Создание личного сайта учителя и возможности его использования в образовательном процессе

Юсупов Айрат Ильдарович, методист по ИКТ УМС ИМО
УО ИКМО г.Казани по Советскому району


Сайт учителя – это продукт, рассчитанный на определённую аудиторию. Прежде всего – это ученики, их родители, коллеги по образовательному учреждению. Ученики на сайте могут получить дополнительные материалы для заданий, проектов, над которыми работают, дополнительные материалы без необходимости искать их в Интернет. Родителям учащихся в первую очередь важна обратная связь с педагогом. Через сайт они могут посмотреть портфолио учителя, его достижения, а также задать интересующие вопросы. Коллегам из других школ – интересно посмотреть на разработки учителя, давать комментарии, предложить свои наработки. Руководителю школы – возможность «представить» учителя и его работу на различных уровнях. Самому учителю сайт нужен, прежде всего, для того, чтобы не зависеть от места проведения уроков – он может создать свое полноценное информационное пространство для работы: разместить собственные разработки, готовые уроки, заготовки для уроков в виде тестов, справочников. Для проведения урока учителю нужен будет в школе только любой кабинет с проектором. Кроме того, учитель имеет возможность «саморекламы» – разместить портфолио, грамоты участия в различных конкурсах, может получать отзывы коллег, учащихся и родителей.

Систем создания сайтов в интернете множество. Столько же там и статей, материалов и инструкций, отвечающих на вопрос: где и как сделать сайт учителю?

Я же хочу рассмотреть процесс создания и сопровождения сайта учителя на конкретном примере – сайте лауреата Всероссийского конкурса, победителя Регионального этапа конкурса «Учитель года России - 2016» Ивана Александровича Филатова, учителя истории и обществознания МБОУ «Гимназия № 90» Советского района г.Казани.

Еще на районном этапе конкурса Иван Александрович представлял свой сайт как страничку на всем известном ресурсе – Социальной сети работников образования nsportal.ru. Данный сайт представляет пользователям возможность для создания своего так называемого ими «мини-сайта», который может включать в себя портфолио учителя, его блог, а также имеется возможность вступать в группы (сообщества) по тематикам, где можно выкладывать свои разработки и материалы. Основным преимуществом такого вида размещения персональных сайтов учителей является только возможность получить два вида сертификатов: на создание личного сайта учителя и публикации статьи в СМИ (проект имеет официальный статус электронного средства массовой информации. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-43268 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 28.12.2010 г.). Это важно для учителя, однако для подобных публикаций все-таки более подходят специализированные научные журналы и площадки различных конференций. Их действительно очень много: достаточно в поисковой системе ввести запрос «публикация статьи с присвоением ISBN». Публикации на таких ресурсах не бесплатны, но авторам выдаётся Свидетельство о публикации, в котором указывается номер ISBN сборника, в котором опубликована статья, данные свидетельства о регистрации СМИ и внутренний номер публикации в издательстве. И потом данное свидетельство используется учителем преимущественно в двух случаях: при аттестации и при участии в конкурсном отборе (заявках на гранты). Поэтому свидетельство проекта nsportal, мало подходит для этих задач. Конечно, многие скажут, учитель не обязан разбираться в дизайне сайтов, знать html-коды, и, в конце концов, платить за создание и размещение сайта. Да, на подобных площадках нельзя сменить дизайн (что, конечно, на мой взгляд, относится, скорее, к минусам подобных систем, но никак не к плюсам), не надо платить за размещение сайта, не надо платить за имя сайта, не надо заниматься настройками систем управления и еще много, что не надо делать. А если завтра такой проект закроют? Или переведут на платную основу. Многие руководители школ еще помнят ситуацию с фирмой, которая навязывала услугу по бесплатному созданию сайта школы в 2009-2010 годах. После того как сайт был создан и наполнен контентом, они звонили директору и ненавязчиво предлагали приобрести логин/пароль для возможности редактирования материалов сайта и добавления новых. Хорошо, что в 2010 году все сайты школ обязали перевести на edu.tatar.ru и подобные мошенничества прекратились.

А при участии в более серьезных профессиональных конкурсах для учителей с таким мини-сайтом возникает ряд проблем. Например, в положениях может быть указано (и все чаще это так и происходит), что странички, созданные на подобных площадках (nsportal, Учительский сайт и т.п., в том числе в популярных соцсетях) не считаются сайтами. И всё. Неважно, сколько собственных материалов там размещено, неважно, что учитель работает на подобной платформе уже несколько лет. Не участвовать в конкурсе?

