Главная тема номера

Методическая служба как фактор развития профессионального сообщества

Афонская Валентина Александровна, зам. начальника
Управления образования г. Казани, Засл. учитель РТ


Происходящие социально-экономические изменения в стране привели к необходимости модернизации и системы образования, которая является стратегическим ресурсом экономического роста и развития человеческого капитала.

Сегодня очевидно, что реализация стратегии развития образования – достижение нового качества общего образования, создание новой модели школы - возможна через серьезные изменения, а именно:

- новые образовательные стандарты;

- индивидуализацию образования;

- новую систему оценки качества образования;

- становление новых организационно-правовых форм в общем образовании;

- участие общественных институтов в управлении общим образованием;

- систему предшкольного образования;

- информатизацию общего образования.

Достижение поставленных целей во много зависит от эффективности деятельности методических служб разного уровня, способствующих непрерывному росту профессиональной компетенции педагогов и руководителей.

Деятельность информационно-методического отдела Управления образования г.Казани заслуженно признана одной из лучших в Республике Татарстан. Информационно-методический отдел сегодня выступает в роли основного ресурсного центра развития системы образования города, позволяющего учесть повседневные интересы и практические потребности педагогов и способствующего реализации всех федеральных, республиканских и муниципальных целевых программ.

Этому способствовала большая «внутрифирменная» работа над повышением профессионального мастерства самих методистов, более 60% которых являются получателями гранта «Лучший методист», кропотливая работа по освоению не только современных педагогических технологий, но и основ андрагогики. В практику методистов были внедрены технологические карты, отражающие виды деятельности, формы работы, технологии, мониторинг предметных компетенций и компетентностей педагога. Обучение кадрового состава проходило через Школы методиста и наставничества в формате « городской – муниципальный уровень», обучение на рабочих местах. Профессиональная палитра методистов обогатилась современными формами работы с кадрами: тьюторством, методическими десантами, коуч-сетами, чат-консалтингами, мастер-классами, организацией виртуальных профессиональных сообществ, аудитом и многими другими. На сегодня мы можем констатировать, что городская методическая служба стала не только обучающей, но и самообучающей системой, что способствует ее дальнейшему саморазвитию.

Методической службе города удалось значительно расширить диапазон взаимодействия не только с организациями дополнительного профессионального образования нашей Республики, многими федеральными издательствами, но и что более важно, с коллегами из других территорий. Мы не только изучали их опыт, но и щедро делились своим: делегации из 36 регионов России в течение года приезжали в Казань для изучения опыта работы.

Поддержка инновационных проектов педагогических коллективов - важное направление в деятельности методических служб. Победителями Российского конкурса «Школа – лаборатория инноваций» в этом году стали Центр образования №178 Советского и школа №35 Приволжского районов. Впервые в истории конкурса информационно-методический отдел Управления образования, не являясь образовательным учреждением, не только был допущен к участию в данном конкурсе, но и признан победителем.

Важной составляющей в деятельности муниципальной методической службы стала экспертная деятельность. За последние годы удалось подготовить команду независимых экспертов, способных не только дать оценку инновационным проектам школ, но и оказать практическую помощь в освоении инновационной деятельности всем желающим.

Одна из актуальных проблем образования - повышение его качества. Это стратегический национальный ресурс, главный конкурентный капитал, одно из фундаментальных условий устойчивого, динамического развития общества. В современных условиях требуются не только постоянное накопление, но и обновление этого капитала, формирование личностного механизма саморазвития. Непременным требованием к образовательным системам становится умение учить учиться, а к человеку – потребность учиться на протяжении всего жизненного цикла. На смену формуле «образование на всю жизнь» приходит формула «образование через всю жизнь». Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса, переходом от знаниевой парадигмы образования к компетентностно-ориентированной.

Новые требования к выпускникам школ в условиях перехода к гражданскому обществу с рыночной экономикой включают формирование умений самостоятельно определять цели, формы успешной деятельности, делать эффективный выбор в ситуации неопределенности. Учить этому сложно, т.к. сами учителя и руководители школ никогда этому не учились. Восполнить эти дефициты помогает методическая служба. Точечная работа с педагогом проходила на базе муниципальных консалтинговых центров с учётом рейтингования школ по специально составленной программе в формате практикумов и тренингов. Методическое сопровождение велось по следующим направлениям: аудит предметных программ, планов работы; семинары-практикумы по моделированию индивидуальных маршрутов, проектированию учебных модулей для подготовки к олимпиадам; мастер-классы учителей, подготовивших победителей и призёров, презентации, методические рекомендации и пособия для работы учителя, а также семинары-практикумы совместно с методическими отделами книжных издательств.

