Основная образовательная программа дошкольного образования - инструмент реализации ФГОС ДО

Романова Н.Г., методист УМС ИМО Советского района


При создании основных образовательных программ разного уровня наибольшую трудность представляет основная образовательная программа дошкольного образования. В условиях, когда детские сады интегрируются в образовательные комплексы, где неизбежно доминирующую роль играет школа со сложившимися подходами к организации обучения и развития ребенка, руководители образовательных организаций не всегда должным образом понимают и оценивают специфику дошкольного детства. Этот период жизни ребенка зачастую оценивается как подготовительный к школе. Необходимо пересмотреть взгляды на период дошкольного детства. Главный принцип Стандарта – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в развитии человека.

Какие особенности деятельности дошкольных групп необходимо учитывать в системе «дошкольные группы – основная школа»? Это

- гибкость в организации учебного процесса, предполагающая разумный баланс между занятиями, организованными взрослыми и инициированными самими детьми, между обучением и свободной игрой.

- проектный способ реализации ФГОС, предполагающий создание команд педагогов, поэтапно решающих задачи его освоения.

- гибкий учебный план и расписание занятий, позволяющие осуществлять ротацию по группам тех педагогов, чьи профессиональные компетенции позволяют уже сегодня достигать отдельных целевых ориентиров ФГОС. (В основе такого расписания сочетание специализации и кооперации педагогов. Один прекрасно владеет методикой организации сюжетно-ролевых игр, другой прививает дошкольникам навыки исследовательской работы, третий формирует у дошкольников практический опыт проектной деятельности, но до сих пор каждый из них делал это только в своей группе. Ротация и взаимозаменяемость педагогов позволят постепенно охватить все аспекты ФГОС во всех группах без исключения).

В рамках образовательного процесса педагоги должны обеспечить живое, заинтересованное общение ребенка со взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности, ведущее место среди которых по-прежнему отводится игре.

Сегодня важно понимать, что основная образовательная программа дошкольного образования - инструмент реализации ФГОС дошкольного образования. Образовательная программа в ДОУ – это стратегический плановый документ, обусловленный логикой развития самого ДОУ, его традициями, достижениями, возможностями, запросами основных социальных заказчиков — родителей (законных представителей). Основная образовательная программа организации должна быть конкретной, позволяющей педагогам, непосредственно приступить к практической работе. В тоже время, ее содержание должно быть универсальным и вариативным.

Разработка образовательной программы дошкольного отделения может включать те элементы деятельности, которые составляют ее уникальность, отличают каждое конкретное учреждение от других организаций. Это собственные традиции, устои, свои находки в работе с дошкольниками, то есть необходимо опираться на свой собственный положительный опыт.

При составлении ООП необходимо учесть имеющиеся условия и специфику дошкольных групп при образовательных организациях, это - размер дошкольного отделения, определяемый общим числом детей и групп (2-3 группы, 30-40 детей, разновозрастной состав). Наибольшую трудность вызывает работа в разновозрастной группе. Обычно это 2-х или 3-х возрастные группы (3-5 лет, 5-7 лет, 4-7 лет). В разработке программы, согласно п. 2.7 ФГОС ДО необходимо учитывать психолого-педагогические характеристики и виды детской деятельности.

«Ведущая деятельность – деятельность, которая на данном этапе психического развития оказывает наибольшее влияние на развитие личности ребенка.» Н.А.Леонтьев


Второе условие, на которое следует обратить внимание это - потребности, мотивы и интересы детей, родителей, специфика национальных социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. Данное условие можно выполнить по итогам анкетирования, где определяется социальный статус родителей, их потребности и запросы. Анкетирование проводится ежегодно в конце года.

При разработки ООП необходимо учитывать возможности педагогического коллектива, их квалификационный уровень, образовательный ценз, а также предусмотреть участие педагогического коллектива дошкольных групп в Управленческом совете образовательной организации. Это обеспечит открытость дошкольного образования, независимую общественную оценку деятельности дошкольного отделения, предусматривающей механизмы организации партнерского взаимодействия педагогов и родителей. (Такой структурой к примеру может стать совет дошкольного отделения как составная часть управляющего совета школы, решающий свои специфические задачи).

Также отличительной особенностью ООП дошкольных групп при образовательных организациях является тесная работа со школой, т.е. преемственность. В данных учреждениях преемственность выполняется напрямую: в формах, видах, содержании. Этот раздел должен быть разработан более подробно, детально и приносить свои результаты.

Не секрет, что в создании программы основную роль принимают старшие воспитатели (заместители директора по дошкольному образованию). В помощь имеется навигатор примерных образовательных программ, размещен сайте ФИРО. http://www.firo.ru/?page_id=11684

Программы, которые будут использоваться для формирования собственной ООП, рекомендуется выбирать по критериям актуальности, потенциальной полезности и обеспеченности ресурсами, а также соответствия программ друг другу

Структура ООП Организации должна соответствовать структуре ПООП и требованиям Стандарта. Если обязательная часть программы соответствует примерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу. Обязательная часть должна быть представлена развернуто, если она не соответствует ни одной из примерных программ.

В ООП должны быть правильно выдержаны отношения между обязательной частью и частью, формируемой участниками образовательных отношений. Часть ООП, формируемая участниками образовательных отношений, не должна занимать более 40% от общего объема ООП Организации. Обе части ООП методологически и содержательно должны соответствовать друг другу.

ООП должна быть написана грамотным языком и иметь единый стиль изложения, а также иметь дополнительный раздел программы – краткую презентацию. Текст должен быть ориентирован на родителей, доступен для ознакомления.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687