Василова Равза Рафаиловна, методист по дошкольному образованию
УМС ИМО УО г. Казани по Вахитовскому и Приволжскому районам
Деятельность методической службы района направлена на реализацию следующей цели: «Формирование профессиональной культуры педагогов на основе диссеминации педагогических технологий в условиях реализации ФГОС ДО»
Были определены задачи:
· Организация и методическое обеспечение непрерывного повышения квалификации педагогических кадров дошкольных учреждений, содействие их творческому росту, профессиональной самореализации
· Методическое сопровождение внедрения ФГОС ДО, организация обучающих семинаров-практикумов для всех категорий педагогических работников ДОО района
· Формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива ДОУ через систематическое изучение, обобщение и распространение педагогического опыта, работу по внедрению достижений педагогической науки. Оказание разнообразной методической помощи педагогическим работникам, осуществляющим инновационную деятельность
· Обеспечение дальнейшего развития профессионального конкурсного движения педагогических работников ДОО, условий для самопрезентации молодых специалистов.
· Оказание методической помощи ДОО в разработке и развитии системы преемственности между детским садом и школой в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО.
· Методическое сопровождение работы ДОО по повышению качества обучения детей двум государственным языкам РТ
На эффективное решение данных задач оказывает влияние разносторонний
характер содержания методической работы и разнообразие форм и методов
работы с педагогическими кадрами. Приоритет отдается активным методам работы, которые способствуют наибольшему развитию педагогов дошкольных учреждений, повышают их мотивацию и активность в совершенствовании педагогической культуры.
На протяжении многих лет в каждом районе функционируют 10 районных методических объединений (всего 20) для всех категорий специалистов и для воспитателей дошкольных учреждений по пяти образовательным областям. Формы организации методических мероприятий руководители РМО применяют в усовершенствованных видах, включающих в себя активные методы обучения. Это Flash-семинары, тренинги, авторские выставки, стендовые доклады, дискуссии, мастер-классы, педагогические гостиные, позволяющие обсудить проблемы и находки, узнать что-то новое, продемонстрировать свои методические приемы, профессиональную компетентность. Все руководители РМО прошли обучение по совместному проекту МОиН РТ и сингапурской компании «Преобразование обучения для XXI века» и вводят элементы сингапурской методики обучения на заседаниях методических объединений. На тренингах педагогов учат мыслить, высказывать свое мнение, постоянно быть активными. Практика показывает, что применение сингапурских обучающих структур даёт положительные результаты:
- педагоги проявляют больше самостоятельности;
- начинают свободнее общаться, высказывать свою точку зрения;
- уходят от стандартного мышления, осознано воспринимают информацию.
Одной из инновационных форм проведения методических мероприятий можно считать технологию Flash-семинара (создана с применением Flash-методики Балинта (Balint M., flash - вспышка). Флеш-семинар - форма передачи знаний и умений, в основе которой лежит обсуждение нововведений и обмен опытом. Слушатели флеш-семинара имеют возможность за короткое время познакомиться с методиками авторитетных ведущих-лекторов, а также с наработками коллег по рассматриваемому вопросу. В такой форме были организованы семинар для педагогов ДОУ района в сентябре 2015 г. по теме «Возрастные психологические особенности дошкольников» (на базе МАДОУ №130) и в марте 2016 г. по теме «Повышение профессиональной компетентности педагога в работе с родителями воспитанников» (на базе МАДОУ №71).
Основными задачами такой формы как мастер-класс является обобщение опыта работы педагога-мастера по определённой проблеме, передача мастером своего опыта. Ежегодно организуются мастер-классы победителей профессиональных конкурсов «Педагог-мастер» и «Лучший воспитатель ДОУ». Например, «Технологии сенсомоторного развития детей в условиях инклюзивной группы» мастер-класс призера профессионального конкурса «Педагог-мастер» Хайруллина Г.Р., воспитатель МБДОУ №63; «Флорадизайн в детском саду» Москалу К.А., воспитатель МАДОУ №131; «Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников» Венакова Р.А., педагог-психолог МБДОУ №5 и др.
Одной из эффективных форм работы с педагогами ДОО в освоении образовательных стандартов является тьюторское сопрововождение. В районе были организована работа 11 тьюторских школ для старших воспитателей и педагогов ДОУ. На занятиях тьюториала педагоги получают реальную помощь и поддержку в понимании и принятии нового содержания в педагогической практике. Сегодня организованы тьюторские школы по приоритетным направлениям и школы наставничества для молодых педагогов во многих дошкольных учреждениях района.
Диссеминация опыта. Педагоги и руководители ДОО района активно публикуют свой опыт работы в предметных журналах, в сборниках материалов по итогам научно-практических конференций, в электронном журнале «kazanobr.ru» и т.д. Авторы поднимают в своих публикациях проблемы воспитания, развития дошкольников, в том числе обучения 2-м государственным языкам РТ, делятся с коллегами опытом их решения, своими достижениями:
· Журнал «Управление ДОУ», 2015 г., ДОУ №63
· Журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения» №5, №6, №9 2015г. , ДОУ №131
· Научно-методический журнал «Теория и практика ДО», г. Чебоксары, №3-4, 2014, педагоги ДОУ №35,263; №3, 2015 –ДОУ №307
· Журнал «Мәгариф», 2015 год – педагоги ДОУ №77,212,13; 2016г.- ДОУ №66,13
· Статьи в электронном журнале «Kazanobr» 2015г. – 10 педагогов
· Статьи в журнале «Сабыйга» (ежегодно)
· Статьи в газете «Казанские ведомости» (2014- 2016 г.г)
· Статьи в сборниках материалов научно-практических конференций и др.
