Современные информационные технологии в формировании профессиональных компетенции педагогов

Бухарова Лариса Геннадьевна, методист по ИКТ
ИМО Управления образования г.Казани


XXI век заставляет систему образования оперативно реагировать на вызовы современности. Рынок образовательных услуг сегодня обусловлен развитием информационных технологий и ресурсов сети Интернет, которые заняли ведущее положение в мире. Открылся доступ к нетради­ционным источникам информации, повысилась эффективность самостоятель­ной работы, появились совершенно новые возможности для творчества. Информационная куль­тура, умение использовать информационные технологии в своей повседневной работе, умение создавать и использовать электронные ресур­сы, находящиеся в открытом доступе, - таковы приоритеты нового века. Информатизация образования сегодня «неизбежно превращается в планомерно организованную работу по трансформации учебного процесса и затрагивает все стороны жизни образовательного учреждения» [1]. IT-технологии, прочно внедрившиеся в учебно-воспитательный процесс за последние полтора десятка лет, успешно помогают педагогам реализовать свои самые смелые, творческие и креативные педагогические, дидактические, методические, организационные идеи и замыслы. Качественные изменения содержания современного образования, введение новых стандартов, появление новых педагогических технологий предъявляют сейчас высокие требования к учителю. Чтобы воспитать достойного гражданина, способного самосовершенствоваться на протяжении всей жизни, учитель должен быть сам примером для подражания.

Характеризуя систему образования г.Казани, необходимо отметить активное использование новейших средств и методов формирования образовательной среды казанскими педагогами и констатировать, что:

1. Информатизация, активное внедрение средств электронного образования в учебно-воспитательный процесс является одним из приоритетных направлений развития образовательного пространства Казани.

2. Образовательные организации города оснащены необходимым компьютерным, мультимедийным и интерактивным оборудованием.

3. Использование педагогами города информационно-коммуникационных технологий позволяет повысить качество образования, эффективность урока, рационально организовать учебный процесс.

4. Применение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет развивать умение участников образовательного процесса ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных IT-средств.

Однако, не смотря на вышеперечисленные факторы, среди насущных проблем основной остается повышение информационной культуры всех участников образовательного процесса. И работа в этом направлении должна быть построена на принципах системности и поступательности.

Построение системы управления образованием города Казани на основе IT-технологий осуществляется в нескольких направлениях, основ­ные из которых:

- формирование единого информационного пространства городской систе­мы образования через интенсификацию использования компьютерной техники и возможно­стей сети Интернет в образовательном процессе и в управленческой деятельности;

- обеспечение равных возможностей для получения качественного образования и непрерывного повышения квалификации всем участникам образовательного процесса.

Реализуя вышеназванные основные направления деятельности, для педагогов города Казани создан и успешно развивается Казанский образовательный портал http://kazanobr.ru. В течение всего учебного периода портал планомерно наполняется информационным и образовательным контентом. Он объединил в себе функции информационно–методического ресурса, социальной сети профессиональной направленности и официального сайта Управления образования города. Все материалы и публикации портала находятся в открытом доступе. Их можно читать, а пройдя не сложную процедуру регистрации на портале, комментировать, обсуждать, рецензировать и копировать. Авторы публикаций сохраняют за собой авторское право на свои работы, но их материалы бесплатно доступны любому читателю сразу после публикации. Открытость и доступность – основной принцип работы Казанского образовательного портала. Одной из наиболее важных задач портала остается формирование профессионального педагогического сообщества города Казани. Портал дает возможность педагогам повышать свою информационную культуру и позволяет войти в информационное пространство как равным партнерам, способным представить свой уникальный опыт в мировую информационную сеть. Размещая в своем блоге материалы, педагоги получают рецензию или консультацию методистов. Каждый методист ведет свой блог, в котором отражается его работа по направлению профессиональной деятельности. Объединившись, методисты и педагоги ведут совместную работу над каким-либо проектом или проблемой качественно обогащая тем самым информационно-образовательную среду города.

На Казанском портале созданы виртуальные методические объединения (ВМО). ВМО – это профессионально-педагогические Интернет-сообщества, являющиеся альтернативной формой методических объединений учителей-предметников, воспитателей детских садов и др. педагогических работников. Их на портале работает уже около 70-ти.

Статистика показывает, что число зарегистрированных пользователей портала постоянно увеличивается. Сегодня их уже более 7 тысяч. И это не только педагоги города Казани, но и республики, России и зарубежья.

