Взаимодействие школьных и массовых библиотек как одно из направлений работы по повышению читательской грамотности школьников

Майсейкова Фаузия Мирзакрямовна,
методист по ресурсному обеспечению образовательного процесса УМС
ИМО по Советскому району г.Казани


Произошедшие в нашем обществе в последние годы изменения вызывают необходимость повышения роли библиотек в формировании культурно-информационной среды подрастающего поколения.

Для более полного удовлетворения запросов читателей школьные библиотеки сотрудничают с детскими, юношеской библиотеками города. Как правило, с одной детской библиотекой работают несколько школьных библиотек. Что дает такое сотрудничество? Какие формы работы реализуются библиотечными работниками?

Сотрудничество это взаимовыгодно и основано на объективных причинах. Во-первых, городские библиотеки лучше комплектуются книгами, которые можно взять на временное пользование. Поэтому используются такие формы работы, как передвижка или межбиблиотечный абонемент.

Во-вторых, интересными и эффективными представляются традиционные формы работы – встречи с детскими писателями, художниками-иллюстраторами, представителями издательств, организованными детскими библиотеками. Эти мероприятия проводятся как на территории библиотек, так и в школах. 25 февраля 2016 года в школьном музее имени Хайдара Бигичева МБОУ «Школа № 174» прошла читательская конференция по книге Д.Х. Дарзаманова «Зов земли», приуроченная к 70-летию замечательного татарского детского писателя. Мероприятие, подготовленное преподавателями татарского языка и литературы Галиной Ф.М., Харисовой Р.Р. и Исламовой З.Н., школьными библиотекарями Сулеймановой А.Т. и Байковой Л.Р., а также учащимися 5, 6 и 7 классов, вызвало большой интерес к творчеству писателя. В работе читательской конференции приняли участие сотрудники национально-краеведческого отдела Национальной библиотеки Республики Татарстан.

В-третьих, учащиеся принимают более активное участие в конкурсах, проводимых детскими библиотеками. Например, в феврале в Центральной городской библиотеке города Казани состоялся городской этап Республиканского конкурса чтецов «Во имя мира на Земле», посвященного 70-летию победы над фашизмом. В конкурсе приняли участие 33 ученика городских школ. Среди победителей конкурса –ученица 4Б класса МБОУ «Школа №174» Советского района 4 Б класса Корчагина Яна. До городского этапа районный конкурс проводился на базе городской библиотеки, в нем приняли участие более 20 учащихся разных школ района. Сотрудниками библиотеки была подготовлена тематическая художественно-литературная выставка, яркое эмоциональное вступление, совместно со школами памятные призы и сертификаты участников. Такие встречи имеют большое эмоциональное воздействие на души школьников, способствуют их духовно-нравственному воспитанию.

Совершенно особое место в совместной работе библиотек занимает Неделя Детской книги, которая традиционно проводится в марте. Профессионально и качественно проведенный праздник повышает престиж обеих библиотек. Так, в городской «Библиотеке Семейного чтения микрорайона Азино-1» состоялся финал творческого конкурса «Диво-дивное, чудо-чудное», в котором приняли участие учащиеся 1-4 классов школ №169, 171, 174, лицея №121 Советского района г.Казани. Такие мероприятия – это результат взаимодействия библиотекарей школ и городских библиотек, школьных учителей и педагогов дополнительного образования и, что не менее важно, родителей учащихся. Безусловно, традиции семейного чтения необходимо возрождать, ведь семья – важная и эффективная «площадка» для воспитания любви к чтению и, как следствие, формирования читательских компетенций. Кроме этого, существует практика приглашения сотрудников детских библиотек на конкурсы, проводимые школьными библиотеками, где они выступают в роли независимых судей. Примером этого может послужить подготовка к городскому конкурсу «Путешествие в мир книги», где были привлечены работники городской библиотеки. В итоге учащиеся наших школ стали лауреатами этого конкурса.

Третий год проект «Культурный дневник школьника» реализуется совместно с детскими библиотеками. Итоги его реализации подводятся в Центральной детской библиотеке, что опять же подчеркивает значимость этого объекта культуры. Коллектив библиотеки постарался превратить это мероприятие в праздник для детей: подготовил для победителей проекта инсценировку, была проведена викторина «Знаешь ли ты родной город?», организована экскурсия по библиотеке. Конечно, не каждый ребенок станет постоянным посетителем библиотеки, у современных детей другие возможности, но то, что в их души упали зерна интереса к книге, чтению, культуре вообще – это важное достижение совместной деятельности библиотечных работников разных учреждений.

Большой интерес для школьных библиотекарей представляет практика проведения совместных методических семинаров. В последние годы были организованы семинары на темы: «Информационная компетентность библиотекарей как условие формирования информационной культуры учащихся», «Чтение как творческая деятельность». Работа районной секции школьных библиотекарей Августовского совещания также проходит в Центральной городской библиотеке. В 2016 году на секции обсуждались вопросы инноваций в работе библиотек как средства повышения читательской компетенции. Библиотекари принимают участие в конференциях, проводимых различными публичными библиотекам. Сотрудники школьной библиотеки МБОУ «Школа №174» Советского района г. Казани Байкова Л.Р. и Сулейманова А.Т. приняли участие в работе Международной научно-практической конференции «Национальные библиотеки: веки истории и современный облик», проводимой в рамках празднования 150-летия Национальной библиотеки Республики Татарстан. Библиотекари ознакомились с опытом работы библиотек России и Зарубежья на секциях «Национальная книга в контексте общемировой истории книги» и «Библиотеки в условиях информатизации и гуманизации общества». После участия в работе различных конференций библиотекари делятся с коллегами своими впечатлениями, новыми знаниями на районных семинарах.

В заключение хочу сказать, что наше сотрудничество – это слаженная работа единой команды, в которой каждый качественно выполняет свои функции, влияет на достижение общей цели. Как сказал Уэбстер Даниел, «Люди вместе могут совершить то, что не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим».



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687