Технология модерации в формировании профессиональной культуры педагога

Галеева Ирада Шамильевна, ст. методист по целевым программам
ИМО Управления образования г. Казани, Засл. учитель РТ


Инновационная экономика, инновационный потенциал, инновационная деятельность – эти понятия прочно вошли в государственную стратегию и долгосрочные программы развития образования, которое можно охарактеризовать сегодня как образование, устремлённое в будущее. Отсюда и требования, предъявляемые к профессиональным компетенциям руководителя и учителя. Мы хотим видеть системно мыслящего, творческого и духовно нравственного Учителя. Как же реально изменить практику образования?

Ещё в конце 20 века в материалах Юнеско был определён круг компетентностей как желаемый результат образования: уметь познавать, делать, жить вместе и жить в современном мире.

В профессиональной деятельности педагога выделяют и иной состав компетенций. В Европейском проекте Балтийских стран «Учиться, чтобы делиться» были выделены следующие её составляющие:

1. Знания и навыки (значимо именно их единство, т.е. знания имеют ценность, только если они сопровождаются некоторыми навыками для их реализации) – знаниевая парадигма

2. Позиция и поведение ( роль методиста может проявиться только тогда, когда педагоги примут на себя роль ученика, проявят желание обучиться у этого специалиста) – социальные установки

3. Постижение и понимание – метапредметные компетенции

4. Знание прошлого и предвидение будущего – прогностические компетенции

Реализация концепции модернизации российского образования напрямую зависит от сформированности инновационной культуры педагога, его профессиональной компетентности, позволяющей на практике внедрять основные задачи, поставленные государством перед системой образования. А задача методиста - чётко представлять логику своей работы по сопровождению профессионального развития педагога. С этой целью была разработана и внедрена в работу технологическая карта, позволяющая представить этапы и виды деятельности методической службы и каждого методиста в отдельности.


Исходя из вышесказанного, представляется целесообразным обратиться к технологиям обучения взрослых и столь распространённой на Западе службе тьюторского сопровождения. Новые смыслы и ценности образования – это культура взаимодействия, развитие творчества, диалогическое общение, порождение смыслов педагогической деятельности в процессе обучения, методическая поддержка саморазвития, - всё то, что входит в понятие «педагогическая культура».

Подготовка тьюторов на базе информационно-методического центра ( позже отдела) Управления образования г. Казани проходила на основе комплексной целевой программы, созданной автором данной статьи, методистом по работе с дошкольниками М.В.Морозовой и методистом по предметам естественно-научного направления И.И Мироновой. В апробации данной программы участвовали заместители директоров по учебной работе, руководители методических объединений и старшие воспитатели дошкольных образовательных учреждений. В основе обучения был дифференцированный подход к методической работе в ОУ как инструменту формирования профессиональной компетентности педагога. Были рассмотрены современные смыслы методической работы в рамках введения ФГОС и профстандарта учителя, реализация компетентностного подхода в подготовке педагогических работников и алгоритм формирования набора компетенций, проектирование инновационной деятельности, инновации в управлении, содержании, технологии и формах. Эффективность работы по данному направлению определяется прежде всего развитием мотивации к инновационной деятельности, усвоением и освоением педагогического понятийного блока, формированием прогностических умений, овладением управленческими технологиями, моделированием профессионального портфолио руководителя.

Процесс обучения позволил выявить мотивированных на усвоение нового, усвоивших актуальные понятия модернизации образования, освоивших практические навыки конструирования современного урока представителей управленческой команды, которым были делегированы полномочия тьюторов муниципальных методических служб.

Тьюторство – это отдельная культура, новое мышление и новое направление в методической службе.

Среди технологий обучения, прошедших практическую апробацию, следует отметить 4 инновационные модели: обучение на рабочем месте, педагогическое портфолио, проектирование индивидуального педагогического маршрута и тьюторство как ресурс повышения профессиональной компетентности педагогических кадров. Эффективными формами обучения стали обучающие семинары, практикумы, тренинги, экспертиза, презентации, мастер – классы.

Была внедрена в процесс обучения взрослых и технология делибирации – один из перспективных способов, формирующих умение вести конструктивный диалог, принимать решения и формировать адекватные стратегии поведения. Интерактивная педагогическая технология делибирации объединяет в себе возможность деятельности в различных направлениях: это и работа в группах, работа с письменными источниками, участие в диалоге, взаимодействие в сети интернет с коллегами, доступ к использованию тематических информационных ресурсов, участие в научно-практических конференциях, форумах.

