Особенности деятельности школьных библиотек в условиях реализации ФГОС

Назиева Лейсан Шагитовна, методист по ресурсному обеспечению
образовательного процесса УМС ИМО УО ИКМО г.Казани по Кировскому и Московскому районам


Новые образовательные стандарты – не просто смена школьной программы. С введением новых стандартов кардинально меняются принципы и цели образования. Успешность современного человека, результаты его деятельности всё в большей степени определяются уровнем его готовности самостоятельно добывать знания. Школа ориентирует выпускника не на набор знаний и умений, которые он до сих пор должен был демонстрировать на выходе, а на то, что человек должен уметь учиться и быть психологически готовым учиться всю жизнь. В условиях федерального государственного образовательного стандарта школьные библиотеки становятся информационно-библиотечными центрами, обеспечивающими всестороннюю информационную поддержку.

Цель библиотек в образовательных учреждениях сегодня – научить детей работать с различными источниками информации, правильно подбирать материал, уметь читать и не теряться в стремительно растущем информационном пространстве. Убеждена, библиотека должна содействовать формированию высококультурной, гуманной и нравственной личности, развивать гражданские качества и учить цивилизованным нормам общения, уметь жить в быстро меняющемся мире в духе согласия и терпимости.

С введением ФГОС второго поколения меняется образ школьного библиотекаря в современном обществе. Сегодня это должен быть человек, шагающий в ногу с развитием информационных технологий. Сегодня библиотекарь становится информационным менеджером, который должен владеть не только педагогическими, но и информационно-коммуникативными технологиями. Квалифицированные кадры – один из гарантов реализации федеральных государственных стандартов и важный инструмент их внедрения.

Главное в работе современного библиотекаря – поиск и реализация новых технологий, направленных на развитие интеллектуальных способностей учащихся. Нужно о тметить несколько основных направлений в работе школьной библиотеки по внедрению стандартов второго поколения: исследовательская деятельность: информационная деятельность; проектная деятельность; литературно-познавательная деятельность; мультимедийные технологии; работа с УМК; работа с фондом художественной литературы. Работать в данных направлениях возможно только в тесном содружестве с классными руководителями и учителями-предметниками. Это, прежде всего, театрализованные праздники, конкурсы, литературные обзоры. И важнейшая задача школьного библиотекаря – это привлечение детей к чтению. Великий русский педагог, писатель К.Д. Ушинский писал: «Процесс чтения без радости и без печали, без улыбки и слезинки лишь сушит ещё не расцветающую душу, делает её слепой к миру образования, глухой к окружающей жизни». Осуществить современные образовательные цели и задачи возможно лишь при активном продвижении книги и всесторонней поддержке чтения, что является приоритетным направлением в работе школьной библиотеки. Цель школьного библиотекаря – достучаться до сердца каждого читателя. Мероприятия направлены на то, чтобы заинтересовать, увлечь, научить сопереживать...

В библиотечной деятельности сегодня особо актуальны те формы работы, которые отвечают за развитие личностных результатов деятельности читателей: «круглые столы», читательские конференции, различные конкурсы и викторины, диспуты, кружки, секции и т.д. Организация и проведение мероприятий с использованием технических средств, таких как литературные гостиные с электронными презентациями, онлайн-игры, способствуют формированию образа библиотеки как современного культурного и информационного центра. Один из путей формирования у обучающихся УУД согласно ФГОС – проектная деятельность. Самой большой популярностью в библиотеке пользуются творческие проекты, позволяющие раскрыть исполнителю весь свой потенциал.

Среди новых форм поддержки чтения все активнее заявляет о себе буктрейлер – форма книжной рекламы в виде короткого видеоролика, рассказывающего в произвольной форме о какой-либо книге. Такие ролики соответствуют характеру современного читателя, помогают ему «найти желаемое, увидеть возможное, захотеть прочитать». 2016 год объявлен Годом кино в России. Поэтому школами для привлечения учащихся к чтению были представлены буктрейлеры. Опыт работы школьных библиотекарей района по созданию и применению в работе буктрейлера был обобщен и издан в городском сборнике «Буктрейлеры – ресурс формирования читательской культуры». Можно с уверенностью сказать, что современные технологии, если правильно ими пользоваться, не сбрасывают книгу с престола, а наоборот, помогают привлечь к чтению. Это замечательный инструмент, который способен развить мотивацию к чтению.

Читающий ребенок – надежда на будущее культуры России. Но для того чтобы ребёнок стал читающим, надо, чтобы ему было что читать, чтобы на полках школьной библиотеки его ждали красивые интересные книги, а не залатанные – пусть и очень интересные – издания 1970-1980 годов. Без таких мастеров художественного слова как Ушинский, Пришвин, Паустовский, Бианки, Снегирёв и многих других невозможно воспитать у ребёнка чувства любви ко всему, что его окружает. Хочется обратить внимание на те проблемы школьных библиотек, с которыми мы сталкиваемся в работе: отсутствие целевой программы развития школьных библиотек на федеральном уровне; необходимость в обновлении фонды классической литературы, произведений современных авторов, детской литературы, а также произведений гражданско-патриотической направленности, используемых в реализации основных образовательных программах; недостаточное выделение средств на комплектование библиотечных фондов; недостаточность информационных ресурсов в библиотеках; кроме того, нужно отметить, что большинство коллектива составляют библиотекари пенсионного возраста и специалисты без высшего библиотечного образования.

Для решения существующих проблем в нашем районе ведется многоплановая работа по повышению профессиональной деятельности школьного библиотекаря. Методическая тема районного методического объединения школьных библиотекарей – «Повышение профессиональной компетентности школьного библиотекаря в условиях реализации ФГОС ООО». В ходе реализации методической темы в истекшем учебном году были организованы и проведены обучающие, практико-ориентированные семинары по различным темам. Хочется назвать лишь некоторые из них: «Школьная библиотека как центр формирования читательских компетенций у школьников», «Система работы школьных библиотекарей по формированию нравственных ценностей учащихся», «Инновации в работе школьной библиотеки как средство повышения читательской компетенции учащихся». Опыт библиотекарей района был представлен в работе стажировочных площадок, организованных на базе школ, в рамках повышения квалификации библиотекарей на тему «Региональная практика деятельности школьного библиотекаря в контексте требований ФГОС ООО»; «Модель современной школьной библиотеки: разработка и перспективы внедрения», проведенные совместно с ведущими методистами и специалистами ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан» и КФУ.

Работа в этой области способствует успешной реализации тех задач, которые ставит перед нами современное общество.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687