Бухарова Лариса Геннадьевна, методист по ИКТ
ИМО Управления образования г.Казани
XXI век заставляет систему образования оперативно реагировать на вызовы современности. Рынок образовательных услуг сегодня обусловлен развитием информационных технологий и ресурсов сети Интернет, которые заняли ведущее положение в мире. Открылся доступ к нетрадиционным источникам информации, повысилась эффективность самостоятельной работы, появились совершенно новые возможности для творчества. Информационная культура, умение использовать информационные технологии в своей повседневной работе, умение создавать и использовать электронные ресурсы, находящиеся в открытом доступе, - таковы приоритеты нового века. Информатизация образования сегодня «неизбежно превращается в планомерно организованную работу по трансформации учебного процесса и затрагивает все стороны жизни образовательного учреждения» [1]. IT-технологии, прочно внедрившиеся в учебно-воспитательный процесс за последние полтора десятка лет, успешно помогают педагогам реализовать свои самые смелые, творческие и креативные педагогические, дидактические, методические, организационные идеи и замыслы. Качественные изменения содержания современного образования, введение новых стандартов, появление новых педагогических технологий предъявляют сейчас высокие требования к учителю. Чтобы воспитать достойного гражданина, способного самосовершенствоваться на протяжении всей жизни, учитель должен быть сам примером для подражания.
Характеризуя систему образования г.Казани, необходимо отметить активное использование новейших средств и методов формирования образовательной среды казанскими педагогами и констатировать, что:
1. Информатизация, активное внедрение средств электронного образования в учебно-воспитательный процесс является одним из приоритетных направлений развития образовательного пространства Казани.
2. Образовательные организации города оснащены необходимым компьютерным, мультимедийным и интерактивным оборудованием.
3. Использование педагогами города информационно-коммуникационных технологий позволяет повысить качество образования, эффективность урока, рационально организовать учебный процесс.
4. Применение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет развивать умение участников образовательного процесса ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных IT-средств.
Однако, не смотря на вышеперечисленные факторы, среди насущных проблем основной остается повышение информационной культуры всех участников образовательного процесса. И работа в этом направлении должна быть построена на принципах системности и поступательности.
Построение системы управления образованием города Казани на основе IT-технологий осуществляется в нескольких направлениях, основные из которых:
- формирование единого информационного пространства городской системы образования через интенсификацию использования компьютерной техники и возможностей сети Интернет в образовательном процессе и в управленческой деятельности;
- обеспечение равных возможностей для получения качественного образования и непрерывного повышения квалификации всем участникам образовательного процесса.
Реализуя вышеназванные основные направления деятельности, для педагогов города Казани создан и успешно развивается Казанский образовательный портал http://kazanobr.ru. В течение всего учебного периода портал планомерно наполняется информационным и образовательным контентом. Он объединил в себе функции информационно–методического ресурса, социальной сети профессиональной направленности и официального сайта Управления образования города. Все материалы и публикации портала находятся в открытом доступе. Их можно читать, а пройдя не сложную процедуру регистрации на портале, комментировать, обсуждать, рецензировать и копировать. Авторы публикаций сохраняют за собой авторское право на свои работы, но их материалы бесплатно доступны любому читателю сразу после публикации. Открытость и доступность – основной принцип работы Казанского образовательного портала. Одной из наиболее важных задач портала остается формирование профессионального педагогического сообщества города Казани. Портал дает возможность педагогам повышать свою информационную культуру и позволяет войти в информационное пространство как равным партнерам, способным представить свой уникальный опыт в мировую информационную сеть. Размещая в своем блоге материалы, педагоги получают рецензию или консультацию методистов. Каждый методист ведет свой блог, в котором отражается его работа по направлению профессиональной деятельности. Объединившись, методисты и педагоги ведут совместную работу над каким-либо проектом или проблемой качественно обогащая тем самым информационно-образовательную среду города.
На Казанском портале созданы виртуальные методические объединения (ВМО). ВМО – это профессионально-педагогические Интернет-сообщества, являющиеся альтернативной формой методических объединений учителей-предметников, воспитателей детских садов и др. педагогических работников. Их на портале работает уже около 70-ти.
Статистика показывает, что число зарегистрированных пользователей портала постоянно увеличивается. Сегодня их уже более 7 тысяч. И это не только педагоги города Казани, но и республики, России и зарубежья.