Поэтому уже на этапе районного конкурса «Лучший учитель 2016» Иваном Александровичем было принято решение создать полноценный сайт. Что же включает в себя понятие «полноценный сайт»? Если говорить коротко – это: хостинг (место на сервере, где будет располагаться сайт), система управления сайтом (CMS), имя сайта, дизайн сайта, приложения для сайта (модули расширений для разных функций), и собственно – контент сайта.

Оговорюсь сразу – в сфере создания и управления сайтами не бывает ничего бесплатного. Все компании, оказывающие различные услуги, начиная от имени сайта до создания и размещения - это коммерческие предприятия, получающие выгоду от своих услуг. И никак иначе. Все те рекламные баннеры, на которых написано что-то вроде «бесплатное создание сайта» ведут на сайты компаний-разработчиков систем управлений сайтами CMS (например, WordPress, Drupal, Joomla и т.п.) или компаний, оказывающих комплексные услуги по размещению сайта (хостингу) и предоставлении CMS. Также существуют компании – регистраторы имен сайтов (например, Ru-Center). И здесь придется выбирать из множества предложений. Примеры: бесплатная CMS + бесплатный хостинг + бесплатное имя сайта - но нужно оплатить блокировку рекламного модуля на год. Или: бесплатная CMS + бесплатное имя сайта + отсутствие рекламы – но нужно платить ежемесячно за хостинг (место размещения). Еще пример: бесплатная CMS + бесплатный хостинг + бесплатное имя сайта + отсутствие рекламы – но дается минимально возможное дисковое место для файлов пользователя и нужно оплачивать его расширение, чтобы даже сменить дизайн сайта. С другой стороны, существуют полноценные коммерческие предложения: CMS + любой дизайн (любая настройка) + имя сайта + хостинг + круглосуточная техподдержка – но заплатить 700-2500 рублей в месяц за свой сайт может далеко не каждый учитель.

После сопоставления возможностей предоставления услуг, технических навыков и финансовых возможностей пользователя, нами были выбраны два варианта:

1. Проект Ucoz.ru

2. Платформа Wix.com

Система Ucoz.ru – работает с 2006 года и позиционирует себя как «дружелюбная» среда работы с сайтами для людей, которые впервые создают свой сайт. Система построена на основе базы данных по модульному принципу, можно включать только необходимые модули. Имеется «конструктор сайта», позволяющий делать изменения непосредственно в режиме редактирования. Возможности системы Ucoz.Ru очень большие. Здесь можно:

- управлять дизайном страниц и модулей путем редактирования шаблонов

- распределять права доступа по группам пользователей;

- содержать базы данных пользователей сайта с делением их на группы;

- реализовывать классические (и не только) веб-приложения с помощью различных модулей;

- использовать встроенный визуальный редактор HTML (особенно актуально для тех, кто незнаком с этим языком);

- осуществлять RSS импорт и экспорт;

- блокировать активность с определенных IP-адресов или подсетей;

- бесплатно использовать неограниченное дисковое пространство;

- загружать файлы через веб-интерфейс или FTP;

- прикреплять к бесплатному домену, полученному при регистрации в системе, любой другой домен (он может быть приобретен у любого регистратора)

- производить резервное копирование.

Сразу стоит отметить, что неподготовленный пользователь будет использовать возможности этой системы на 10-20%. Что бы ни говорили сторонники данной системы, для работы с дизайном сайта недостаточно использовать только конструктор, нужны знания html-кодов, а также понимания использования в шаблонах управляющих кодов. Например, код:

<tr><td class="topBorder" style="padding:3px;" bgcolor="#F4F4F4">

$GLOBAL_AAMENU$

</td></tr>

Где $GLOBAL_AAMENU$ - блок меню, который описан в другом шаблоне с помощью кодов:

<li class="m"><a class="m" href="ссылка">Информация об организации</a></li> и т.д.

Здесь приведен пример кода главного меню, который можно настроить и с помощью конструктора, но таких управляющих кодов очень много, этот – самый простой и понятный.

При добавлении материалов, также часто используются специальные коды. Например: $Image1-left$Текст новости... – разместить картинку новости (загруженную через специальную кнопку «обзор» с указанием её ширины и высоты в пикселях), при этом текст обрамляет картинку справа.

