Современные формы повышения профессиональной компетентности школьного библиотекаря

Галеева Лилия Диктатовна, методист по ресурсному обеспечению образовательного процесса
ИМО Управления образования г.Казани


Безумие — действовать по-старому
и ждать новых результатов.
А. Эйнштейн

Удовлетворение запросов общества в формировании личности зависит от эффективного функционирования современной школы, всех ее структурных подразделений, в том числе и школьной библиотеки. Ведь «библиотека – это кровеносная система образования, науки и культуры» (С. Миронов). Это возможно лишь при условии высокого уровня профессиональной компетентности, наличия развитых профессиональных способностей работников библиотеки.

Требования к библиотекам возросли многократно. Чтобы выжить сегодня библиотекари должны быть не просто хранилищами документальных фондов, а должны стать мобильными, информационными и социальными центрами, должны быть востребованы обществом.

Современный библиотекарь — это библиотекарь, повседневная деятельность которого полна поиска и новаторства. Он должен быть человеком активным, самостоятельным, иметь аналитический ум, анализировать свою работу и планировать функционирование школьной библиотеки как современного информационного центра. Библиотекарь должен шагать в ногу со временем.

Эффективной формой для повышения профессиональной компетентности школьных библиотекарей является использование во время проведения семинаров, заседаний методических объединений новых образовательных технологий. Кооперативное обучение (работа в малых группах) – один из современных образовательных технологий. Примером кооперативного обучения является Сингапурская методика обучения. Сингапурская методика обучения развивает жизненно необходимые в наше время качества, такие как: коммуникативность, сотрудничество, критическое мышление и креативность.



Фрагмент заседания городского методического объединения библиотекарей «Библиотечно-библиографическое обслуживание»

А сейчас изучим обучающую структуру ДЖОТ ТОТС («мысли на столе»).

- Очистим центр стола, он нам понадобится.

- Все участники под №1 и №3 возьмите, пожалуйста, листок А4.

- Разделите на 2 части и дайте один листок своему партнеру по плечу.

- А сейчас каждый из вас разделите свой листок на 4 части (у каждого – 4 листочка).



Инструкция ДЖОТ ТОТС

На каждом листочке бумаги:

1. Придумайте одно слово, связанное с понятием «библиотечно-библиографическое обслуживание» (например, пользователь, современное, информационные ресурсы и т.д.).

2. Проговорите это слово громко для членов вашей команды и запишите на одном листочке бумаги.

3. Положите на центр стола лицевой стороной вверх.

4. Повторите шаги 1, 2, 3, пока вы не используете все листочки.

У вас 2 минуты времени. Начали!

Время прошло, у каждой команды 16 листочков.

А сейчас мы будем выполнять обучающую структуру ТИК-ТЭК-ТОУ («крестики-нолики»).

Участники под №2 возьмите, пожалуйста, все карточки на вашем столе, перемешайте их и разложите первые 9 карточек в формате 3х3.



Инструкция ТИК-ТЭК-ТОУ

- Перемешайте листочки и разложите 9 листочков в формате 3х3.

- Каждый член команды составляет 3 предложения, используя любые три слова на одной линии (по вертикали, горизонтали или диагонали).


Например, я разложила 9 листочков в формате 3х3 и составила предложение (использовала три слова по диагонали):

Библиотечно-библиографическое обслуживание в структуре библиотечной деятельности является многофункциональным и «живым» процессом.

деятельность

информационные ресурсы

художественная литература

пользователь

многофункциональное

библиотечные услуги

библиотека

современное

«живой» процесс


У вас 5 минут времени. Начали!

Закончили? Сейчас проведем КОНТИНИУС РАУНД РОБИН.


Должны поделиться вашими предложениями друг с другом. Вы записали по 3 предложения, поэтому у вас будет 3 раунда. Начинает участник под №1, зачитывает только первое предложение, потом под №2 свое первое предложение... и так далее. И так по кругу. Начали! (Попросить несколько участников поделиться своими предложениями).

Эта структура помогает закрепить новый материал.


Давайте поразмышляем. Как я могу использовать ДЖОТ ТОТС в своей деятельности? Подумайте в течение 5 секунд. У вас 2 минуты времени. Начали! (Потом попросить желающих поделиться своими мнениями).

Эта отличная структура для мозгового штурма, где необходимо получить максимальное количество идей за очень короткое время.


Давайте поразмышляем. Как я могу использовать ТИК-ТЭК-ТОУ в своей деятельности? Подумайте в течение 5 секунд. У вас 2 минуты времени. Начали! (Потом попросить желающих поделиться своими мнениями).

Я думаю, что вы заметили, что эта обучающая структура развивает критическое и креативное мышление. Чтобы составить предложение, необходимо знать значение слов, обработать информацию и найти между ними связь.



Рефлексия

А сейчас выполним задание 3-2-1.

Все партнеры А, пожалуйста, возьмите листочки А4, разделите на 2 части и отдайте 1 листок вашему партнеру по лицу. Пожалуйста, все запишите на своих листочках:

- 3 самых важных момента, которые вы изучали сегодня;

- 2 обучающие структуры, с которыми вы бы хотели поделиться с тем, кого здесь нет;

- 1 комментарий или вопрос, который у вас осталось непонятным.

У вас на это 2 минуты времени (потом собрать листочки).


Мы поработали с вами очень продуктивно. Огромное спасибо!



Фрагмент городского семинара

«Система работы школьных библиотекарей по формированию нравственных ценностей учащихся»

А сейчас изучим мыслительный приём ПЛЕЙСМЭТ КОНСЕНСУС (««карта» согласия»).

1. Сложите лист А3 пополам 4 раза.

2. Когда раскроете этот лист, вы увидите 4 квадрата. Участники под №2 зарисуйте центральный квадрат и проведите 4 линии так, чтобы разделить лист на 4 участника.

3. Запишите тему на верхней части центрального квадрата «Нравственные ценности».

4. Пронумеруйте квадратики.

Вы готовы? Какие ассоциации приходят на ум, когда мы слышим понятие «нравственные ценности»?

Запишите в виде списка в свой квадрат слова или понятия, которые приходят на ум, когда мы говорим о нравственных ценностях. (Например, честность, верность слову и делу, борьба с несправедливостью и злом и т.д.).

У вас есть 1 минута. Начали!

А сейчас каждый из вас поделится своей точкой зрения, используя технику «КОНТИНИУС РАУНД РОБИН».

После каждой предложенной идеи остальные участники команды должны показать свое согласие (большой палец вверх) или не согласие (большой палец в сторону).

Участник под №2 запишет в центральный квадрат ту точку зрения, с которой согласится вся команда (нужно сделать несколько кругов, пока все участники не поделятся своими ответами).

Совет: в центральный квадрат вы можете записать только 5 идей, поэтому необходимо обдумать каждый ответ.

Готовы? Начали! (У вас 3 минуты).

Давайте попросим всех участников под №3 встать и поделиться одной идеей команды, с которой вы согласились (ответы записываются на доске).

Давайте поразмышляем. Как я могу использовать ПЛЭЙСМЭТ КОНСЕНСУС в своей деятельности? Подумайте в течение 5 секунд. У вас 2 минуты времени. Начали! (Потом попросить желающих поделиться своими мнениями).

Эта отличный мыслительный приём, помогающий обучить участников принимать решения и приходить к единому мнению, рассматривая точки зрения каждого.

Спасибо за отличную работу и теплые отношения в группе!


Постоянное пополнение и обновление знаний является необходимым условием высокой квалификации и компетентности школьных библиотекарей.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687