Деятельность виртуальных сообществ на современном этапе чрезвычайно актуальна и востребована, но для привлечения новых членов ВМО и активизации их работы нужна мотивация к этому виду деятельности, поощрение за активность и качество материалов, размещаемых в блогах педагогов. И здесь чрезвычайно важна совместная работа администрации образовательного учреждения и методистов. Работа методиста с ВМО заключается в осуществлении руководства деятельностью сетевого сообщества и ведении дистанционного профессионального диалога с педагогами, используя возможности виртуального образовательного пространства.
Казанский образовательный портал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) как средство массовой информации. Этот факт дает право рассматривать материалы, размещаемые на портале как публикации в СМИ (Российского и международного уровня), что пригодится педагогам при прохождении очередной аттестации.
На страницах портала выпускается электронный научно-методический журнал с одноименным названием «KAZANOBR.RU». Журнал предназначен для всех участников образовательного процесса – ученых, руководителей, педагогов, обучающихся и их родителей. География авторов не ограничивается рамками города Казани. В свет вышло уже 15 номеров. Освещены такие актуальные проблемы системы образования: «Школа после уроков», «Методическая работа в образовательном учреждении», «Фестиваль педагогических идей», «Электронное образование», ФГОС, «Современный урок», «Математическое образование в г.Казани», «Современное образование» и т.д.
Таким образом, актуальность и доступность информационно-образовательных ресурсов Казанского образовательного портала делает его востребованным и способным помочь в формировании информационной культуры педагогов, без которой невозможно эффективное функционирование и развитие современной системы образования. Уверены, что Казанский портал создаёт достойный имидж системе образования города.
Информационные технологии, Интернет, ноутбук сегодня - неотъемлемая часть жизни современного учителя. Возможности его профессионального роста расширились, это: выход в Интернет прямо с рабочего места, общение со своими коллегами в сообществах на различных образовательных порталах, использование бесплатных, общедоступных коллекций цифровых образовательных ресурсов, возможность рассказать о себе всему педагогическому сообществу города, республики, России и миру.
Сегодня мы внедряем Федеральные государственные образовательные стандарты, которые включают в себя требования к условиям реализации основной образовательной программы. Одно из условий - обеспечение учебного процесса современной информационно-образовательной средой (ИОС), включающей в себя комплекс информационных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы), а также технические и технологические средства ИКТ. Поэтому создание и управление информационно-образовательной средой нужно рассматривать как необходимую составляющую современной инфраструктуры образовательного учреждения.
Работа с информацией - важное требование новых Стандартов, так как основной акцент в них делается на формирование у обучающихся готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Это относится также и к учителю. «Обучать – значит учиться вдвойне», говорил французский писатель XVIII века Жозеф Жубер. Педагогу необходимо хорошо владеть всеми способами работы с информацией и информационными ресурсами. В формировании стойкой мотивации в освоении и применении информационных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий у педагогов заключается работа методистов. В целях оказания непрерывной консультационной и методической помощи по использованию ИКТ во всех направлениях педагогической деятельности у нас в городе определены базовые школы - центры компетенции по электронному образованию, которые призваны тиражировать лучший опыт использования ИКТ в образовании. Их в городе семь (Гимназия № 37, Гимназия № 102, Гимназия № 7, Гимназия № 19, СОШ № 70, СОШ № 171, СОШ № 177). С помощью практического опыта этих центров проходит обучение педагогов города по различным образовательным программам, включая международные, проходят конференции, вебинары, мастер-классы по применению интерактивного оборудования и использования ЦОРов в учебно-воспитательном процессе.
Несомненно, IT-технологии,– это та область, которая постоянно совершенствуется, и чтобы успеть за всеми изменениями и преобразованиями, необходимо все время учиться и «держать руку на пульсе». Участие в научно-практических конференциях, семинарах, форумах и других мероприятиях позволяет педагогу не только поведать коллегам о своей работе, но и услышать оценку своей деятельности. Обмен опытом с единомышленниками позволяет узнавать новые интересные приемы, методы, новшества, которые каждый открывал для себя ежедневным усердным трудом.
Литература
1. Каракозов С.Д., Уваров А.Ю. Условия успешной информатизации учебного процесса. Научно-методический журнал «Информатика и образование» №4, 2016 г.
2. Бухарова Л.Г. Портал как средство повышения информационной культуры. ЭН-МЖ «KAZANOBR.RU» №1, 2011.