Каждый тьютор – это модератор, который должен знать, каковы его функции, как провести модерацию, какие есть техники методического сопровождения. Это попытка добиться реализации идеи не столько за счет совершенствования современного урока ( как основного формата работы учителя), сколько строгим упорядочиванием процесса учения педагога, формированием умения вести конструктивный диалог ,нацеливанием на достижение конечной цели.

Апробация модели тьюторского сопровождения формирования профессиональной культуры педагога в методической службе Управления образования г. Казани в период с 2010 по 2016 год позволяет говорить об эффективности выбранных направлений, форм и технологий в муниципальном образовательном пространстве и представить модель модерации и её этапы.

Этапы модерации инновационной деятельности

Этапы

Фазы

Характеристика деятельности

Подготовительный

1.Заявка от Отдела образования или ОУ на модерацию

2. Изучение нормативных документов ОУ, педагогической ситуации

3. Решение организационных вопросов

4.Построение маршрута модерации

5. Выбор и подготовка алгоритма проведения коучинга

Тьютор должен знать сформулированную цель заявки для определения необходимых для решения задач. При этом тьютор может использовать различные варианты планирования хода коучинга

Технологический

1.Ориентация в проблеме

2. Определение сути проблемы.

3.Выбор форм коучинга: индивидуальной или групповой

4 Разработка проблемы.

5.Презентация.

.

Базовыми принципами деятельности тьютора являются визуализация,

вербализация, позиционирование, рефлексия

3.Аналитический

1.Организация индивидуальной или групповой рефлексии

2.Оценка работы

3. Подготовка отчетной документации


Работа

сопровождается обратной

связью и завершается итоговым анализом работы.

Аналитический этап дает основание для корректировки последующих действий. Обратная связь может быть получена разными

способами, но

обязательно ориентирована на получение от

участников коучинга информации о

содержательной и организационной составляющей работы



Нужно помнить, что деятельность тьютора будет результативной в том случае, если он предъявляет определенные требования к коммуникации участников коучинга .Это могут быть следующие требования к участникам тьюторского сопровождения:

- ориентируйтесь на конкретную цель;

- умейте слушать;

- будьте активны в беседе;

- старайтесь формулировать свои мысли тезисно, ключевыми словами

- осуществляйте конструктивную критику негативных ситуаций


Модерация будет протекать успешно, если тьютор поставит перед собой ряд вопросов и сможет ответить на них. Это такие вопросы, как:

- Какой результат я хочу получить ?

- Что знают участники о той проблеме, которую я помогу разрешить?

- Каковы их ожидания и цели?

- Каким требованиям должна отвечать организационная среда? (комфортная, камерная, интенсивность освещения, наличие информационно-комуникативных ресурсов, наличие технических и технологических средств ИКТ)

- Знакомы ли участники заседания с методами модерации?

Основными техниками работы тьютора являются карта источников, где можно найти материал для ответа, маршрут и инструкция его прохождения; вопросные техники (тьюторы создают различные рабочие типологии вопросов: репродуктивные, помогающие, конструктивные и генерирующие); педагогические портфолио; презентации найденных ответов в кругу педагогов.

Модератор к концу коучинга должен снять или нейтрализовать эмоциональное напряжение, выработать варианты решений и согласовать оптимальный путь решения проблемы, завершить обсуждение проблемы составлением плана действий; поблагодарить участников коучинга за совместную работу. У участников коучинга в процессе такой работы формируются способности к самостоятельному и ответственному решению проблем, развиваются аналитические компетенции, регулятивные, прогностические и коммуникативные. А педагог в свою очередь сам должен ответить на вопросы:

• Что я чувствовал во время коучинга?

• Что я «открыл» в себе?

• Было ли мне комфортно?

Я – свободный человек и творческая личность?

Тьютором может стать тот, кто не просто готов поддерживать учителей в разрешении интересующих их вопросов и вместе с ними включаться в поиск ответов. Тьютор непременно должен иметь собственный опыт самообразования.

Тьюторами должны быть люди, увлечённые этой идеей и готовые обсуждать свои опыты. развивать идеи на практике, поэтому ежегодно тьюторы представляют свой опыт работы на научно-практических конференциях, семинарах- практикумах, демонстрируя эффективность работы с педагогами.

Жизнь каждого человека может быть наполнена радостью, счастьем и желанными свершениями. Так может жить каждый, но живут так единицы. Это возможность, которой можно воспользоваться или упустить ее. Выбор делаете вы сами. Но вы не можете просто захотеть и начать жить по-другому, так не бывает. Начните познавать себя!

Методист – это учитель и бурлак,

Дирижёр и скульптор, задача которого – отсечь от камня всё ненужное, все шероховатости,

чтобы его произведение заблистало всеми гранями отшлифованного алмаза...



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687