С 2014 года в рамках реализации районного «Плана действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» методической службой проводится большая работа:
· Реализован 2 этап городской целевой программы тьюторского сопровождения педагогов по введению ФГОС ДО: создание и методическое сопровождение районной тьюторской школы - постоянно действующего семинара по двум направлениям – для старших воспитателей на 3 площадках (57 чел.) по теме «Управленческая культура старшего воспитателя в условиях введения ФГОС дошкольного образования» и для воспитателей ДОО на 8 площадках (214 чел.) по теме «Развитие профессиональной компетентности воспитателя в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
· Организованы и проведены августовские совещания (секция педагогических работников ДОО) в 2015 г.- «Развитие профессиональных компетентностей педагогов ДОО как необходимое условие повышения качества образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО», в 2016 г. –«Совершенствование качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
· Организована районная экспертиза основных образовательных программ дошкольных организаций по приведению ООП в соответствие с ФГОС ДО (ноябрь 2015г.)
· Организовано обучение старших воспитателей (38 чел.-68%) по совместному проекту МОиН РТ и сингапурской компании «Преобразование обучения для XXI века» (октябрь 2015 г.)
· Проведен методический коучинг для дошкольных образовательных организаций – новостроек 2014-2016 г.г. (15 ДОО)
· Продолжается методическое сопровождение 2 пилотных площадок – МБДОУ «Детский сад №77 комбинированного вида» и МАДОУ «Детский сад №131 комбинированного вида» (Приказ МОиН РТ №2295/14 от 23.04.2014 г. «О внедрении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»)
В течение 2015-2016 учебного года проведены следующие методические мероприятия:
· Методическое сопровождение работы районных методических объединений (20 РМО для различных категорий педагогов ДОО). Проведено 85 заседаний РМО в различной форме
· Организованы и проведены 4 городских семинара-практикума для старших воспитателей ДОУ: «Методическая составляющая деятельности старшего воспитателя в процессе подготовки и проведения процедуры аттестации педагогов ДОУ» на базе МБДОУ №5, «Современные технологии обучения детей безопасному поведению на дорогах» на базе ДОУ №25 и №283, «Проблемы формирования профессиональной компетентности педагога ДОО в социально-коммуникативной и речевой областях» на базе ДОУ №273
· Организованы и проведены 3 районных семинара-практикума (на базе ДОУ №130, 396, Гимназии №21 (дошкольное отделение)
· Организованы и проведены мастер-классы педагогов, победителей и призеров профессиональных конкурсов (районный уровень - 2, городской уровень – 1, республиканский уровень- 3)
· Организованы 5 районных инструктивно-методических совещаний по педагогической аттестации и персонифицированной системе повышения квалификации педагогов ДОУ
· Проведен методический коучинг для дошкольных образовательных организаций – новостроек 2014-2016 г.г. (15 ДОО)
· Продолжено методическое сопровождение работы районных методических объединений (20 РМО для различных категорий педагогов ДОО). Проведено 85 заседаний РМО в различной форме.
Методическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольных учреждениях района направлено на развитие и качественное обновление педагогической деятельности, на повышение качества образования. С целью формирования полного представления о состоянии инновационных процессов в образовательных учреждениях района, о качественных и количественных изменениях в них, методической службой района создана система мониторинга инновационных процессов в виде инновационной карты, где определены основные направления деятельности ОУ, объект, на который направлена инновационная деятельность, кто этим занимается, сроки реализации инноваций. В этом году продолжали функционировать:
1 экспериментальная площадка РФ (ДОУ №131) (по апробированию образовательной программы «Разноцветная планета»)
2 пилотные площадки РТ по внедрению ФГОС ДО (ДОУ №77, ДОУ №131)
2 экспериментальные площадки РТ (ДОУ №23 и №273) по теме «Полилингвальное образование дошкольников»
12 муниципальных инновационных площадок (№№5, 32, 42, 55, 63, 77, 131, 255, 362, 373, 385, 396)
21 ДОУ вошли в Реестр инновационных площадок Института развития образования Республики Татарстан (№ 5, 24, 27, 42, 63, 71, 77, 160, 131, 212, 255, 263, 312, 357, 358, 373, 383, 396) и реализуют 26 инновационных проектов
Анализ инновационной и экспериментальной деятельности позволяет сделать вывод о положительных результатах развития дошкольных образовательных учреждений района, определить перспективы в направлении закрепления новшеств и обновления программ развития.
Особое значение в организации методического сервиса отводится системе консультирования педагогических и руководящих работников. В течение учебного года оказывается консультационная помощь по вопросам развития и функционирования дошкольного образовательного учреждения в современных условиях. Основной целью консультирования остается создание образовательного пространства в соответствии с ФГОС ДО, которое включает обеспечение методической базы ДОУ в соответствие с ФГОС, оказание методической поддержки воспитателям и специалистам ДОУ в реализации ФГОС; совершенствование системы работы с родителями по реализации основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ в соответствии с ФГОС.
Консультирование проводилось по следующим направлениям:
- введение и реализация ФГОС ДО;
- разработка образовательных программ ДОО;
- использование в ДОУ соответствующих учебно-методических комплектов по обучению дошкольников 2-м государственным языкам;
- подготовка документов к участию в конкурсах;
- процедура аттестации педагогических и руководящих кадров
- методическая помощь педагогическим коллективам детских садов-новостроек
- консультирование начинающих старших воспитателей и молодых специалистов ДОУ и др.