Роль музеев в поликультурном воспитании молодежи

Ахсанова Роза Василовна, методист учебно-методического сектора ИМО Управления образования
ИКМО г. Казани по Авиастроительному и Ново-Савиновскому районам


Проблема воспитания личности, способной к самоопределению и конструированию своего жизненного пути в потоке социальных и культурных изменений, человека, способного сохранять свои культурные корни и стремящегося к пониманию других культур, уважающего иные культурно-этнические сообщества, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, верований – это проблема, которая стоит перед школой.

Характерной чертой многих регионов России, в том числе и Татарстана, является многонациональность, поэтому для педагогов нашей республики актуальным становится разработка и реализация концепций поликультурного воспитания. Сегодня школа должна ориентироваться на воспитание нравственных стандартов, гражданской ответственности и самостоятельности.

Поликультурное воспитание сегодня - жизненная необходимость, направленное на процесс приобщения подрастающего поколения к этнической, общероссийской и мировой культуре, нравственное и гражданское воспитание, формирование готовности и умения жить в дружбе в многонациональной среде.

На мой взгляд, это одна из главных задач современного образования, и заметную роль в её решении может сыграть школьный музей. Школьные музеи создаются для решения следующих задач: совершенствования патриотического воспитания молодежи в образовательных организациях посредством музейной работы; совершенствование содержания, форм и методов поисковой, собирательной, исследовательской деятельности детей; пропаганды музейного дела, активизация изучения исторического краеведения среди учащихся, педагогов, привлечения общественности.

Музеи - это надежные хранители исторической памяти и наследия прошедших эпох. По данным статистики: большая часть населения ни разу в течение года не бывают в музеях. Но времена меняются. Сегодня особое внимание уделяется сохранению духовности и воспитанию нравственности. Музей — это целый мир! Но часто ли мы ходим в музей сами? Часто ли водим туда своих учеников?

Впрочем, есть учителя, достойные подражания, которым тесно в четырех стенах класса. Они хотят открыть детям не только учебник, а целый мир. И потому идут с ними в походы, едут в другие города, совершают увлекательные путешествия в историю.

Еще одна нагрузка? Нет, учитель — всегда и везде учитель. Зал музея, театра, филармонии — это тоже его класс.

Для первоклассников знакомство с историей родного города или края можно начинать в День знаний — I сентября. В краеведческом или местном музее, в филиалах музея, везде, где ребят встречают экскурсоводы, дарят им значки, буклеты, рассказывают о самых интересных экспонатах и экспозициях с подлинными вещами, то в этом случае представление воспринимается школьниками с особым интересом. И в нашем районе такие встречи стали традиционными.

Первая встреча с музеем — это праздник — вот главное, что должно остаться в душе и памяти каждого юного жителя Казани. А потом уже можно начать планомерную работу с тем или иным классом, учитывая их интересы, запросы. Темы лекций и экскурсий сотрудники музея подбирают так, чтобы дополнить урок литературы или истории. Для школьников в музеях организуются тематические занятия, на которых ребята под руководством специалистов изучают историю родного края, выполняют практические задания. Через участие в работе музея реализуется их тяга к романтике, жажда открытий. Многие дети ведь до сих пор, отыскивая предметы старины или реликвии Великой Отечественной войны, приносят их в музей. О том, что интерес к краеведению становится массовым, свидетельствует и то, что в школах открываются и действуют музеи разного профиля. Инициаторами создания таких музеев выступают школьные учителя, организаторы внеклассной работы, зачастую и сами учащиеся.

В общеобразовательных организациях района проводятся теоретико-практические занятия с элементами музейной педагогики. В Авиастроительном и Ново-Савиновском районах действуют 37 школьных музея, из них 20 этнографических и 17 –военно-патриотических. В 26 учреждениях созданы уголки Боевой славы и Музейные экспозиции. Неоднократно, школьные музеи нашего района становились победителями в городских конкурсах школьных музеев.

Особое место занимает городской проект «Музей в чемодане», в рамках которого было создано 45 экспозиций. Каждый чемодан это память о советском солдате, в них хранятся личные вещи ветеранов ВОВ. Проект был представлен на фестивалях и мероприятиях 9 мая в Парке Победы. В районе организовано посещение школьников музеев трудовой и боевой славы предприятий ОАО «КМПО», ОАО «КАПО им.С.П.Горубнова», ОАО «КВЗ», завод №40 (пороховой), более 6000 школьников смогли посетить существующие музеи.

Музейная педагогика... Сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения. Музей — это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности. Музейная педагогика помогает нам решать практически все задачи дошкольного и школьного образования и может быть использована для реализации как комплексных, так и дополнительных программ. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию образовательного учреждения с семьей и обществом.

Процесс познания человеком традиций своего народа, художественной культуры - сложный и длительный. Средства музейной педагогики позволяют сделать этот процесс ярким и радостным, научить ребенка глубоко воспринимать искусство и красоту окружающего мира, бережно относиться к художественному и культурному наследию своего народа. Реализация технологии музейной педагогики в условиях образовательных учреждений дает ребенку шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к истории, культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею.

Так давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки. Были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687