презентации опыта работы, умению аргументировать свою позицию, культуре педагогического общения, приёмам рефлексии на уроке, проектированию педагогических инициатив. И помощниками методистов станут конкурсанты – победители и призёры прошлых лет, заместители директоров, овладевшие технологией подготовки к конкурсу. Всё это даст возможность сформировать школу конкурсного движения.

Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего формируются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. При этом важно обеспечить высокую степень свободы, а также контекстуальное и ситуативное разнообразие в построении траектории профессионального развития педагога.

Но бывает, что педагог рассчитывает на более значимые результаты, старается, а желаемого результата не получает. Одна из главных ошибок участников- небрежное отношение к нормативным документам. Первое правило-необходимо внимательно изучить критерии и провести самоанализ конкурсных материалов с позиции соответствия этим критериям. Второе правило: участие учителя в конкурсе «работает»- на имидж образовательной организации, поэтому методическое сопровождение осуществляет команда ОО, РМО, методист. Третье правило и основное: уровень профессиональной культуры (сформированность представлений о развитии образования, о приоритетных направлениях деятельности в сфере образования, о современных концепциях развития предметных областей, о современных образовательных технологиях и т.д).

Ежегодно в г.Казани ведётся целенаправленная работа по подготовке и проведению конкурса профессионального мастерства педагогов «Учитель года» в целях повышения престижа учителя в обществе, профессионального развития и его социальной активности, распространения в системе общего образования передового педагогического опыта.

Анализ конкурсных испытаний, которые проходят педагоги от районного до городского этапов, аудит материалов, представленных на заочный тур, позволяет выявить общие тенденции уровня профессиональной подготовки конкурсантов.

Так, в оценке конкурсного испытания «Интернет-ресурсы» (персональный сайт, блог) основное – его контент и только во вторую очередь оценивается его концептуальность и стилистическая целостность, структурированность и удобство навигации, соответствие типа ресурса содержанию, использование интерактивных сервисов (комментариев, форумов, опросов) и культура представления информации. Экспертная оценка показала недостаточный уровень представленных материалов педагогов. Так, в разделе «Методическая копилка» должна быть представлена лаборатория учителя: программы, дидактические материалы, материалы по работе с одарёнными и слабоуспевающими детьми, диагностические пакеты. А на сайтах конкурсантов обычно размещены лишь тесты, нет разнообразия оценочных материалов, не фиксируется обратная связь, отсутствует сетевое взаимодействие с родителями и учащимися.

Наибольшие затруднения испытывают педагоги при написании эссе. И здесь очень важен показатель не IQ, a EQ педагога! При создании текста необходимо обратить внимание на наличие фактического материала, глубину раскрытия профессионального кредо педагога и языковую грамотность.

При описании опыта работы наиболее значимым критерием является актуальность проблемы педагогического опыта. Неумение учителя определить актуальность связана с отсутствием знаний о приоритетных направлениях развития образования, об инновациях в современном педагогическом процессе. Многие учителя игнорируют также научное обоснование опыта,не могут сформулировать новизну опыта, чётко обозначить пути реализации своей методической темы. Определённую сложность для учителя представляет определение инновационности своего опыта, что связано с ослаблением методической работы в образовательных учреждениях. Описание опыта часто представляет собой информационную справку об объёме его работы. Методический семинар - это умение взаимодействия с аудиторией, логики практической работы, презентация результатов в соответствии с заявленной методической темы.

Учебное занятие должно отражать метапредметный подход и междисциплинарные связи и формировать целостную картину мира и надпредметные компетентности. Что из себя представляет современный урок? На этот вопрос должны ответить конкурсанты, показав своё профессиональное мастерство. Форматы занятий на разных этапах конкурса (30, 45 минут) предполагают методическую мобильность учителя, умение акцентировать внимание на основных модулях, показать технологичность занятия.

Опыт показывает что, к сожалению, не все конкурсанты умеют проводить анализ учебного занятия и рефлексию своей деятельности в соответствии с существующими методиками. Необходимо отметить, что при всем различии предметов и образовательных областей для каждого учителя-конкурсанта является обязательным:

-глубокое знание своего предмета (некорректное оперирование научными понятиями; неточности, ведущие к искажению смысла, оговорки, речевая небрежность снижают уровень оценки работы учителя на уроке);

-грамотное, в соответствии с целями и задачами, использование новых современных или традиционных способов передачи знаний;

-коммуникативные способности, актерское и ораторское мастерство;

-владение методами диагностирования планируемых результатов при любом уровне подготовленности детей.