Чтобы изменить цвета и минимально сменить оформление текущего шаблона надо хоть на минимальном уровне разбираться в представлении цветов в шестнадцатеричном коде и расположении элементов оформления:

a.ma:hover {text-decoration:underline; color:#58924B;}

li.m {margin: 0 2 0 0px; padding: 0 0 2 13px; background: url('http://сайт/.s/t/113/008.gif') no-repeat 3px 4px; margin-bottom: .3em;}

Где http://сайт/.s/t/113/008.gif' – один из элементов дизайна (галочка в меню), который можно перекрасить, передвинуть и т д. color:#58924B – зеленый цвет рамки меню, который можно перекрасить в синий или другой.

Также можно вставлять html-контент с других сайтов (что приходится делать в режиме работы с добавлением материалов в формате html-кодов), но при этом они проходят проверку системой на безопасность и не всегда срабатывают.

Все добавленные материалы во всех модулях хранятся отдельно от шаблонов дизайна в специальной базе данных с системой резервирования и могут быть восстановлены системными администраторами Ucoz.Ru в случае сбоя.

Существует целый учебник по работе в системе Ucoz.ru (http://book.ucoz.ru/) Также есть огромная база знаний (http://www.ucoz.ru/help/), блог разработчиков системы (http://blog.ucoz.ru). Однако в последнее время разработчики проводили еще более расширенную коммерциализацию проекта (последние 1,5 года): увеличили цену за отключение рекламного модуля, ввели биржу фрилансеров (https://upartner.pro/), у которых (и практически только у них) можно купить работоспособные скрипты или поменять шаблон сайта на профессиональный (http://utemplate.pro/). Стоит отметить, что для сайтов учителей, школ и других некоммерческих частных проектов существует возможность бесплатного отключения рекламы (платное отключение - $5,99 в месяц). Но для этого нужно написать письмо, желательно на бланке учреждения с просьбой об отключении рекламы (https://blog.ucoz.ru/blog/one_banner/2010-02-10-130). И отключают бесплатно рекламу не всем, а только проектам с большой посещаемостью, большим количеством материалов, существующим уже какое-то время.

Пример сайта учителя биологии Татьяны Карповой, той же гимназии №90 Советского района г.Казани, построенного на Ucoz.ru более 7 лет назад (http://tana.ucoz.ru). Сайт был призером Республиканского конкурса «Использование ИКТ в УВП». Учитель целенаправленно работала только на данной платформе, использовала её возможности, разбиралась с оформлением, структурой материалов, и её сайт и сейчас может служить примером для учительских сайтов.

Но не каждый учитель будет полностью изучать систему Ucoz.ru по учебнику, тем более в сжатое время конкурса. Поэтому Иваном Александровичем было принято решение создать сайт в среде Wix.com и перенести материалы с nsportal на него. Принять такое решение позволили ряд обстоятельств, а именно:

- Интуитивный конструктор. Работа в редакторе сайта не требует никакой специализированной подготовки. Никаких html-кодов, никаких CSS-таблиц стилей, никаких управляющих кодов. Можно настроить, изменить, удалить или добавить любой элемент в формате WYSIWYG – то есть: что вижу на экране – то и получаю. Для передвижения фотографии на главной странице не надо знать ее размеры, место положения на странице в пикселях – надо просто «схватить» её мышью и передвинуть. Для изменения размера не надо использовать редакторы, надо просто уменьшить или увеличить размер, потянув за любой угол фотографии. Чтобы ввести текст – нужно нажать на любом месте экрана и ввести нужный текст, передвинув его потом мышью в необходимое место, изменив размер и атрибуты. Неверную операцию очень просто «отменить» - с помощью кнопки «отмена действия», как в Microsoft Office. Не сложнее.

- Красивые шаблоны сайтов. В Ucoz-е подобные шаблоны относят к профессиональным и предлагают приобрести за отдельную плату. Любой шаблон может быть установлен на сайт только одни раз, но его можно менять до неузнаваемости сколь угодно раз. В качестве фона можно использовать видео. Более 40 видов представления галерей фото и материалов. Имеется якорное меню для перемещения в пределах одной страницы.

- Имеется мобильная оптимизация. Мобильную версию можно активировать в один клик. В Ucoz-е необходимо подключать мобильные шаблоны в платной версии. Это важно как для своей работы, ведь не секрет, что 70% посещений сайт учителя – это посещение учениками со смартфонов или планшетов. Кроме того, неизвестно, как будет просматривать сайт конкурсная комиссия. Это немаловажный плюс системы.