Особое внимание уделяется росту профессионализма директорского корпуса. Практически все руководителей прошли профессиональную переподготовку по программе «Менеджмент в образовании». В городе создан резерв на должности руководителей образовательных учреждений. Вновь назначенные директора обучаются в «Школе молодого руководителя», программа занятий которой составлена на основе диагностики затруднений молодых руководителей. Опытные руководители стали участниками городского проекта «Опытный директор»: «Управление школой: проектирование нового качества результатов». Школы, которыми руководят участники проекта, стали демонстрационными площадками эффективного управленческого опыта. На них побывали все директора города. Успешным было участие во Всероссийском конкурсе «Директор школы – 2015» Гафиятуллина Нияза Мансуровича, директора Международной школы, который получил Диплом П степени. На сегодня за звание «Директор года-2016» в российском конкурсе продолжают бороться директора школы .№146 Каримова Диляра Салиховна и № 165 Шамсутдинов Айдар Ильдарович.

Безусловно, участие в профессиональных конкурсах – еще одна грань создания мотивационной среды повышения профессионального мастерства педагогов, руководителей, методистов. Победители профессиональных конкурсов – это сообщество лидеров, демонстрирующих лучшие образцы педагогического труда и обеспечивающих современное качество образования. Важная роль в диссеминации лучших педагогических практик принадлежит методическим службам школ и муниципалитета. Методисты сопровождают участников конкурсов профессионального мастерства, организуют обучающие семинары, консультируют участников, моделируют уроки и другие конкурсные мероприятия. Созданная модель сопровождения участников конкурса «Учитель года» доказала свою эффективность. На протяжении ряда лет педагоги Казани являются победителями ряда престижных профессиональных конкурсов. Так, в конкурсе «Учитель года РТ-2016» наши учителя одержали победу в 11 номинациях. Абсолютный победитель республиканского конкурса Филатов Иван Александрович, учитель истории гимназии №90, вошел в 15 лучших педагогов конкурса «Учитель года России-2016».

Конкурсы являются важным фактором профессионального развития молодых учителей. Эта новая генерация учителей, талантливых и креативных, уже успела ярко заявить о себе не только победами в профессиональных конкурсах, но и высокими образовательными результатами. Сегодня в авангарде молодых учителей Казани 17 победителей национального проекта «Образование», 38% из них имеют первую и высшую квалификационную категорию, 150 учителей подготовили победителей и призеров Всероссийских олимпиад, 6 учителей подготовили 100-балльников и 83 учителя показали высокие результаты итоговой аттестации учащихся (80 баллов и выше).

Молодые педагоги, наряду с опытными учителями, участвуют в разработке методических рекомендаций, методических пособий, сценариев творческих конкурсов. Все это стало возможным благодаря целенаправленной работе методической службы города с молодыми педагогами.

Уникальным можно назвать опыт информационно-методического отдела Управления образования г.Казани по организации педагогических игр («Олимпия», «Машина времени», «Физический калейдоскоп»), в которых активно участвуют команды молодых педагогов. Впервые наша команда молодых педагогов под руководством методистов успешно представляла нашу Республику в российском конкурсе педагогических команд «Черук».

Важным ресурсом трансляции опыта лучших является собственная издательская деятельность. Только за последний год изданы 18 наименований методической продукции по актуальным вопросам образования. Опыт школ и педагогов нашего города активно публикуется в педагогической республиканской и российской прессе, телепередачах.

Информатизация образования расширила возможности использования персональных сайтов педагогов и методистов, Не имеют аналогов в Республике городские проекты: электронный научно- методический журнал «Kazanobr.ru» и Казанский образовательный портал, которые стали виртуальными площадками по обмену опытом не только учителей Казани, но и Республики, и России. Около 70 профессиональных сообществ, более 7,5 тысяч участников - аудитория Казанского образовательного портала.

Подводя итоги, следует отметить, что гарантией успешности преобразования системы образования, открытости педагогической среды инновациям является высокий профессионализм педагогического корпуса, и методической службе отводится значительная роль в осмыслении инновационных идей, в сохранении и упрочении педагогических традиций, в стимулировании активного новаторского поиска, повышении качества образования.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г.Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687