Деятельность виртуальных сообществ на современном этапе чрезвычайно актуальна и востребована, но для привлечения новых членов ВМО и активизации их работы нужна мотивация к этому виду деятельности, поощрение за активность и качество материалов, размещаемых в блогах педагогов. И здесь чрезвычайно важна совместная работа администрации образовательного учреждения и методистов. Работа методиста с ВМО заключается в осуществлении руководства деятельностью сетевого сообщества и ведении дистанционного профессионального диалога с педагогами, используя возможности виртуального образовательного пространства.

Казанский образовательный портал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) как средство массовой информации. Этот факт дает право рассматривать материалы, размещаемые на портале как публикации в СМИ (Российского и международного уровня), что пригодится педагогам при прохождении очередной аттестации.

На страницах портала выпускается электронный научно-методический журнал с одноименным названием «KAZANOBR.RU». Журнал предназначен для всех участников образовательного процесса – ученых, руководителей, педагогов, обучающихся и их родителей. География авторов не ограничивается рамками города Казани. В свет вышло уже 15 номеров. Освещены такие актуальные проблемы системы образования: «Школа после уроков», «Методическая работа в образовательном учреждении», «Фестиваль педагогических идей», «Электронное образование», ФГОС, «Современный урок», «Математическое образование в г.Казани», «Современное образование» и т.д.

Таким образом, актуальность и доступность информационно-образовательных ресурсов Казанского образовательного портала делает его востребованным и способным помочь в формировании информационной культуры педагогов, без которой невозможно эффективное функционирование и развитие современной системы образования. Уверены, что Казанский портал создаёт достойный имидж системе образования города.

Информационные технологии, Интернет, ноутбук сегодня - неотъемлемая часть жизни современного учителя. Возможности его профессионального роста расширились, это: выход в Интернет прямо с рабочего места, общение со своими коллегами в сообществах на различных образовательных порталах, использование бесплатных, общедоступных коллекций цифровых образовательных ресурсов, возможность рассказать о себе всему педагогическому сообществу города, республики, России и миру.

Сегодня мы внедряем Федеральные государственные образовательные стандарты, которые включают в себя требования к условиям реализации основной образовательной программы. Одно из условий - обеспечение учебного процесса современной информационно-образовательной средой (ИОС), включающей в себя комплекс информационных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы), а также технические и технологические средства ИКТ. Поэтому создание и управление информационно-образовательной средой нужно рассматривать как необходимую составляющую современной инфраструктуры образовательного учреждения.

Работа с информацией - важное требование новых Стандартов, так как основной акцент в них делается на формирование у обучающихся готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Это относится также и к учителю. «Обучать – значит учиться вдвойне», говорил французский писатель XVIII века Жозеф Жубер. Педагогу необходимо хорошо владеть всеми способами работы с информацией и информационными ресурсами. В формировании стойкой мотивации в освоении и применении информационных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий у педагогов заключается работа методистов. В целях оказания непрерывной консультационной и методической помощи по использованию ИКТ во всех направлениях педагогической деятельности у нас в городе определены базовые школы - центры компетенции по электронному образованию, которые призваны тиражировать лучший опыт использования ИКТ в образовании. Их в городе семь (Гимназия № 37, Гимназия № 102, Гимназия № 7, Гимназия № 19, СОШ № 70, СОШ № 171, СОШ № 177). С помощью практического опыта этих центров проходит обучение педагогов города по различным образовательным программам, включая международные, проходят конференции, вебинары, мастер-классы по применению интерактивного оборудования и использования ЦОРов в учебно-воспитательном процессе.

Несомненно, IT-технологии,– это та область, которая постоянно совершенствуется, и чтобы успеть за всеми изменениями и преобразованиями, необходимо все время учиться и «держать руку на пульсе». Участие в научно-практических конференциях, семинарах, форумах и других мероприятиях позволяет педагогу не только поведать коллегам о своей работе, но и услышать оценку своей деятельности. Обмен опытом с единомышленниками позволяет узнавать новые интересные приемы, методы, новшества, которые каждый открывал для себя ежедневным усердным трудом.

Литература

1. Каракозов С.Д., Уваров А.Ю. Условия успешной информатизации учебного процесса. Научно-методический журнал «Информатика и образование» №4, 2016 г.

2. Бухарова Л.Г. Портал как средство повышения информационной культуры. ЭН-МЖ «KAZANOBR.RU» №1, 2011.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687