- Огромная коллекция приложений (платных и бесплатных), которые можно использовать на сайте (отдельные формы комментариев, опросы с построением графиков, опросы с ведением базы ответивших, чаты, различные форумы, счетчики сайта) для создания и продвижения вашего сайта. При этом приложения устанавливаются также в формате WYSIWYG. Никаких кодов вставки.

- Неограниченное число страниц (в Ucoz-е – ограничение 20 страниц пользователя). Меню структурируется «перемещением» страниц.

- Удобная система вставки видео из Youtuve и Vimeo. Никаких кодов вставки, необходимо просто скопировать ссылку из адресной строки при просмотре видео.

- При необходимости можно легко встроить нужный HTML-код, например, вставить тесты, подготовленные на специализированных ресурсах. При этом окошко с кодом можно также растягивать, перемещать мышью.

- Хорошая справочная система (https://www.wix.com/support/html5/), построенная на видеороликах того, какое действие Вы хотите сделать.

Разумеется, данная система также не бесплатна. Премиум-план стоит 2988 рублей в год. Доменное имя второго уровня (ivanfilatov.info) – 1121 рубль в год.

Но эта трата не является напрасной. Именно имя в доменной зоне второго уровня может говорить о сайте, как о нужном проекте для учителя, который он не забросит через пару месяцев.

Wix.com не предоставляет услуги по регистрации имен в зоне Ru. Однако можно купить доменное имя в зоне Ru у другого регистратора и «прикрепить» его к сайту. В нашем случае такое имя в зоне Ru уже было занято. Хотя имя в информационной зоне Info: ivanfilatov.info – тоже неплохо выглядит: созвучно как Информация об Иване Филатове.

Материалы на сайте необходимо добавлять и использованием инструмента «Добавить»-«Список» - только там можно работать с материалами наподобие базы данных. А это было одним из условий конкурса – добавление материалов должно быть не менее 3 в неделю. Проверяется по датам. Фотографии – «Добавить»-«Галерея». Каждую фотографию необходимо подписывать. Каждый элемент сайта имеет свои «тонкие настройки». При выделении любого элемента сайта над ним появляется небольшая строка меню, где и выбираются настройки.

Комиссия Министерства образования и науки Республики Татарстан неоднократно просматривала сайт Ивана Филатова http://www.ivanfilatov.info перед конкурсом. Сама структура сайта, дизайн сайта, структура меню сайта, материалы сайта, наличие разработок учителя, фотогалерея, портфолио учителя были признаны состоятельными и достаточными для участия во Всероссийском этапе конкурса «Лучший учитель - 2016». Этот сайт не претендует на идеальный пример сайта учителя, однако экспертами Всероссийского конкурса была выставлена практически максимально возможная оценка. И не максимальная, только по двум причинам:

- причине нерегулярного обновления учебных материалов (1 балл из 3 возможных). Т.к. большинство работ было перенесено с nsportal за несколько дней с одними и теми же датами.

- Причине нерегулярного обновления новостной ленты (1 балл из 3 возможных). Т.к. новости ранее марта 2016 года были перенесены за несколько дней в одинаковые даты.

По остальным критериям, опубликованным на сайте Всероссийского конкурса – максимальные оценки. Вывод из вышеперечисленных причин: сайт учителя, особенно участвующего в конкурсе «Учитель года» должен быть создан задолго до самого конкурса.

Персональный сайт учителя - это не только возможность рассказать о себе окружающим, но в большей степени - возможность самому понять, куда двигаться дальше.



P.S. О пирожках. Учитель, участвующий в конкурсах со своим сайтом, также должен быть немного маркетологом. Нужно уметь не только поместить материал (разработку, урок, видео) на сайте в нужный раздел, но и суметь «прорекламировать» его посетителям, чтобы его посмотрело большее число посетителей. Одним из таких примеров может быть видео на странице сайта Ивана Александровича в разделе «Творчество». Видео для городского конкурса «Счастливый случай. Как я пришёл в школу преподавать!» Видео заняло 1 место на городском конкурсе! Так вот, если просто закачать его в Vimeo и оставить в качестве «лицевого» кадра предлагаемый вариант 1 секунды со словами «Сборная Советского района», после публикации ролика его просмотрели за одну неделю 12 человек. Но если в качестве «лицевого кадра» использовать кадр, который установлен сейчас – с пирожками, количество просмотра этого ролика возросло на следующей неделе до 119 просмотров. Пирожки вызывают у посетителей больше любопытства и желания ознакомиться с материалом, чем просто «скучный» черный кадр.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687