Методический семинар проходит в формате устного представления своего профессионального опыта. Наиболее значимым критерием оценивания является умение анализировать, обобщать, выявлять и применять инновационные идеи в своей профессиональной деятельности; а также общая и профессиональная эрудиция; культура публичного выступления; наличие мониторинга в соответствии с заявленной методической темой. Сложность для конкурсанта представляет, скорее всего, не столько формат выступления, сколько структура содержания – ведь за короткий срок необходимо донести до аудитории следующую информацию: личный профессиональный педагогический опыт, сформировавшийся при взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса, конкретное описание реализуемых технологий.

Конкурсное испытание «Мастер-класс» - это чётко организованный процесс (показ) передачи компетенций педагога своим коллегам: «Я умею и научу вас». За короткий промежуток времени широкая педагогическая аудитория должна обучиться конкретной технике исполнения актуальной задачи. Мастер-класс должен отражать значение преподаваемого предмета для формирования мировоззрения и общекультурных компетентностей, глубину и оригинальность выбранного содержания, технологичность, культуру публичного выступления. Различные представления о том, каким должен быть мастер-класс, позволяют говорить об определённых разногласиях в прочтении данного конкурсного испытания. Очень часто путают его с семинаром-практикумом. Следует учесть при подготовке и проведении мастер-класса и такие важные составляющие, как: речь (тон, сила, выразительность, дикция, техника речи) и параречевые средства (интонация, мимика, жест, пантомимика, в том числе осанка, умение стоять, сидеть, отсутствие скованности и т.п.). Очень важно умение сосредоточиться на предмете разговора, владение мнемотехникой; владеть искусством общения и взаимодействия (умение приветствовать, обращаться к аудитории в целом и отдельным "участникам", аргументировать свою точку зрения, вести диалог.). Конечно, педагогическая импровизация (умение работать по плану «в голове», управлять незапланированными ситуациями); чувство времени – неотъемлемая составляющая профессиональной культуры.

Круглый стол образовательных политиков - это диалог финалистов конкурса с руководителем Управления образования города, министром образования и науки РТ. Основным критерием является общая и профессиональная эрудиция, глубина и оригинальность суждений и речевая культура. Это конкурсное испытание обычно посвящено актуальным педагогическим проблемам, поэтому знание философии образования, социологических и психологических исследований по тем или иным проблемам во многом определяет успех конкурсанта.

Несколько дополнительных советов, чтобы добиться успеха в этом конкурсном испытании:

- высказывайте своё мнение чётко, аргументировано, показать эрудицию, но не будьте излишне эмоциональны;

-не «растекайтесь мыслью по древу», а строго придерживайтесь темы беседы

-желательно, чтобы заключительное слово участника дискуссии было кратким, ярким и убедительным, указывало на решение поставленной проблемы, опиралось на более удачные и интересные выступления участников диспута, открывало пути развития обсуждаемой темы, вызывало интерес.

Конкурсы профессионального мастерства позволяют не только выявить талантливых педагогов, создать условия для распространения и внедрения в педагогическую практику эффективного опыта, содействовать росту профессионального мастерства участников конкурса, но и дают мотивационный толчок для развития творческого потенциала учителя. В последние годы в городе Казани возросло число участников конкурсов профессионального мастерства. Радует и возросший профессионализм. Для молодых специалистов второй год проводится конкурс «Учитель года» по номинации «Педагогический дебют», и в этом году 3 молодых специалиста стали победителями и призёрами республиканского этапа Всероссийского конкурса «Учитель года-2017».

Современный учитель – это личность со сложившимся позитивным мировоззрением, нацеленная на постоянное саморазвитие и профессиональный рост, толерантная, обладающая высоким нравственным авторитетом. А конкурсы профессионального мастерства позволяют выявить не только талантливых педагогов, но и увидеть собственные затруднения, формировать потребности в профессиональном совершенствовании и выстроить путь саморазвития.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2017.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций