Актуальные вопросы индивидуализации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации

Иванова Юлия Геннадьевна, методист по дошкольному образованию УМС ИМО УО г. Казани
по Авиастроительному и Ново-Савиновскому районам


В современной России проводится реформа образования, где основной задачей выступает защита конституционного права граждан на образование, проводимого в интересах ребенка, семьи и общества в целом. В период реформирования образования появились новые задачи перед педагогами, такие как индивидуализация образования, в обучении главным условием стало личное общение и взаимодействие каждого ребенка с педагогом.

И хотя вопрос об индивидуализированном обучении поднимался уже давно, только в 2014 году с введением федерального государственного стандарта дошкольного образования это задекларировано как один из важнейших принципов, которым должен руководствоваться каждый педагог детского сада .

Так что же это такое, и «с чем это едят?»

Индивидуализация – обучение, при организации которого учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения. Она основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т.д. В противовес восприятию ребенка как «пустой корзины», которую воспитатель «наполняет» информацией, индивидуализация рассматривает ребенка и воспитателя так, как будто бы они вместе закладывают основы личности, в том числе начала ключевых компетентностей, природосообразных дошкольному детству (социальной, коммуникативной, деятельностной, информационной и здоровьесберегающей)..

Но чтобы принять этот аспект обучения, многим уже давно работающим педагогам приходиться буквально «перестраивать», пересматривать свои методы работы, изучать новые технологии, направленные на личностный подход в воспитании и обучении детей. Принцип индивидуализации должен проходить через все режимные процессы ребенка, а не использоваться только на занятиях.

Индивидуализация – это опора, на основе которой педагог использует новые образовательные технологии:

− проблемно – поисковую, как средство самореализации детей;

− дискутирование – расширение и уточнение знаний вне запрограммированных занятий;

− игровое моделирование – как активная обучающая среда;

− функционирование – формирование активного отношения к окружающему миру, своему месту в нем, взаимоотношения с обществом;

− оценочную – в которой ребенок дает оценку в первую очередь своей деятельности, делает выводы, выясняет пути решения проблем.

Создание индивидуализированного пространства для детей группы невозможно без правильно оформленной и подобранной под возраст развивающей предметно пространственной среды, которая позволит каждому ребенку найти свой путь в единой образовательной системе целого коллектива педагогов. Каждый уголок пространства должен быть организован для коллектива детей, но при этом давать возможность проявить свою индивидуальность и творчество.

Здесь очень многое зависит от воспитателя, его способности и его объема знаний, позволяющим правильно организовать детей для развития личностных качеств. Выстраивая, изобретая, организовывая предметно-пространственную среду, педагог обязательно учитывает особенности индивидуального развития каждого ребенка в группе. Во взаимодействии с детьми для кого-то он будет учителем, для кого-то просто наблюдателем. При таком способе взаимодействия у детей появляется больше возможностей для развития творчества и радости достижения целей, а значит, мотивирует на движение вперед. Предметная среда, дающая свободный доступ к средствам изобразительного искусства, моделированию, игровой деятельности в организованных тематических уголках, сможет удовлетворить исследовательскую потребность ребенка, помогая ему получить новые знания в игровой форме. Предметно пространственная среда не должна иметь мертвых зон, эта среда должна быть не только развивающей, но и быть развивающейся. Хотелось бы выделить основные центры этой среды:

1) рабочее пространство, которое легко модернизируется для исследовательской или творческой деятельности;

2) отдел наглядных пособий, материалов, инструментов (песок, камни, ракушки, микроскопы, лупы и т.п.);

3) уголок ролевых игр с атрибутами для игры, которые периодически сменяют друг друга;

4) отдел искусства, где дети свободно могут использовать наборы для творчества;

5) уголок экспериментальной и трудовой деятельности (живой уголок, цветы);

6) отдел умственного развития (головоломки, логические, математические наборы);

7) уголок расслабления, где ребенок может побыть в уединении;

8) краеведческий и культурный центр развития;

9) уголок музыки и книг.

Малыши должны иметь возможность взаимодействовать со всеми основными элементами предметно-пространственной среды дошкольного учреждения, создавая при этом при помощи воспитателей мини-группы на основе интересов.

При освоении новых подходов к организации развивающей среды и в частности планировки группового пространства у педагогов нередко возникают затруднения. Нередко от них можно услышать такую фразу «Покажите, как это должно быть». Хорошим наглядным примером для педагога, испытывающему затруднения в преобразовании предметно-пространственной среды сообразно нынешним требованиям могут стать дошкольные образовательные учреждения Авиастроительного района, строящие педагогический процесс с учетом комплексной основной образовательной программы «ОткрытиЯ».

Опыт работы этих дошкольных учреждений по созданию условий для реализации ФГОС вызывает постоянный интерес у руководителей и педагогов ДОО города и республики. Детские сады №№ 20, 308 являются базовыми площадками для проведения заседаний районных методических объединений педагогов Авиастроительного и Ново-Савиновского районов по вопросам проектирования развивающей предметно-пространственной среды. Обучающие семинары для слушателей республиканских и федеральных курсов повышения квалификации регулярно проводят коллективы ДОО №№ 72, 152,300, 404. Детский сад № 368 является республиканской пилотной площадкой по внедрению ФГОС.

Предметно-пространственная среда в этих детских садах спроектирована с целью достижения главной задачи Программы - раскрытие и развитие индивидуальности каждого ребёнка, создании субъектного опыта его жизнедеятельности, благоприятных условий для реализации активности, самостоятельности, личностно значимых потребностей и интересов. Пространство группы для этого разделяется на Центры активности (центр искусств, центр строительства, литературный центр + центр грамотности и письма в старших группах, центр сюжетно-ролевых (драматических) игр, центр песка и воды, центр математики и манипулятивных игр, центр науки и естествознания, центр кулинарии, открытая площадка).Д ля наполнения которых, совсем необязательно приобретать дорогостоящие игрушки и игровое оборудование.

Основанная и организованная на таких центрах и на территориях детского сада среда помогает детям развивать свою личность, инициативность, общение, помогает освоить социальные роли, понять условия взаимоотношений людей, раскрыть свои способности, научиться быстро адаптироваться в незнакомой среде. И всё это, в дальнейшем, обеспечит ребенку успешный школьный старт.

Главная задача, стоящая сейчас перед педагогами, организующим игровое пространство детского сада – суметь проанализировать свою предшествующую работу, критически осмыслить её и приложить усилия к тому, чтобы понять смысл перемен, в которые они вовлечены. Важно, чтобы у них возникли собственные убеждения относительно содержания и наполнения развивающей среды, которую они создают, и будут ежедневно использовать в работе с детьми.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687